Соцсети:

ЕГЭ-2012: что нового?

21 марта 2012 | Газета «Кузбасс»

Единые государственные экзамены в нынешнем году значительно видоизменятся. Главное отличие: выпускники должны будут дать больше развернутых ответов. А какие еще новшества их ожидают? Об этом наш разговор с директором государственного учреждения «Областной центр мониторинга качества образования» Ниной ВЕРБИЧЕВОЙ.

 

— Нина Николаевна, говорят, изменились задания по математике. Так ли это?

– Тенденция у всех дисциплин одна: сократились задания, где нужно выбрать правильный ответ из предложенных четырёх. Коснулось это и математики: в первой части вообще нет заданий с выбором ответа, все 14 заданий с кратким ответом базового уровня, то есть нужно решать задание. Так что тем выпускникам, кто плохо знает таблицу умножения, имеет проблемы со сложением-вычитанием (а такие, поверьте, есть), придется сложнее. К сожалению, большинство ошибок в решении задач ЕГЭ первой части связано именно с недостаточным освоением курса алгебры основной школы и даже арифметики начальной школы. Ведь ни калькуляторами, ни телефонами пользоваться нельзя. Кроме того, в математику добавилось задание по геометрии и одно практическое задание на использование вероятностных моделей. Таким образом, с нынешнего года в ЕГЭ представлены все разделы математики.

— Значит, количество заданий по этому предмету увеличилось?

– Нет, количество не увеличилось, просто что-то убрали, а что-то добавили, сделав акцент на практическую деятельность. Анализируя работы прошлых лет, эксперты пришли к выводу, что наши дети гораздо хуже решают жизненные задачки. Выпускники не могут выяснить, сколько стоит билет с 30-процентной скидкой или какое наибольшее количество сырков по 7 рублей можно купить на 60 рублей. Причиной является неумение старшеклассников вчитаться в условие задачи, правильно ее понять и интерпретировать. Часть 2-я содержит шесть более сложных заданий (С1–С6) по материалу курса математики. При их выполнении надо записать полное решение и ответ. В общем, что касается математики, то нынче детям придется не просто выучить, что написано в учебнике, но и применить свои знания для решения практических задач.

— Какие изменения претерпели дисциплины по выбору?

– Существенно изменились контрольно-измерительные материалы по истории. Количество заданий, где нужно выбрать правильный ответ из предложенных, сократилось с 27 до 21; заданий, где нужно дать краткий ответ, стало двенадцать (а было 15); с семи до шести сократилось количество заданий, где нужно дать развернутый ответ. Зато включена в ЕГЭ модель задания, так называемое историческое сочинение, когда школьнику нужно будет письменно проанализировать деятельность одной из трех предложенных исторических личностей разных эпох. Важно проверить, насколько дети научились систематизировать факты, устанавливать причинно-следственные связи, использовать разные источники информации, уметь давать свою оценку явлениям и событиям, формулировать и аргументировать собственную позицию. Причем учитываться будут не только знания, но и умение правильно выражать свои мысли.

Изменились и задания по информатике и информационно-коммуникационным технологиям. Количество заданий в первой части, где нужно выбрать ответ из четырех предложенных, сократилось с 18 до 13, зато во второй части, более сложной, вместо десяти заданий стало 15. Увеличилось количество заданий по разделам «Элементы теории алгоритмов», «Моделирование и компьютерный эксперимент», зато меньше их стало по разделам «Системы счисления» и «Основы логики». Вместо задания на обработку графической информации в ЕГЭ вошло задание на обработку звука.

— Как нынешние выпускники реагируют на такие изменения в ЕГЭ, ведь, как правило, их чуть ли не с девятого класса учителя начинают «натаскивать» на выполнение именно тестов? Не произошло ли перераспределения предметов по выбору?

– К изменениям выпускники относятся вполне адекватно. Многие уже прошли диагностическое тестирование, писали пробный экзамен. Ошибок, конечно, по всем предметам допущено много. Но ведь для того мы диагностику и проводим, чтобы и дети, и учителя смогли выяснить, где больше всего они имеют проблем, какие разделы нужно подтянуть, какие темы проработать придется со всем классом, какие – с отдельными учениками. Ведь в ЕГЭ нет ничего такого, что не изучается в школе, все в рамках школьной программы. Кроме того, дети, попробовав написать диагностическое тестирование и пробный экзамен, поняли и то, какие у них психологические проблемы: кто-то разволновался излишне, кто-то, наоборот, оказался самоуверенным и допустил ошибки из-за того, что слишком быстро покинул экзаменационную аудиторию, не воспользовавшись оставшимся временем, чтобы как следует подумать над заданием. После диагностики, думаю, многие ребята пересмотрят свое отношение и к самому ЕГЭ, и к своим знаниям.

— Как у нас в области сдают основные предметы?

– Лучше всего ребята пишут русский язык. Тех, кто не смог набрать минимального балла, в Кузбассе в прошлом году было всего 1,9%. В среднем по России эта цифра 4,1%. А вот с математикой, увы, дела обстоят гораздо хуже. В прошлом году после пересдачи математики процент тех, кто так и не смог набрать минимального балла, составил 6,3% (до пересдачи было 9,1%). Среднероссийский показатель –10,1%.

— Предметы по выбору сдают лучше?

— Предметы по выбору необходимы тем, кто желает продолжить своё образование в вузе или ссузе. При этом наличие результатов ЕГЭ по русскому языку является обязательным для поступления на все направления подготовки. Результаты из года в год улучшаются, есть ребята, которые выбирают три, четыре и более предметов. Но есть и такие, которые не преодолевают минимальный порог, позволяющий участвовать в конкурсе для поступления в вуз. Физику в прошлом году в Кузбассе не смогли сдать 8,7% выпускников (в среднем по России — 7,4%), химию – 9,2% (8,6), биологию – 8,1% (7,8), литературу — 6,5% (5).

— Как мы выглядим на фоне России по уровню набравших средний тестовый балл?

– Судите сами. Средний тестовый балл выше, чем в целом по стране, в прошлом году кузбасские школьники набрали по русскому языку — 61,3% (по стране этот показатель составил 60,5%), по информатике и ИКТ – 63,5% (59,5), по английскому языку – 63,1% (60,9), по обществознанию – 57,4% (56,6), по географии — 57,3% (55,3). Чуть ниже среднероссийских показателей у нас оказались средние тестовые баллы по математике – 45% (в стране — 48,2), по литературе — 56,3% (56,8), по биологии — 53,6% (54,2), по истории — 48,6% (51,3).

— Какие дисциплины по выбору сегодня намерены сдавать кузбасские школьники?

– Как и в прошлом году, лидирует обществознание. Нынче его будут сдавать 61,4% наших школьников (в 2011-м сдавали 54,6%). Увеличился по сравнению с прошлым годом процент тех, кто намерен сдавать физику (30,9%, в прошлом году было 27,1%), историю (18,6% и 17,1% соответственно), информатику и ИКТ (10,8%, а в 2011-м было 8,8%), химию – (с 9,3% в прошлом году до 10,7% в нынешнем). Уменьшилось количество учащихся, желающих сдавать биологию, — с 16,8% до 16%. Традиционно редко наши дети выбирают географию: в 2012 году желающих всего 4,3% (в 2011-м было 3,4%).

— А какие-то новшества в организации ЕГЭ внедрить планируется?

– С нынешнего года на сайте ГУ ОЦМКО будут размещены не только результаты ЕГЭ, но и изображения бланков ответов № 1, 2, то есть своеобразный апелляционный пакет сдачи ЕГЭ по предмету, чтобы по серии и номеру паспорта ученик, прежде чем идти в конфликтную комиссию, смог свои ответы в части «С» сравнить с правильными и принять решение: стоит подавать заявление на апелляцию или нет. В соответствии с новым порядком проведения ЕГЭ введены ограничения на количество участников испытания: не менее пятнадцати в пункте приема экзамена (то есть в школе) и не более пятнадцати человек должно быть в экзаменационной аудитории. Департамент образования и науки Кемеровской области в этом году планирует оснастить большинство аудиторий пунктов приема экзаменов видеокамерами, которые запишут процесс сдачи ЕГЭ, так что в каких-то спорных моментах можно будет просмотреть видеозапись, чтобы выявить, кто и что нарушал.

Беседовала Ольга БИТКИНА.

Фото Сергея Гавриленко.

 

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс