Протопи ты мне баньку…подземную
Ни за что бы не поверила, если бы не увидела всё это собственными глазами. Оказывается, и в подземелье, на глубине шести с половиной метров «от поверхности огорода», как пояснил хозяин, может располагаться настоящая русская баня. С печкой, полками, ушатами и березовыми вениками. Причем – не в тесноте и не в обиде. А вполне современно и цивилизованно.
Двенадцать лет назад семья Александра и Светланы Соломенниковых приобрела в Осинниках, в частном секторе на возвышенности, старый дом-полуразвалюху. Перебрались сюда, поближе к многочисленным родственникам, из села в Омской области. Там они держали большое подсобное хозяйство с коровами, свиньями, птицей. Пока однажды у Александра не прихватило сердце. Врачи сделали ему операцию, поставив искусственный клапан, и наказали беречь себя и поменьше напрягаться в работе. Но, даже получив инвалидность, Александр Афанасьевич, выходец из большой многодетной и дружной крестьянской семьи, не привык отлынивать от дел, «сидеть сиднем на печи», как он выразился. Тем более что купленный (а точнее обмененный на старый автомобиль) домишко в Осинниках требовал ремонта.
По специальности Александр Соломенников – строитель. На протяжении многих лет возводил жилые дома, офисные здания, хозяйственные постройки. И потому перестраивать свое очередное жилище взялся с размахом и со вкусом. Чтобы всё было «по уму»: удобно, экономно и практично. А тут ещё и сын Андрей, женившись, привел в дом молодую жену. Дом Соломенниковых стал расти ввысь, за счет пристройки второго этажа. Появились внуки, и вскоре домочадцам надоело бегать в неудобную баньку на улице. «Она сама по себе какая-то не такая, кирпичной кладки. Да и пока до неё добежишь – замерзнешь!» Так дом стал углубляться вниз, прорастая «корнями» в бар, кладовые, душ и баньку.
Начал свое подземное строительство Александр Афанасьевич, конечно же, с подполья. Да не простого: здесь он устроил бар с камином. «А как известно, аппетит приходит во время еды», — сказал Александр Афанасьевич себе и домочадцам, и стал вгрызаться в землю дальше. Из орудий труда – лопата да мешки, в которых вместе с сыном Андреем выносили на поверхность землю. Складировали ее вперемешку с глиной на брошенном огороде соседней постройки. Постепенно вырос целый терриконик, который потом вывезли, за шесть ходок большегрузного самосвала. «Я поначалу ругалась. Куда ты лезешь со своим больным сердцем?! Бесполезно! Ну, не умеет он сидеть без работы. Для него ничего не делать, даже на инвалидности – не жизнь», — ворчит жена Светлана.
— А фантазия-то у меня тем временем дальше работает! — продолжает рассказ своей банной «опупее» (так он назвал эту строительную сагу) Александр Афанасьевич. Захотелось ему, к примеру, облицевать плиткой из природного камня глубокий лестничный проем и спуск в баню. Вот и поехал в Николаевку. Там возле угольных разработок встречался хороший камень. НИ вот прямо во время раскопок и сбора строительного материала случился снежный обвал. «Меня лавиной по шею накрыло. Одна голова торчит. Если бы не мужики, которые были со мной и откопали из-под снега, быть бы беде», — спокойно рассказывает Соломенников.
Стены подземелья он обложил кирпичом. А каменную плитку с помощью раствора крепил уже на стены. Потом выложил печку, сделал полки – всё, что полагается для славной баньки. Ручным буроямом просверлил в земле отверстие и вывел на поверхность трубу и вентиляцию. И процесс пошёл. «Моемся под землей вот уже семь лет. Только недавно пришлось поменять деревянную обшивку: начала преть. Когда строил, брали ведь то, что под рукой было, да что достать удалось. Толковых тогда не было….» Теперь сделал для баньки отличную гидроизоляцию. Простоит его подземное сооружение еще немало лет!
Впрочем, собрались Соломенниковы вскоре со своего косогора съезжать. Тесновато стало двум семьям в одном доме. Оформили землю на окраине города в живописном месте, на берегу большого ручья. Сразу под строительство двух усадьб – родительской и сыновней. «Мы – люди вольные, к работе привычные, решили здесь сразу же и большое хозяйство развести. Держать свиней, гусей, уток и даже рыб», — рассказывает Александр Афанасьевич. «Деда, и чтобы щенка и лошадку!» — просят внуки. «Непременно!» — соглашается дед. Пусть ухаживает детвора за животными – добрее будут и к людям, считают Соломенниковы.
И там, на новом месте, Александр Афанасьевич тоже задумал баньку соорудить. А как же без неё? Только новую обустроит уже в полуподвале, рядом с кочегаркой. Сам же дом будет одноэтажным строением. Но и в таком всем хватит места. Троим детям с их семьями, пятерым внукам. Только надо будет, строясь заново, приложить ещё немало усилий. «Потому что жизнь не может быть красивой и удобной без напряженной работы! Это я ещё с детства усвоил. Принял это, как истину. И теперь с нею мне и жить легче. Знаю, что самая верная надежда – на собственные руки да на помощь близких», — рассуждает хозяин. Вот такая его простая «жизненно важная философия».
Татьяна ШИПИЛОВА.
Фото автора.
Осинники.