Классный час с академиком
В День космонавтики в мариинской общеобразовательной школе №6 старшеклассники встретились со своим земляком, выпускником школы Альбертом Никитиным – доктором технических наук, председателем московского отделения Российской академии естественных наук. Основная деятельность Альберта Николаевича связана с системами энергопитания и автоматики космических аппаратов, робототехникой и бионикой.
Титулов у него множество. Альберт Никитин – член нескольких академий, вице-президент ассоциации «Космонавтика — человечеству», сопредседатель научного совета по космической энергетике Инженерной академии, заслуженный испытатель космической техники и т.д. А еще он известный наставник, педагог. Так, на встречу со школьниками профессор пришёл вместе со своим учеником и нынешним коллегой — доктором технических наук кемеровчанином Владимиром Трусовым.
Автор трёх научных открытий, Никитин принимал участие в запуске в космос Юрия Гагарина, находясь в тот момент на смотровой площадке Байконура. Особенно ему врезалась в память тревожная ситуация:
— На 25 секунд пропала связь с Гагариным. Тогда мы ещё не знали – ни Королёв, никто — что, оказывается, когда запустились двигатели, они плазмой перекрыли доступ информации к антеннам. И после того, как они закончили работать, связь восстановилась. Все вздохнули. А когда Гагарин приземлился, это было что-то невероятное: радость, слёзы, гордость – трудно передать!
Через год, в 1962 году, ведущий инженер Всесоюзного научно-исследовательского института электромеханики стал начальником лаборатории по комплексным испытаниям и отработке аппаратуры системы энергопитания. Ещё через год приступил к созданию метеорологических спутников «Метеор», а после запуска двух объектов перешёл на «Н-1», включившись в разработку лунной программы. С 1974-го стал работать во Всесоюзном НИИ источников тока (ВНИИИТ), дойдя до начальника отделения.
Школьники слушали лауреата Государственной премии Альберта Николаевича Никитина с большим интересом. А потом посыпались вопросы. Вот лишь часть их диалога.
— Почему американцы опередили русских с высадкой на Луну?
— У американцев была разработана национальная программа, на реализацию которой из бюджета было выделено 24 миллиарда долларов. А у нас только 4 миллиарда.
— Продолжаются ли у нас разработки новой космической техники?
— Да. И эти разработки опережают американские.
— Можно ли создать такой корабль, который летал бы в космосе, целым возвращался обратно, и его можно было бы использовать неоднократно?
— Можно, надо только увеличить скорость корабля, но прежде заменить имеющееся топливо.
— Занимаетесь ли вы преподавательской деятельностью?
— Да. Сейчас я — приглашённый профессор в Томском госуниверситете.
…До сих пор его переполняет гордость за достижения своей страны в области космических технологий, за то, что самому приходилось принимать участие в их разработке, в буквальном и переносном смысле гореть при испытаниях межконтинентальной боевой ракеты. «Это был период, когда мы утерли нос американцам, — вспоминает учёный. — Они патологически боялись нас. И только через 20 лет смогли воспроизвести нашу точность попадания ракеты в заданный квадрат — на 13 тысяч километров в район Тихого океана. И мы гордились, что обошли их!»
В свои 76 лет Альберт Никитин по-прежнему активно занимается наукой. Разрабатывает, к примеру, проект «Возобновляемые источники энергии – гелиоаэробарические теплоэлектростанции» (экологически чистый источник). «Создаём искусственное торнадо в трубе, вращаем турбину с генератором, вырабатываем электричество и тепло, с помощью которых можно круглогодично выращивать овощи и фрукты, — поясняет свой второй замысел учёный муж. — Такую уникальную станцию, на 500 киловатт, будем строить на Сахалине».
Находясь в Мариинске в гостях у родного брата Юрия Николаевича Никитина (к слову, ветерана школы № 6), Альберт Николаевич побывал в своих любимых уголках города и его окрестностей. В том числе и в Мариинском краеведческом музее, пообещав его научным сотрудникам пополнить комнату космонавтики интересующими их документами.
Наталья ЛЕБЕДИНСКАЯ.
Фото автора.