Соцсети:

Бла-бла-бла, или лики фатики

4 апреля 2012 | Газета «Кузбасс»

Второй раз в Кемерове проходит социокультурная акция «Чистому городу – чистое слово».
Научный семинар и конкурс плакатов, состязание ораторов и распространение листовок, пропагандирующих правильный, выразительный русский язык, – вот лишь часть мероприятий «Чистого слова». А еще перед студентами и школьниками с лекциями о языке выступают ученые. Казалось бы – зачем? Мы и так прекрасно
знаем свой родной русский! Но это заблуждение.
Павел КАТЫШЕВ, доктор филологических наук, профессор КемГУ, заведующий лабораторией эффективной коммуникации, уверен, что мы отнюдь не достаточно уделяем внимания такой важной составляющей речевого общения, как фатика.

-Слово «фатика» в Интернете трактуется как «бессодержательное общение». Все эти учтивые, но пустые «привет-как дела-пока». А на самом деле фатика – это что?
— Чем мы отличаемся от животных? Чем угодно, только не фатикой. Птички поют, чтобы привлечь партнера, – это фатика. Кошечки мурлыкают, чтобы понравиться хозяину, – это фатика. Фатика – это часть речевой коммуникации, направленная на то, чтобы успешно наладить контакт, успешно в него войти и мягко выйти.
— А правда ли, что в этом разделе человеческой речи существуют даже свои жанры?
— Конечно. Например, жанр приветствия. Прощания. Комплимент. Поздравительная открытка. Анекдот.
— Анекдот?!
— Разумеется. Мы ведь рассказываем и слушаем анекдоты не для того, чтобы получить некую сумму нужных нам сведений. Анекдоты нужны, чтобы вместе посмеяться, разрядить обстановку. Лекторы прибегают к ним, чтобы оживить внимание аудитории, усилить свои позиции. Чисто фатические функции!
Есть и более «суровые» жанры фатики – скандал, например.
— Подождите, а как же «спор, в котором рождается истина»?
— В любом споре, будь то семейная ссора или судебная тяжба юридических лиц, всегда есть один общий момент – момент выяснения отношений. Стороны непременно пытаются найти слабое звено в позиции противника, и вот тут в ход идут фатические приемы.
— Какие, например?
— Оскорбления, попытки перевести разговор от существа дела на обсуждение манеры говорения… Вам наверняка доводилось слышать что-то вроде «в таком тоне я продолжать дискуссию не желаю». Типичный прием фатики. Если нет содержательных контрдоводов, люди прибегают именно к ней.
Фатика вообще может завести очень далеко. И любой опытный медиатор (конфликтолог, психолог, адвокат и пр.), пытающийся примирить стороны, первым делом выясняет, на какой стадии конфликта находится спор. Если он уже дошел до уровня скандала – стороны просто не способны услышать друг друга, рациональные доводы тут бесполезны.
— А мне всегда казалось, что фатика – это речи наших политиков. Слов, лозунгов, красивых фраз много, а когда вдумаешься, что остается в «сухом остатке», — только руками разведешь…
— И это вполне нормально. Западные психологи, анализируя бизнес-коммуникации успешных менеджеров, установили, что они на две трети состоят из фатики. То есть, попросту говоря, успешный руководитель две трети своего рабочего времени должен заниматься болтовней! Думаю, это правило вполне может быть распространено и на политиков – ведь эта сфера деятельности давно уже стала менеджерской, а не сакральной.
— Вернемся к нашей бытовой жизни. Празднословие, в сущности, всегда осуждалось нашей культурой. Достаточно вспомнить, как герои романов позапрошлого века с презрением говорят о пустопорожней «светской болтовне». Да и мы сами разве не устаем от разговоров «ни о чем»? О погоде и природе? Но вы, я вижу, склонны вашу любимую фатику защищать, как верный рыцарь! Скажите прямо: фатика – это хорошо или плохо?
— И хорошо, и плохо. Как в любом явлении, здесь есть плюсы и минусы.
— Например? Начнем с плюсов.
— Фатика помогает поддерживать контакты. Весь этикет строится на фатике! А в семейной жизни фатика занимает процентов 80% времени общения. Простой пример: мама мне звонит и обижается, что я ей не позвонил сегодня. Говорю: «Да мне и рассказать-то тебе нечего! Мы же вчера беседовали». – «Все равно. Мне просто важно знать, что ты обо мне вспомнил».
— Это в самом деле важно…
— Да. А представьте, во что превратились бы домашние будни, если бы супруги, к примеру, или дети и родители общались только по делу?
— О, я знаю такие семьи! «Мусор вынеси», «Дневник покажи», «Вот, мясо купила – на ужин будут котлеты». Все.
— Да-да! Тогда бы семья была уже не семьей, а партнерским предприятием — такой небольшой фермой по выращиванию детей! Так что поддержание уз общения – важнейшая функция фатики.
