Свобода в танце
25 лет назад кузбасская молодежь узнала, что такое брейк-данс. В 1987 году в Кемерове прошел первый областной фестиваль тогда еще диковинного заморского танца, который своей зрелищностью сразу привлек внимание наших мальчишек и девчонок. В роли организаторов выступили хоть и любители, но люди увлеченные, передовые. На волне зарождающегося интереса в том же году был создан клуб «Хип Хоп Центр» при Дворце творчества детей Ленинского района г. Кемерово.
Во многом благодаря именно его основательнице и бессменной руководительнице Лидии Михайловой брейк-данс стал полноправным явлением нашей молодежной культуры. И даже спустя четверть века интерес к нему по-прежнему высок: в настоящее время в клубе занимаются более ста детей и подростков. О секретах брейка и не только – сегодняшний наш разговор с Лидией Павловной.
Со скоростью света без Интернета
— По образованию я педагог. Окончила Омский педуниверситет, — рассказывает Лидия Михайлова. — Но с детства увлекалась фигурным катанием и мечтала стать фигуристкой. Однако из-за травмы со спортом пришлось попрощаться. И вот спустя несколько лет, когда я уже стала дипломированным специалистом, прочитала статью в журнале «Огонёк» о новомодном увлечении столичных подростков — о брейк-дансе. Заинтересовалась. Потом увидела в какой-то телепрограмме выступления иностранных би-боев, и это раззадорило меня еще больше. И, наконец, в журнале «Крестьянка» случайно наткнулась на схему выполнения некоторых элементов этого танца. Решила попробовать, и у меня получилось. Видимо, коньковая хореография и растяжка сыграли свое дело.
Позже об этом танце стало известно уже многим нашим ребятам. Непонятно, как они обо всем узнавали, тогда ведь и Интернета в помине не было, и литературы подходящей тоже. В общем, брейк стал модно-манящим. И мальчишки из кемеровских дворов решили не отставать от заокеанских сверстников. Начали устраивать свои батлы прямо на улице. Они просили в магазинах картонные коробки, из них делали импровизированный танцпол. На нем и оттачивали разные выкрутасы на удивление прохожим. И радоваться бы ребятне, вот только наше сибирское лето короткое, а танцевать им хотелось круглый год. Поэтому и решили попроситься во Дворец творчества (в те годы — Дворец пионеров). Они сами пришли к директору и умоляли: «нам бы немного места где-нибудь в уголке», чтобы вся их команда (а тогда уже набралось около 20 человек) могла бы свободно заниматься.
К тому времени я уже работала во Дворце, и тогдашний директор Нина Николаевна Гаврилова предложила ребятам встретиться со мной, зная, что к брейку я неравнодушна.
Встретились. Выслушала парней, но в ответ предложила своё: не просто место для тренировок находим, а создаём клуб, где можно будет совершенствовать брейк-данс всем желающим. Мол, будем проводить учёбу, соревнования, постепенно завоюем и сцену. В общем, сумела убедить, что всё это достижимо. Начали работать. Тогда мало кто верил, что у нас что-то получится. Однако не только получилось, но и продолжается вот уже целых 25 лет.
Первые члены клуба – мальчики из близлежащих домов и школ. Могу назвать самых целеустремленных: это Андрей Кайнов, Иван Орехов, Андрей Геллерт. Как раз они начали первыми танцевать на картонных «сценах» прямо на улице города.
Уличная эстетика
— Брейк-данс по праву считается уличным танцем, одним из направлений хип-хоп-культуры. Его придумали в Нью-Йорке в бедных кварталах. У людей просто не было денег на развлечения, поэтому они устраивали их сами, как могли, и делали это прямо на улице. И получился не просто прекрасный танец, а некий гибрид, сочетающий в себе и акробатические элементы, и пантомиму, и элементы самого настоящего шоу.
Но нашей общественностью брейк был встречен плохо — причем самыми разными ее представителями. Однако оттого он стал еще более желанным в среде самобытных подростков. Стремление к свободе и получение этой самой свободы в танце – вот главный секрет успеха брейк-данса и тогда, и сегодня.
Сейчас вспоминаешь с улыбкой, как нас вместе с ребятами после занятий встречали, назовем их так, местные дворовые банды, и мы едва уносили от них ноги. Они считали нас чужими, белыми воронами и желали разобраться с нами с помощью кулаков. Потом главарей этих банд посадили, а мелюзга разбежалась кто куда, и нам перестали досаждать.
Но не только бандитам мы мозолили глаза. И на фестивалях, и на разных концертах неклассическим танцорам рады не были. Нас сторонились и никуда не приглашали. Мы прошли долгий путь, прежде чем серьезно заявить о себе.
В чем «фишка»?
