Рай и другие радости
В минувший четверг в Кемеровском музее изобразительных искусств открылись сразу три выставки. Пожалуй, наиболее интересная из них – «Море. Солнце. Крым», представляющая 58 живописных и графических произведений из собрания Ярославского художественного музея.
Существующий с 1919 года музей этот сегодня по праву считается крупнейшим художественным центром российской провинции. Он обладает богатейшей коллекцией работ художников «первого ряда». Вот и на этой тематической выставке мы видим Крым глазами И.И.Левитана, И.К. Айвазовского, К.А Коровина и других мастеров кисти XIX-XX веков, чьи полотна хранятся в собрании Ярославского художественного музея.
Если бродить по экспозиции не самостоятельно, а в сопровождении экскурсовода, можно узнать немало любопытного. Ну, вот, например, пейзаж с татарской саклей Константина Коровина и его же натюрморт «Розы» появился в музее относительно недавно – в середине прошлого века. Каким образом? Ведь Коровин, как известно, окончил свои дни в Париже, в Ярославле никогда не бывал… Оказывается, одна уроженка Ярославля вышла замуж за француза – большого любителя русской живописи, коллекционера «русских импрессионистов». Он охотно и много покупал в Париже работы Коровина. А после смерти коллекционера его вдова сделала такое предложение ярославским властям: я, мол, подарю, коллекцию работ Коровина вашему музею, если вы дадите квартиру моей племяннице, проживающей в Ярославле… Квартиру дали. Так, в обмен на трехкомнатную «хрущевку», местный музей обрел полтора десятка полотен Константина Коровина – одного из самых ярких представителей русского авангарда.
Рядом с его картинами, представленными на выставке, – удивительный по изысканности пейзаж, захватывающий кусок балкона с бронзовой вазой и туманную белизну моря за кипарисами… Это полотно кисти Александра Лантри, внука Айвазовского, которого великий маринист в свое время «отнял» у старшей дочери и усыновил. Нет, дедушкиной размашистости и масштаба его посмертной славы внук не достиг. Но тонким стилистом, чувствующим цвет безупречно, едва ли не лучше деда, безусловно, стал.
На такие сборные выставки зрителя привлекают обычно «громкие имена». И как раз они-то, эти имена, как правило, и разочаровывают. Скажем, здешний скромный Левитан мало чего общего имеет с прославленным певцом среднерусского пейзажа. Видно, Крым пришелся Левитану не по вкусу: слишком «жирен», ярок, вызывающе-криклив.
Зато художники, чьи имена широкой публике не столь известны, способны восхитить тут и тонкого ценителя, и неискушенного зрителя. К примеру, очень интересна серия полотен ярославской художницы Ариадны Соколовой. Когда-то, в начале 60-х, она, юная и робкая, была сражена наповал нашествием в город «десанта московской богемы». Столичные художники эпохи оттепели устроили творческий выезд на пленэр в Ярославль. Сошли с парохода, рассредоточились по городу – и давай писать этюды, учитывая новомодные тенденции абстрактной живописи и нефигуративного письма. Эта свобода так поразила молодую художницу, что она навеки пленилась ею, резко поменяв свой стиль и образ мышления. Что из этого вышло – можно увидеть в экспозиции. Типичные 60-е – с их юным солнечным жизнелюбием, упоением радостями плоти, ироничным взглядом на проблемы бытия.
Впрочем, выставка «Море. Солнце. Крым» любопытна еще и тем, что тут можно проследить, как менялись стили и направления поисков творческой «тусовки» за полтора последних века. Ведь этот благословенный край для русского человека всегда был синонимом свободы, раскрепощенности, райского счастья.
Понятно, что в большинстве своем на выставке представлены пейзажи. Кто интересуется светскими сплетнями, наверняка вглядится внимательнее в работы ярославской художницы Майковой. (Это бабушка актера Павла Майкова и эстрадной певицы Анастасии Стоцкой). Кому любопытна история – советую не проскочить мимо серии графических листов Андрея Юмашева. Герой Советского Союза, участник легендарного беспосадочного перелета через Северный полюс из СССР в США, он не получил профессионального образования. Зато много занимался самообразованием, дружил с художником Р.Р.Фальком, путешествовал по миру…
Впрочем, и помимо пейзажей на выставке «Море. Солнце. Крым» можно найти немало интересного. Например, «Портрет Наташи» работы корифея советской живописи Е.Е.Моисеенко. Эту девочку, дочку шофера из Гурзуфа, Моисеенко писал много и часто. И – в разных ее возрастах. Ребенком, подростком, взрослой девушкой… Известно, по крайней мере, пять портретов Наташи (один из них, кстати, хранится в Третьяковской галерее). Другие разошлись по коллекциям музеев и частных собраний… А один – вот он, пожалуйста, на нашей выставке!
* * *
Остается добавить, что одновременно с экспозицией «Море. Солнце. Крым» Ярославский художественный музей (уже по традиции!) представил нам и свое главное сокровище – выставку икон.
Иконы из коллекции Ярославского художественного музея экспонируются в кемеровских залах уже в третий раз. Сотрудничество двух музеев началось в 2009 году, когда с большим успехом прошла выставка «Ярославская икона XVII-XVIII веков». Затем была выставка «Во славу Пресвятой Троицы». Нынешняя носит название «Святитель Николай Чудотворец».
Экспозиция из 32 икон представляет одного из самых почитаемых христианских святых Святителя Николая, культ которого получил на Руси особое значение. Его почитание у нас на родине оказалось настолько глубоким, что Николая стали называть покровителем русского народа. Никольские храмы ставились почти в каждом городе (есть он и в Кемерове), появились русские жития Святителя Николая Чудотворца с описаниями посмертных чудес в русских землях. На выставке представлены различные типы икон Николая Чудотворца XVI-XIX веков.
Ольга ШТРАУС.
Фото Сергея Гавриленко.