Раннее развитие
В середине января предприниматель Ольга Соловей объявила жителям родного Мариинска об открытии коммерческого (частного) центра раннего развития детей. На директора нового заведения разом хлынули звонки от родителей, и уже через две недели в просторных комнатах «детского сада» (так называют центр родители) появились малыши. Начинающий предприниматель поделилась с ОПОРОЙ секретами первого успеха.
Вместо няни… помощник руководителя
— Говорят, что открыть частный детский сад практически невозможно из-за «чрезмерных» требований при лицензировании. Как вам это удалось?
— Во-первых, это не детский сад, а центр раннего развития детей, где предусмотрены группы дневного пребывания. Если открывать частный детский сад, то это тянет за собой большие проблемы с лицензированием. На него уходит до полугода. Чтобы сделать все документы, нужно и немало средств: от 100 до 200 тысяч рублей. А для того чтобы соответствовать всем требованиям (здание, оборудование), нужно вложить миллионы. И потом, не факт, что дадут лицензию. Изучив эту проблему в Интернете, поняла, что все обходят этот вопрос, открывая детские клубы, центры развития. Во-вторых, мне помогли местные власти. Предоставили здание, льготные условия аренды, решили вопрос с организацией питания. Когда пробовала решить все это самостоятельно, со мной особо никто не хотел разговаривать. С тем же питанием. Пришла в один детский сад с просьбой готовить нам завтраки, обеды и ужины – отказали, потом в другой – бесполезно. Почему? Думаю, нежелание: вдруг возникнут проблемы. А на совещании у первого заместителя главы района Натальи Дашковской сразу все решилось. Ну и финансовая поддержка: муниципальный грант 300 тысяч рублей, и от центра занятости населения получила 58,8 тысяч.
— И чем Центр отличается от детского сада?
— В первую очередь программой развития детей и небольшими нюансами в организационной структуре: у нас не воспитатели, а руководители развивающих групп, няни называются помощниками руководителя развивающих групп. В режиме дня нет сон-часа, время отдыха детей называется «время релаксации». Стирка белья и приготовление пищи нам запрещены. Роспотребнадзором разрешено привозное питание, а вот постельное белье и полотенца приносят родители. Режим работы нашего Центра — ежедневно с половины восьмого утра до шести часов вечера, включая субботу. Есть несколько вариантов посещения: полное дневное пребывание и кратковременное – гибкий график. Сейчас мы набираем три группы по двенадцать детей в каждой. В принципе этого достаточно для рентабельной работы. На начальном этапе надо заработать авторитет, и гнаться не за количеством, а за качеством. Первая группа – это дети от полутора до двух с половиной лет, вторая – до шести лет, третья – разновозрастная группа выходного дня. Разбег большой в возрасте, это еще одна причина, по которой мы набираем небольшое количество детей, чтобы к каждому индивидуальный найти подход: позанимались с четырехлетками, затем с пятилетками и так далее.
То ли еще будет…
— Какое раннее развитие получают дети?
— У малышей занятия проходят по программе Елены Янушко, автора методики «Помогите малышу заговорить». Изучала много других программ – пресно и неинтересно. А здесь все в игровой форме. Программа рассчитана на всех детей и направлена не только на развитие речи, но и на установление эмоционального контакта между педагогом и ребенком, развитие сенсорики, мелкой моторики, чтобы малыш оценивал свою деятельность. Игры, игры, игры: хлопаем в ладоши, ловим мячик, играем в прятки… Помимо руководителей групп с детьми занимается еще и логопед. Проходят занятия с психологом. Целые блоки программы посвящены
детским страхам, работе с родителями, развитию у детей внимания, мышления, восприятия и выявлению проблем. Психолог дает свои рекомендации как руководителям групп, так и родителям. Например, если у ребенка кратковременная память развита недостаточно, советует упражнения на развитие этого вида памяти. С первого марта два раза в неделю малышей будут обучать и английскому языку. Курс называется «Английский для малышей» и рассчитан на детей в возрасте от двух лет и старше. Иностранный язык малышам учить легче, чем школьникам: они на подсознательном уровне воспринимают и хорошо запоминают.