Кроме того, если мы говорим об этикетных функциях фатики, надо отметить: она помогает нам проводить демаркационную линию, определять границы «свой» — «чужой». Сегодня, когда жаргонизмы из разных сфер активно проникают в общеупотребительную речь, эта задача для разных групп лиц становится особенно актуальной. Бессмысленные (на первый взгляд) жаргонные словечки четко расставляют вешки: где свой, где – нет.
— А минусы фатики?
— Понятно, что праздная пустая болтовня контрпродуктивна. Простой пример – приходишь читать лекцию и никак не можешь успокоить аудиторию, занятую этой самой фатикой (гам, смех, шушуканье).
Другой минус – конфликтогенность фатики. В виртуальной сети даже появились специальные понятия – троллинг и буллинг. Что это такое? Представьте себе некий чат, где все обсуждают общую проблему, и вдруг там появляется пользователь, который нарочно создает конфликтную ситуацию. Или что-то явно провокативное начинает нести, или грубо задираться. Часто это делается сознательно, чтобы дестабилизировать общение, дискредитировать именно эту площадку дискуссии. Авторы троллинга – тролли – бывают «толстые» и «тонкие», да такие тонкие, что порой не сразу и поймешь, что имеешь дело с провокатором…
— А буллинг что такое?
— В переводе с английского – хулиганство, но это не совсем то слово. Пример буллинга – школьники, которые издеваются над старенькой учительницей, а потом выкладывают видеозапись этих издевательств в сеть. Или – начальник, который получает садистское удовольствие от публичного унижения-распекания своих подчиненных. Кстати, в Швеции уже принят закон, который обязывает работодателей создавать благоприятную рабочую обстановку для сотрудников. Не обеспечивший этого работодатель может быть подвергнут законному наказанию.
— Та-ак… Значит, теперь, зная плюсы и минусы фатики, мы можем научиться ими пользоваться? Как?
— Вернемся к первому примеру – болтовня на лекции. Знаю: у студентов-юристов, если такое происходит, бесполезно прибегать к каким-либо педагогическим приемам вроде диалогического общения и прочего. Тут лучше всего подходит простая… диктовка. Говоришь: а теперь возьмите ручки и запишите следующее предложение. И так, по фразам, начинаешь диктовать лекцию. Успокаиваются.
Если говорить о троллинге, то тут даже понятие специальное появилось: «не кормить тролля!» — то есть надо резко прекращать общение с ним, уходить от разговора.
Если в устном общении тебе на площадке общения попадается провокатор, надо сделать так, чтобы его дезавуировать, чтобы остальные участники беседы стали на твою сторону, и уже не ты, а они «затыкали» ему рот…
— А как? Как это сделать?
— Знаете, в общении нет такого понятия, как алгоритмизация. Общение строится не как алгоритм, а как стратегия, а стратегия всегда вероятностна. Вступая в отношения, надо осознавать перспективу взаимодействия. Как говорят западные исследователи, надо не цели ставить, а миссию понять. Это, кстати, касается всего – и бизнес-коммуникаций, и семейных отношений. Надо плясать от установки – на сколько, на какой срок ты рассчитываешь отношения?
— Один мой знакомый уверял, что браки были бы крепче, а семьи дружнее, если бы люди регистрировались в ЗАГСах не на всю жизнь, а на определенный срок. Скажем: «Женюсь на пять лет». Если жизнь складывается удачно – следует пролонгация брачного свидетельства…
Ну, а если всерьез, то в отношениях, как я понимаю, существуют два типа. Либо – с позиции силы: приходишь, чтобы всех покорить. Либо – с позиции дружественности (чтобы всех полюбить). Какой тип, по-вашему, эффективнее? Какие приемы фатики им соответствуют?

— Предпочтительный выбрать нельзя – в разных ситуациях требуется свое. Скажем, оратору на митинге, конечно, надо «всех покорить». Тут уместны лаконичные фразы, демонстрирующие уверенность: «Я знаю», «Я помню», «Это лучшее, что я могу вам предложить».
В партнерских коммуникациях эффективнее, разумеется, дружественность. Это — начинается с невербального общения: контакт глаз, улыбка. Ну, а следом – самопредставление, шутка, объяснение своих намерений…
— Слушайте, Павел Алексеевич, если проанализировать наш с вами разговор, какое место в нем занимала фатика, а сколько времени было отведено информации по существу?
— Думаю, процентов 50 занимала фатика. Но я, скорее всего, преуменьшаю ее количество.
— Да вы что? Не может быть! Ведь это деловое интервью! Если я такое напишу, меня коллеги засмеют: чем это, скажут, ты там с ним занималась?
— И тем не менее. Даже в деловом общении, как видите, фатика – один из важнейших компонентов коммуникации…

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс