Соцсети:

Открытие мира в «открытках»

2 марта 2012 | Анна Тимощук

Детская комната

Идеей раннего развития ребенка сегодня озабочены многие родители. Мотивация при этом у всех разная. Одни стремятся удовлетворить собственные амбиции, явив миру нового гения. Другие полагают, что чем больше давать крохе знаний в нежном возрасте, тем легче он будет усваивать их в дальнейшем. Но каков бы ни был посыл, само по себе стремление предоставить малышу как можно больше различной информации в любом случае оправданно.

Методик раннего развития сегодня известно немало. Будем знакомить вас, дорогие родители, с ними регулярно. А уж какую из них выбрать – решать только вам. Тема этого выпуска – методика раннего развития Глена Домана. Человека, который весь мир уместил на маленьких карточках…

 

Для справки

Глен Доман — американский нейрохирург, посвятивший свою жизнь помощи детям с серьезными заболеваниями центральной нервной системы и различными травмами головного мозга. В ходе работы с маленькими пациентами он сделал немало удивительных открытий, главное из которых и легло в основу его знаменитой методики.

Она опирается на отличную зрительную память малышей. В ней используются так называемые «карточки Домана», которые сам ученый рекомендует показывать малышу буквально с рождения.

 

Следуя правилам

Суть методики заключается в демонстрации ребенку тематических карточек, где изображены понятия, с которыми вы хотите его ознакомить. Например: МАМА, ПАПА, КОШКА, СОБОКА и так далее.

Вроде бы все просто, но есть свои тонкости. О них рассказывает Лариса Перфильева, педагог одного из детских развивающих центров Кемерова:

— Методика Домана, которой мы тоже пользуемся на занятиях, все-таки требует четкого следования определенным правилам. Они несложные, и освоить их может всякий родитель, однако методично выполняют лишь единицы. В остальных же случаях, как признаются мамы и папы, занятия с ребенком носят эпизодический, случайный характер. Соответственно, и результаты нередко далеки от ожидаемых. На самом деле в этом нет ничего страшного. В любом случае, занимаясь с малышом, родители бросают семя на благодатную почву. Но! Если вы решили заниматься серьезно, то покупайте лучше готовый материал. Если же финансы не позволяют (а это недешевое удовольствие), то изготавливайте карточки сами. Но «правильные»!

ОБЯЗАТЕЛЬНО:

* Карточка должна быть большой и чистой. Рекомендованный основоположником методики размер — 28 на 28 см. Хотя допускается использование и карточек чуть меньшего формата.

* Картинка должна быть расположена на белом фоне.

* На одной карточке — один предмет.

* Изображение должно быть четким и понятным.

* Картинка должна быть достоверной. Милый розовый зайка с цветком в руке для занятий по методике Домана точно не подойдет. Используйте фотографическое или рисованное изображение, максимально приближенное к оригиналу.

* Предмет должен иметь определенное название, которое следует написать красным маркером печатными буквами под картинкой. Его также нужно продублировать на оборотной стороне карточки простым карандашом. Это нужно для того, чтобы в процессе занятий вы не тратили времени на идентификацию изображения, а могли быстро и четко проговаривать ее название.

* Информация, с которой вы будете знакомить ребенка, должна быть новой. Иначе малыш очень быстро утратит интерес к занятиям.

 

Из личного опыта

Нередко родители адаптируют методику Домана «под себя», занимаясь со своим малышом, как им удобно. И результатов они добиваются тоже неплохих, хотя, возможно, и не столь блестящих, как у доктора Домана. Это я знаю по собственному опыту. Впрочем, и сам автор методики рекомендует следовать «велению сердца» и ориентироваться на ребенка, наработать свой собственный ритм и способ занятий.

Итак, на лист белого картона размером 28 x 28 см клеим изображение того или иного предмета, с которым вы хотите познакомить своего кроху. Для того чтобы карточки дольше не теряли свой первозданный вид, их можно заламинировать или оклеить скотчем. При этом демонстрационный материал непременно должен быть разбит на категории. Например, «Дикие животные», «Домашние животные», «Транспорт», «Формы» и так далее.