А для дошколят предусмотрена комплексная программа «Детский сад- 2100». Так современность диктует. Потому что в школах заниматься без подготовки ребятишкам очень тяжело. Режим занятий такой: с утра введение в математику (считалки) и развитие речи, т.е. более трудные предметы, а после обеда — творческие занятия: лепка, рисование и прочие.
— Английский язык в два года, математика в три — это востребовано?
— То, что десять лет назад дети должны были знать в пять лет, теперь должны знать в три года. Ребенок в школу должен прийти читающий, минимум 20 слов в минуту читать, потому что современная азбука рассчитана на читающего ребенка. Тогда он сможет понимать и задачи, которые ему даются уже в первом классе. Идет усложнение образовательной программы в целом, своего рода «отсев» учеников. Не справляешься – получай среднее профессиональное образование. Государству нужны рабочие специальности: плотники, кочегары, столяры, маляры и так далее. Родители сейчас интуитивно понимают, что что-то надо делать, чтобы ребенок не был троечником. Моя шестнадцатилетняя дочь сейчас учится в Америке по программе обмена студентами. В американской школе она записалась на факультативные занятия по физике, математике и биологии. Из пятисот учеников-американцев на физику и биологию ходят только двадцать. Семья, в которой живет дочь, спрашивает: «Тебе зачем такие предметы?» Американцы выбирают, к примеру, вождение автомобиля. Но россияне другие, и наши родители хотят видеть детей образованными.
Без страха и упрека
— С подбором кадров не было проблем? Какие требования выдвигали будущим руководителям групп и их помощникам?
— Профессионализм и доброта – это первое, главное и одно от другого неотделимо. Всех своих сотрудников я знаю давно, они проверены временем. Дело в том, что до открытия центра я два года занималась кадровым агентством. Было несколько направлений: вахтовый метод, трудоустройство и наем домашнего персонала — няни, сиделки, домработницы. Няни были очень востребованы. Как и везде, в Мариинске дефицит мест в детских садах, а детей надо устраивать. Но в целом дело, конечно, шло тяжеловато, на уровне самоокупаемости. Работодатели предлагали невысокую заработную плату, а обязанностей «навешивали» много. Получается, что должна быть не просто няня, а няня-домработница. Из всех соискателей, а их было не менее 200 в год, только 30 стали работать с агентством постоянно. Отзывы о них шли хорошие, вот я и пригласила несколько человек. Психолог, логопед и преподаватель английского языка работают в центре по совместительству.
— В социальной сфере реально добиться рентабельности?
— Надеюсь, что в недалеком будущем получится 80-90 тысяч рублей прибыли в месяц. Из них 60 тысяч нужно вкладывать в развитие центра ежемесячно. Я уже посчитала, чтобы сделать во дворе две хорошие игровые площадки, мне необходимо 130 тысяч. Еще надо докупить игрушек, методическую литературу, нужны гардины… Социальный бизнес, как и фермерство — вложения, вложения, вложения. Не станешь здесь миллионером. Это просто надо любить, и все. И за дело нельзя с негативными мыслями браться, их вообще в бизнесе не должно быть, только так можно добиться успеха. Стоимость наших услуг от 3 до 5,9 тысячи рублей в месяц — в зависимости от времени пребывания. Для сравнения, в Березовском такие группы стоят 15 тысяч рублей, в Анжеро-Судженске — 8 тысяч. Чтобы заработать больше, нужен филиал: чем больше детей, тем больше доходы. В любом случае — только расширение. Наши цены поднимутся, только если увеличатся затраты на электроэнергию и тепло. А пока цель — заработать в Мариинске авторитет за счет качественных услуг — хорошего развития детей и индивидуального подхода. Я все для этого сделаю.
— А не проще ли стать заведующей муниципальным детским садом?
— Свое дело – оно свое. Люблю трудности, вернее, их преодолевать. Люблю педагогику и творчество. Я шесть лет работала преподавателем естествознания в педагогическом колледже, потом семь лет старшим инженером в МЧС, где занималась обучением всего кадрового состава служащих, кадровое агентство освоила, но все это уже в прошлом. Когда человек постоянно обновляет свои знания и работу, он движется по спирали развития вверх. Поэтому я теперь думаю о филиале и о том, как получить лицензию, чтобы был действительно частный детский сад. Это просто мой характер такой, мне надо двигаться, что-то преодолевать, чтобы было интересно жить.
Расспрашивала Наталья Свиридова.
Фото автора.