— Брейк-данс предоставляет огромные возможности для самореализации подростков. Так, например, в прошлом месяце, когда мы отмечали свой юбилей, ведущая праздничного концерта задала всей команде вопрос: «А что для вас брейк-данс?» Ребята отвечали: «досуг», «мировоззрение», «альтернатива спорту», «способ выделиться среди толпы»… А я ответила, что брейк – это моя жизнь. И понятно почему. Из увлечения брейк-данс превратился для меня не только в профессию, но и в смысл жизни… Если посмотреть на все ответы глубже, то здесь как раз и кроется та самая свобода. В клубе собираются единомышленники, и каждый в нем чувствует себя легко, комфортно. Каждый участник привносит в брейк много своих элементов, тем самым заявляя о себе. Серенький, ничем не примечательный ученик превращается в звезду класса, а застенчивая девочка – в модную, современную би-гёрл. Кроме того, ребята укрепляются физически. И все это – брейк-данс.
Многие наши выпускники возвращаются в клуб уже в качестве профи и делятся своим опытом с подрастающим поколением танцоров. И они идут к нам не за деньгами, они идут из интереса, потому что живут своим делом.
Сейчас в клубе, кроме меня, с ребятами занимаются два молодых педагога – Роман Поморцев и Илья Калашников. Для групп, в которую входят и девочки, и мальчики, составляется индивидуальное расписание, подбирается программа занятий.
Свои находки
— Многие меня спрашивают: как удается сохранить клуб на протяжении стольких лет? На это есть свои объяснения.
Для начала важно, что клуб всегда базировался во Дворце творчества, а не скитался по разным местам. Дети знали, где их ждут.
Также у клуба есть свой устав, невыполнение которого влечет дисквалификацию. Но за все время существования «Хип Хоп Центра» были исключены лишь три участника. Так, лет десять назад пришел парень (тогда ему было 17 лет) с какого-то праздника, где много выпил. Какой пример он может подать пацанам? После этого двери клуба для него навсегда закрыты.
Огромное значение имеет сплоченность команды, здоровая дружественная атмосфера. К слову сказать, в 2000 году нашему клубу было присвоено звание «Образцовый детский коллектив». То есть мы стали единственным коллективом брейк-данса в России, который удостоен такого почетного звания.
Секрет успеха еще и в том, что у коллектива должна быть известность. А для этого нужно показывать свои достижения на публике. Я уже говорила, что в начале пути это было очень трудно. Соревнования по брейк-дансу мы могли и сами организовать (что делали и делаем), а выступления на сцене были тогда для нас недостижимы. В первую очередь, из-за непонимания в чиновничьей среде значения брейк-данса для молодёжи. Первое публичное выступление с концертной программой в стиле брейк-данса состоялось 9 Мая 2001 года (то есть спустя 13 лет после образования клуба!) на открытии парка им. Жукова. Наших ребят тепло встретила публика, в которой были не только дети, но и взрослые. После этого «лёд тронулся». Наши танцевальные команды стали выступать в школах, вузах, на больших сценических площадках города, области, страны. А в октябре 2010 года наши ребята в составе российской делегации ездили в Китай и выступали в Пекине и Шанхае в самых лучших театрах и концертных залах. Празднества в Китае проводились в честь открытия международной выставки «Экспо-2010» и подписания договора о поставках российского газа в Китай. Россия велика, но пригласили в состав делегации (среди певцов, акробатов, танцоров) би-боев именно из Кузбасса и именно из нашего клуба. Для нас это очень почетно.
Самопиар никто не отменял
— Я вообще считаю, что свои достижения коллектив не должен скрывать. Все дипломы, грамоты, благодарственные письма выставлены на стендах в нашем зале для занятий. Все достижения (да и просто творческую жизнь коллектива) мы выкладываем в инете на сайте Дворца творчества. Для родителей организовываются творческие отчёты, «круглые столы», беседы. Мы постоянно приглашаем их на все «дворцовые» мероприятия.
Но любой коллектив, каких бы успехов он ни достиг, должен помнить о своих корнях. Наши корни – это уличный танец. Нужно постоянно держать связь с уличными направлениями, не забывать, что всё интересное, неординарное рождается в народе. Для этого ребята постоянно ездят на соревнования по городам области и России — себя показать и на других посмотреть. Завязывают знакомства с другими командами, делятся опытом, приглашают к себе.
Нужно сказать, что уровень мастерства любителей брейк-данса растет год от года. Например, элемент «гелик» раньше получался у редкого ученика. Поясню, «гелик» (или вертолет) – это вращение на полу на плечах с широко расставленными ногами. Сейчас же его делают практически все уже после полугода посещения тренировок. Хотя элемент действительно очень сложный.
Изменяется и внешний вид би-боев и би-гёрлз. Если в 90-х на занятие приходили в чем похуже, то сейчас это дорогие вещи, купленные в специальных молодежных магазинах. То есть выработалась и своя модная стилистика.
Главное –помнить, что к своему делу нужно относиться серьёзно и любя, и тогда все получится. И даже спустя 25 лет можно находить новые грани в своем деле — казалось бы, давно изученном и родном.
Алена ФЕДОТОВА.