Соцсети:

Немясная дискриминация

21 марта 2012 | Газета «Кузбасс»

Почему мы идем в тот или иной магазин? Только потому, что он «по пути», рядом с работой или с домом. Маркетологи говорят, что сегодня не только место торговой точки имеет значение. Все потому, что покупатель все чаще хочет отдавать деньги именно за то, что он хочет съесть, надеть. И побегав по разным магазинам, выбирает свой, с необходимым именно ему набором товара. Только вот мало кто знает, что то, что лежит на полках, прежде всего, продовольственных магазинов, – это всего лишь результат договоренностей других покупателей и продавцов, поставщиков и торговой сети. Предмет этих договоренностей – ассортимент товаров, да и цена на них. И, как выясняется, договоренности эти не всегда законные.

Рынок мясных и колбасных изделий в Кузбассе один из самых конкурентных в Сибири. Мяса в регионе еще производится не столько, чтобы прокормить самих себя. А вот с колбасой другое дело. Три крупных переработчика в Кемерове и Новокузнецке. Несколько поменьше на юге и на севере региона, замечают представители иногородных мясокомбинатов, это тяжелая почва для вхождения в Кузбасс со своим колбасным «самоваром». Впрочем, на торговых прилавках у нас не только местные «Докторская» и сервелат.

До прессы это не долетало, но в профессиональных кругах известно, что периодически на мясном рынке идут войны. То Барнаул, то Томск своей низкой ценой начинают давить на рынок, склоняя на свою сторону торговые сети. То вдруг любимая колбаса местного производителя исчезает с прилавка самых известных сетей. Потом вновь возвращается, но уже в «урезанном» виде: по другой цене, и не в десяти вариациях, а в пяти. Говорят, что так поставщиков «нагибают» торговые сети.

Мы, понятное дело, лишь зрители на этой арене. Но с 2010 года, когда начал действовать новый закон о торговле, появился на поле и арбитр – Федеральная антимонопольная служба (ФАС). И вот после двух лет антимонопольных наблюдений за игрой на торговом поле в Кузбассе появился прецедент российского масштаба.

По словам руководителя Управления ФАС России по Кемеровской области Натальи Кухарской, впервые в стране именно у нас антимонопольному ведомству удалось доказать, что торговая компания нарушила закон о торговле, поставив в неравные условия своих поставщиков. Причем не только доказать, но и отстоять свое решение в судах всех трех классических судебных инстанциях: первой, апелляционной и кассационной.

Дело это касалось тех самых договоренностей об условиях поставок мясных изделий и колбасы в известную кемеровскую компанию «Аквамаркет» (сеть «Акватория», «Экономь-ка» и пр.). Придя с внеплановой проверкой в эту компанию, антимонопольщики выяснили, что непосредственно в официальных договорах, а не «на словах», как принято считать, не все поставщики для компании одинаковы. Так, по одному договору оплата поставленной колбасы производится в течение 7 календарных дней с момента поставки на склад «Аквамаркета». Для других же поставщиков – в течение 21 дня и уже не на склад, а просто в «указанное в заказе место».

При этом для одних предусмотрен возврат непроданного товара, что вообще выходит за рамки принятых норм. Других строго держат в этих рамках. И не только по этой части. Одному колбаснику даже было гарантировано не менее 60% площади на мясоколбасных прилавках в каждом магазине сети…

Наверное есть случаи, когда деньги «послезавтра» лучше, чем «завтра», но уж очень этот случай особый, хотя и реальный. Например, заподозрив в том же самом компанию «РегионМарт» (магазины «Чибис», «Поляна» и др.), антимонопольщики претензии сняли. Потому что выяснилось, что сами поставщики, чтобы заинтересовать торговую компанию, умеряли свои аппетиты. Что же до «Аквамаркета», то УФАС квалифицирует условия его договоров на поставку мясных и колбасных изделий как дискриминационные для поставщиков.

Решение ФАС, которое обязывало «Аквамаркет» пересмотреть договоры, в прошлом году оспаривалось в судах. Окончилось все победой ФАС. В судебных решениях, которые уже опубликованы, говорится, что «Аквамаркет» не предоставил «доказательств в обоснование своего довода, что разные сроки оплаты товара обусловлены разными сроками его годности», по другим пунктам «обвинения», посчитал суд, тоже нет доказательств доброй воли остальных поставщиков. Значит, действительно налицо дискриминация.

«Неправильные» договоры должны быть пересмотрены, настаивают в УФАС. И не только «Аквамаркетом». Подобное дело о дискриминации рассматривалось и в отношении небольшой компании «Алые паруса» из Киселевска (речь шла о полочном пространстве и условиях поставки товаров). После антимонополной проверки условия в договорах поменялись.

…Два года действия закона о торговле вроде бы небольшой срок для появления солидной практики наказаний и исправлений. ФАСовские дела в отношении торговых компаний вообще большая редкость, как минимум, по двум причинам. Антимонопольщики становятся арбитрами в игре в двух случаях: при проверках или если кто-то направит в ведомство жалобу. Проверки единичны, а жалобы вообще достойны Красной книги почета. Сами поставщики предпочитают «не плевать» в колодец, из которого пьют. И потому, что боятся потерять потом место на полке, и потому, что не верят в скорое решение проблемы (суд, как известно, дело небыстрое). В итоге мы идем вдоль торговых полок, «любезно» выстроенных не под нас, а исходя из договоров магазина с поставщиками. И это еще в лучшем случае. Ведь даже проверки ФАС проходят практически без результатов в виде возбужденных дел или штрафов.

Помнится, в 2010 году представители торговых компаний, собирая поставщиков перед заключением контрактов на следующий год, говорили, что все придется прописывать все в документах по-новому. Но тут же обнародовали свои требования к партнерам, плановые показатели роста выручки и прибыли. Кто захотел вскочить в поезд, набирающий обороты, тот все понял. И уже не клал на стол закон о торговле вместе с предложенным контрактом. Так вот и вышло, что закон, который казался жестким для самих торговцев, вроде бы действительно выглядит строгим. К тому же за его нарушения положены теперь миллионные штрафы. Но наказанных нет, а с торговых полок то и дело куда-то исчезают только-только приглянувшиеся мясо, овощи, стиральный порошок.

Татьяна ДУМЕНКО.

 

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс