Соцсети:

Потребитель: 20 лет спустя

13 марта 2012 | Газета «Кузбасс»

15 марта – Всемирный день защиты прав потребителя. Его история восходит к 1962 году, когда президент США на заседании Конгресса дал характеристику понятия «потребитель» и предложил четко определить его основные права. А в нашей стране в 2012 году отмечается не только ставший традиционным праздник, но и 20-летие принятия закона РФ «О защите прав потребителей». Что изменилось за время его работы? Об этом — наш разговор с начальником отдела по защите прав потребителей администрации города Кемерово Виталием КНЯЗЕВЫМ.

 

— Виталий Алексеевич, отличается ли потребитель сегодняшнего дня от того, что был 20-10 лет назад?

– Безусловно. Нынешние потребители стали гораздо грамотнее. В прежние годы нам пришлось нарабатывать огромную судебную практику. В 2002 году, например, нашим отделом было подготовлено 244 судебных иска. Цифра вроде бы и небольшая, но с каждым из этих 244 человек нам приходилось ходить в суд, чтобы там защищать их права. А если учесть, что по каждому иску приходилось посещать шесть-семь заседаний, то вы можете представить, сколько тогда было работы.

— А в связи с тем, что потребители стали грамотнее, сейчас у вас работы стало меньше?

– Меньше не стало. Просто несколько поменялся ее характер. Мы многое наработали. Теперь образцы претензионных заявлений можно найти на нашем сайте, так что «продвинутые» потребители сами могут их заполнить. Наше же дело – грамотно их проконсультировать, помочь с проведением независимой экспертизы приобретенного товара, будь то обувь, шуба, косметические средства, пластиковые окна или сложная бытовая техника, и в случае подтверждения факта некачественного товара – помочь подготовить исковое заявление.

— Как часто приходится решать вопросы через суд?

– Пропорция примерно такая: из десяти пострадавших в одном магазине потребителей до суда доходят лишь четверо. Менталитет наших людей, к сожалению, таков, что многие просто не хотят отстаивать свои права в суде, рассматривая это как сутяжничество. Между тем недобросовестные продавцы успешно пользуются этим психологическим комплексом. А вот если бы из десяти пострадавших в случае отказа продавца удовлетворить их права на месте все десять пошли бы в суд, то, думаю, продавец бы уже задумался, стоит ли отказывать потребителю в удовлетворении его справедливых требований. Ведь при удовлетворении требований истца на виновника налагается штраф в размере 50% от взыскиваемой суммы, который идет в бюджет города. Получается, если в пользу потребителя было взыскано 100 тысяч рублей, то городская казна пополнится еще пятьюдесятью тысячами, которые дополнительно заплатит недобросовестный продавец. Кстати, в 2003 году такого пункта в законе не было. Он появился после того, как мы, кемеровская общественная организация, выступили с такой инициативой. Сначала вышли с этим предложением к главе города, чтобы часть денег шла в городскую казну, и он поддержал нас. После обратились в Москву к председателю Союза потребителей России. Сейчас это стало нормой закона.

— Отличаются ли жалобы потребителей двадцатилетней давности от сегодняшних?

– Двадцать лет назад жаловались буквально на всё, тогда ведь из-за рубежа всякий импорт хлынул к нам в красочной упаковке. Ввозили всё: от бытовой техники, собранной где-нибудь в стране третьего мира, до обуви для покойников, которую наши потребители скупали для повседневной носки. Вот на некачественные товары и жаловались. Теперь добавились жалобы на сферу услуг, в том числе и финансовую. Жалуются на некачественную установку пластиковых окон, на плохо произведенный ремонт бытовой техники, на то, что банки берут комиссионные средства за оформление кредитов. В общем, жалоб много, и они самые разнообразные.

— Можете привести примеры?

– Была жалоба на одну из больниц города, которая вменила плату за то, что автомобили въезжают на ее территорию. Когда разобрались, оказалось, что действия администрации лечебного учреждения были неправомерны: главный врач плату за въезд на территорию больницы отнес к… платным медицинским услугам. Сейчас эта «услуга» устранена. Была претензия на один из банков, взявший с клиентки комиссию за оформление кредита. Вопрос решен в пользу клиентки, ей вернули деньги. Регулярно жалуются на некачественную одежду, обувь. А есть у нас и такие потребители, которые наступают на одни и те же грабли по несколько раз. Одна старушка умудряется постоянно покупать у распространителей какие-нибудь «чудо-приборы» для здоровья. А потом идет к нам жаловаться. Или, скажем, была не так давно 70-летняя дама, которая приобрела своему 75-летнему другу прибор для улучшения потенции. Прибор, увы, ему не помог. Но экспертизу женщина проводить отказалась, сославшись на то, что вопрос этот слишком интимен. С подобной жалобой недавно обращался и мужчина: ему не помог крем для улучшения потенции. Но он тоже от проведения экспертизы качества товара отказался.

— Бывают ли жалобы на образовательные услуги, предоставленные некачественно?

– Бывают. Студентка предъявляла претензию одному кемеровскому высшему учебному заведению. Суть состояла в том, что ее изначально ввели в заблуждение, пообещав дать специальность аудитора. Когда же студентка прошла весь курс обучения, причем платно, то в ее дипломе была сделана запись: «бухгалтер». При выяснении всех обстоятельств оказалось, что этот вуз вообще не имел лицензии на обучение по специальности «аудит». В результате девушка вернула свои деньги, потраченные ею на обучение.

— Только что прошли «мужской» и «женский» праздники. После них у вас наверняка увеличивается количество жалоб…

– Это объяснимое явление. У врачей добавляется больных, у нас – обманутых потребителей. Ведь люди в предпраздничные дни очень много покупают, как правило, впопыхах, не успев проверить покупку, веря на слово продавцу, что товар качественный. А на деле частенько оказывается иначе…

— Что бы вы хотели посоветовать потребителям?

– Купить – легко, вернуть деньги за некачественный товар – сложно. Потому я бы посоветовал нашим потребителям, как бы они ни торопились, проверять товар прямо в магазине. Задумали купить холодильник – проверьте его, а еще удостоверьтесь, что домой вам доставили именно тот холодильник, что вы проверили в магазине, а не другой. И не верьте продавцу, что на складе все товары одинаковы. Практика показывает, что это не так. Обязательно при покупке сложной бытовой техники добивайтесь заполнения продавцом гарантийного талона, там должны быть проставлены печать продавца и дата продажи. А еще не ведитесь на уловки продавца, который навязывает вам дополнительные платные услуги на обслуживание приобретаемой техники. Скорее всего, никакого дополнительного обслуживания вам не понадобится, а потраченных вами денег магазин не вернет…

Беседовала Ольга БИТКИНА.

Фото Федора Баранова.

 

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс