Приемный ребенок как средство от бесплодия
Тему этой публикации подсказал читатель Александр из Ленинска-Кузнецкого: «Прочел недавно статью о лечении бесплодных пар. А в жизни знаю примеры, что семья долго не могла завести ребенка, отчаялись уже, но как только взяли приемного, через короткое время родили своего. Вы бы попросили специалистов прокомментировать этот феномен».
Мы попросили.
Галина Александровна УШАКОВА, заслуженный врач России, заведующая кафедрой акушерства и гинекологии № 1 Кемеровской государственной медицинской академии, доктор медицинских наук, профессор:
– На моей памяти такое случалось неоднократно. И даже были случаи, когда женщина, только став приемной мамой, рожала не одного, а нескольких детей – в прежнем браке, от прежнего мужа.
Есть абсолютные формы бесплодия: когда у женщины отсутствуют матка или яичники или у мужчины нет яичек. А есть относительные: детородные органы у обоих партнеров сохранены, судя по результатам медицинского обследования, и мужчина, и женщина здоровы, а беременность не наступает. Если у них все же выявляют иммунологическую несовместимость, препятствующую зачатию, то с медицинской точки зрения это понятно. Но бывает, что причины отсутствия желанной беременности вообще находятся за гранью медицинского понимания. И скорее всего потрясения, которые происходят в семье с появлением в ней приемного ребенка, будят те неизвестные врачам резервы репродуктивной системы, которые приводят к зачатию и рождению своего малыша. Это первое. Но есть и второе.
По мировоззрению я атеист. Однако чем дольше работаю в медицине, тем больше убеждаюсь: существует некая высшая справедливость. Многое в жизни определяется нашим поведением. Когда происходит усыновление-удочерение, супружеской паре, совершившей доброе дело, силы мироздания как вознаграждение даруют собственных детей.
Наталья Николаевна КУЗНЕЦОВА, врач уролог-андролог, кандидат медицинских наук:
– К постановке диагноза «бесплодие» следует относиться очень аккуратно. При бесплодном браке необходимо обследовать обоих партнеров, и желательно, чтобы врачи, которые будут ими заниматься, придерживались одинаковых взглядов на то, что муж и жена – это не два параллельных космоса, а единый биосоциальный организм. И обследовали бы их по единому алгоритму, назначая синхронное лечение. А поскольку репродуктивное здоровье человека нельзя рассматривать в отрыве от состояния его нервной системы и общего физического самочувствия, то в лечении должны принимать участие и другие специалисты: эндокринолог, невролог, кардиолог…
На практике же очень часто происходит так, что женщинами занимается гинеколог, акцентируя внимание на воспалительных заболеваниях и гормональных нарушениях. А мужчинами – уролог или венеролог, нацеленный на лечение инфекций, передаваемых половым путем. И этим все ограничивается.
Одним из основных исследований, на основании которого ставится диагноз «мужское бесплодие», является спермограмма. Но если мужчина накануне вечером выпил пива, а с утра пошел сдавать анализ, его сперма может оказаться «пустой». И если он пережил сильный стресс, сперматозоидов тоже не будет. В таких случаях диагноз «бесплодие» совершенно необъективен. Когда мужских половых клеток у пациента недостаточно, спермограмму он должен сдать минимум три раза в течение месяца. И если результаты будут совпадать, тогда можно задуматься – только задуматься! – о постановке неутешительного диагноза.
Почему у бесплодных приемных родителей родятся дети? Возможно, меняется эмоциональный фон, снимаются какие-то барьеры, которые блокировали слияние половых клеток. Ведь, в сущности, для наступления беременности нужен один-единственный сперматозоид, тогда как во время полового акта выделяются миллионы.
А вообще за здоровьем мальчиков нужно следить с детства. В прошлом году мы обследовали более 600 кемеровских подростков в возрасте 14 лет – именно с точки зрения оценки их репродуктивного потенциала. В результате 51% было рекомендовано лечение и наблюдение у специалистов. Это очень грустно.
Галина Мариановна ГОВОРОВА, старший психолог Кемеровского городского центра медико-психологической помощи населению:
– На мой взгляд, когда мужчина и женщина физически здоровы, а детей у них нет, речь следует вести не об истинном, а о «психологическом» бесплодии.
В обществе принято, что в определенном возрасте следует создать семью, родить ребенка, потому что без детей семья будет неполной. Супруги пытаются вести себя по правилам, не сознавая, что на самом деле они детей еще не хотят. Они не могут родить ребенка, потому что внутренне еще не готовы к этому. Не уверены друг в друге или в том, что справятся с ролью родителей, ведь это большая ответственность. Или не состоялись еще в профессиональном плане… Причем все это не формулируется в виде четких объяснений, а находится глубоко в подсознании и никак не осмысливается. И подсознание «правит бал» – то есть препятствует наступлению беременности.
Когда появляется приемный ребенок – ведь без детей семья неполная! – страх не справиться с ролью родителей уходит, внутренние табу и блокировки снимаются, и происходит зачатие.
Любовь Васильевна НАЧЕВА, заведующая кафедрой общей биологии Кемеровской государственной медицинской академии, доктор биологических наук, профессор:
– Человеческий мозг во многом еще не изучен. Что такое наш организм? Гены – его основа. Но при этом все наши органы находятся под контролем мозга, и пребывают либо в активной фазе, либо в пассивной. Когда люди берут в семью приемного ребенка, само его присутствие действует настолько благотворно, что нейрогуморальная регуляция усиливается, гормональный фон меняется, гормоны, отвечающие за продолжение рода, активируются. Была какая-то дремота – и она проходит, происходит наступление долгожданной беременности.
Вообще вопрос это интересный и малоизученный. Есть много талантливых людей, которые до поры до времени никак не проявляют свой талант. Им требуется какой-то внешний живой фактор, который бы способствовал реализации их замечательных генов. Вспомните, иногда встречаешь нового человека, и после знакомства с ним твоя собственная жизнь начинает меняться, ты начинаешь раскрываться, реализовываться. Не потому, что новый знакомый оказал какую-то протекцию – просто его энергетика становится тем самым допингом, который и был необходим.
Сергей Иванович БУКША, главный врач Кемеровского специализированного дома ребенка:
– В доме ребенка дети находятся до 4 лет, мы прилагаем максимум усилий к тому, чтобы устроить их в семьи, потому что детям постарше попасть в семью гораздо труднее, чем малышам. И у нас имеется множество примеров того, как еще в процессе оформления документов на усыновление или удочерение женщины, которые по 8-10 лет не могли завести ребенка, чудесным образом беременели. Такое случается и среди россиянок, и среди иностранцев. Я думаю, все дело в психологии. Когда появляется маленький член семьи, или когда пара уже настроилась на его появление, супруги и друг к другу начинают относиться более внимательно. Идет активация гормонов, в том числе и половых. Плюс бесплодие сегодня во многих случаях поддается лечению. И когда два этих фактора, медицинский и психологический, совпадают, получается такой вот результат.
Отец АНАТОЛИЙ, настоятель храма Рождества Христова жилого района Промышленновский, г. Кемерово:
– Ребенок – это великая радость, дар Божий. Но дается он не в благодарность, а для того, чтобы человек мог проявить свои лучшие качества.
Иногда кажется, жизнь несправедлива: в пьющих семьях родится много детей, а в хороших, где родители могли бы создать своим детям идеальные условия, их нет вообще. Но, может, Бог для того и дает алкоголикам так много детей, чтобы через это они могли спастись, отцовство и материнство – это их шанс? А благополучным парам не дает, потому что они внутренне еще не готовы стать родителями? Их желание родить ребенка эгоистично, потому что они хотят одного, чтоб «и самим пожить», а это, по большому счету, неправильно. Может, Господь ждет, чтобы они изменили свое отношение?
Наш с матушкой первенец умер в возрасте 4 месяцев от порока сердца. И в течение пяти следующих лет мы не могли родить второго ребенка. Приняли решение создать приемную семью, начали готовить документы – и узнали, что будет свой. Долго не ставили в известность близких, чтобы они не начали отговаривать нас от приемной дочери – мы взяли ее в возрасте 6 лет. Потом приняли в семью еще четверых детей из неблагополучной семьи. Они были еще старше, от 11 до 14 лет. И наш родной ребенок сплотил всю эту большую семью, была такая концентрация всеобщего внимания и заботы на маленькой. А через 7 лет Господь подарил нам еще одну девочку. И я сделал для себя вывод: чтобы заслужить такую радость, нужно сделать в жизни какой-то важный шаг, поступок. Не обязательно это может быть приемный ребенок. Знаю пары, которые смогли родить ребенка, совершив совместное паломничество в Святую землю. Или к святому источнику.
Только надо понимать, что торг с Богом не уместен. Нельзя ставить условий: «Вот я возьму чужого, а ты даруй мне своего». Важно, чтобы посыл души был искренним, чтобы чужой ребенок действительно стал тебе родным. А надежда на чудо просто помогает жить.
Для справки
По данным Всемирной организации здравоохранения, во всем мире от бесплодия страдают 60-80 млн. человек. В Кузбассе в категорию бездетных относят 21% всех браков. Среди причин невозможности иметь детей – и различные заболевания, и физиологические нарушения в репродуктивной сфере, и гормональный дисбаланс в организме мужчины или женщины (в 50% случаев бесплодие бывает именно мужским).
Подготовила Валентина АКИМОВА.