Чуть позже опытные люди мне подсказали, что изготавливать карточки Домана можно и в электронном виде – на компьютере. Вы просто находите в Интернете нужные картинки и подписываете их крупными красными буквами. Затем карточки можно распечатать с помощью принтера на плотной фотобумаге. А можно даже и не распечатывать. Создайте на компьютере слайд-шоу, и карточки сами будут перелистываться, а вам лишь останется называть ребёнку обозначенные на карточках объекты. Или заняться на досуге «озвучкой» — при наличии микрофона вы можете заблаговременно записать свой голос с соответствующими словами и добавить к слайд-шоу звук.

Таким вот нехитрым способом мой сын выучил огромную палитру цветов, всевозможные формы, диких и домашних животных, счет до десяти и времена года уже к полутора годам. К двум — научился внятно говорить. И стал указывать, что печенье — прямоугольник, блюдо – овал, сапоги — фиолетовые, а мяч – «оранжевый круг».

 

И хорошее настроение…

Как правильно проводить занятие? Чтобы и не скучно, и результативно. Здесь помогла советом кемеровчанка Татьяна Ларина, учитель начальных классов и логопед в одном лице:

— Сначала ребятишкам показывают карточки со словами, написанными крупным шрифтом. Каждое слово четко проговаривается. Первые занятия продолжаются всего 5-10 секунд, за это время показывается несколько карточек со словами одной группы. В течение дня повторять такие занятия можно десятки раз. В игровой форме. Вы сами подбираете частоту и темп. Далее к обучению добавляются карточки с рисунками простых объектов и подписями под ними. То есть процесс идет по принципу «от простого к сложному». На первых рисунках я бы посоветовала изображать знакомые лица (это могут быть фотографии близких). После – простые предметы и явления, разбитые на категории. Каждый комплект карточек должен показываться отдельно – чтобы не было путаницы.

А еще Доман особое внимание уделяет настроению, с которым родители начинают обучение. И это понятно: как и в любом нацеленном на результат деле, здесь тоже без позитивного настроя не обойтись. Знакомство с карточками должно быть радостным, эмоциональным. Необходимо, чтобы в сознании ребенка демонстрация картинок ассоциировалась с праздником. Поэтому приступать к познанию нового лучше всего тогда, когда малыш поспал, поел — словом, «доволен жизнью». Кстати, то же можно отнести и к родителям. Если вы устали и раздражены — лучше отложите урок.

 

Гарантирован ли результат?

Нередко случается так, что родители сначала воодушевленно бросаются осваивать какую-либо методику, но очень быстро остывают и, не дождавшись значимых результатов, заявляют, что опробованная ими система неэффективна.

Между тем важно понять, что наибольшего прогресса в любом деле достигает тот человек, для которого очень важным является и сам процесс. Какую бы методику раннего развития вы ни выбрали, не следует забывать о том, что главное в ходе обучения — радость от взаимного познания мира со своим ребенком. Только в этом случае успех будет достигнут.

Совместных вам открытий!

Анна ТИМОЩУК.

Фото автора.

 

Есть мнение

Валерия К.:

«Наша дочь Мария как раз сейчас находится на этом интересном этапе развития, когда готова к обучению. Видя ее тягу к знаниям, не могу не помочь ей в их приобретении. Я задалась целью сделать карточки Домана. Сама. Конечно, есть некоторые отклонения от классических критериев (размер листа и прочее). Но, по большому счету, карточки создавались скорее для того, чтобы сообщить ребенку (в моём случае годовалому) о существовании определенных объектов окружающей среды. Если же нам удастся при помощи данной методики еще и освоить чтение, мы будем приятно удивлены».

 

Татьяна М.:

«Я начала заниматься со своим сыном по методике Домана с 6 месяцев. Все родственники, конечно, махали руками, смеялись. Муж говорил, что это все пустая трата времени. Естественно, я и сама начала сомневаться и объем занятий сократила. Но когда в три с половиной года мой мальчик прочитал вывеску «Магазин одежды», я чуть в обморок не упала. Сейчас Данилу уже пять с половиной и читает он на уровне учеников второго-третьего класса. Только вот парадокс: буквы и звуки он еще не все знает. В этом странность методики. Но это не беда, и буквы тоже осилим».

 

Маргарита М.:

«Мне кажется, что редко кто из разумных мамаш занимается ТОЛЬКО по Доману. Обычно мамы подходят комплексно к раннему развитию. И, кроме методики Домана, занимаются также пальчиковой и артикуляционной гимнастикой, художественным и физическим развитием. И пользуются различными пособиями (Школа семи гномов, различные паззлы, палочки Кюизенера, домашний театр, мультфильмы на иностранных языках). По крайней мере, в моем окружении именно такие родители».

 

Бибигуль Б.:

«Любое пособие может отбить желание заниматься, если перегружать ребенка. Методика Домана – это всего лишь инструмент. Как молоток. Никто ведь не требует от купившего молоток долбить им каждый день. Кто-то его вообще никогда не использует, кто-то пару раз гвозди забьет, а кто-то мастерить любит.

Бояться методики Домана (иногда прям страшилки рассказывают на всевозможных сайтах) просто глупо. А знакомство с ней, безусловно, облегчит жизнь родителям и разнообразит жизнь ребенка. Заметьте, в школе много занятий, когда ребенку показывают карточки, плакаты, пишут на доске задание…

Не хотите перегружать ребенка? Не надо ему давать заучивать все цвета (обойдется он без охры, цвета экрю и турмалинового). Но есть дети, которые могут этим заинтересоваться. В общем, это одна из методик, которая может быть помощником для родителей».

 

Комментировать 1
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
  • object(WP_Comment)#10955 (18) { ["comment_ID"]=> string(6) "519609" ["comment_post_ID"]=> string(5) "29769" ["comment_author"]=> string(8) "Kaydance" ["comment_author_email"]=> string(23) "site-mail@fartlandia.pl" ["comment_author_url"]=> string(0) "" ["comment_author_IP"]=> string(12) "85.113.129.7" ["comment_date"]=> string(19) "2020-12-22 14:17:00" ["comment_date_gmt"]=> string(19) "2020-12-22 07:17:00" ["comment_content"]=> string(630) "Россия - один из крупнейших производителей угля в мире. В последние годы в целях безопасности уголь добывают в основном открытым способом. Большинство угольных разрезов расположено в Сибири. За последние двадцать лет они серьезно изменили ландшафт региона. Русская служба Би-би-си наглядно показывает эти изменения и описывает их последствия." ["comment_karma"]=> string(1) "0" ["comment_approved"]=> string(1) "1" ["comment_agent"]=> string(72) "Mozilla/5.0 (Windows NT 6.1; WOW64; rv:52.0) Gecko/20100101 Firefox/52.0" ["comment_type"]=> string(7) "comment" ["comment_parent"]=> string(1) "0" ["user_id"]=> string(1) "0" ["children":protected]=> NULL ["populated_children":protected]=> bool(false) ["post_fields":protected]=> array(21) { [0]=> string(11) "post_author" [1]=> string(9) "post_date" [2]=> string(13) "post_date_gmt" [3]=> string(12) "post_content" [4]=> string(10) "post_title" [5]=> string(12) "post_excerpt" [6]=> string(11) "post_status" [7]=> string(14) "comment_status" [8]=> string(11) "ping_status" [9]=> string(9) "post_name" [10]=> string(7) "to_ping" [11]=> string(6) "pinged" [12]=> string(13) "post_modified" [13]=> string(17) "post_modified_gmt" [14]=> string(21) "post_content_filtered" [15]=> string(11) "post_parent" [16]=> string(4) "guid" [17]=> string(10) "menu_order" [18]=> string(9) "post_type" [19]=> string(14) "post_mime_type" [20]=> string(13) "comment_count" } } Avatar
    Kaydance
    22.12.2020 в 14:17

    Россия — один из крупнейших производителей угля в мире. В последние годы в целях безопасности уголь добывают в основном открытым способом. Большинство угольных разрезов расположено в Сибири. За последние двадцать лет они серьезно изменили ландшафт региона. Русская служба Би-би-си наглядно показывает эти изменения и описывает их последствия.

    Ответить

подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс