Процент с капитала истории
Умеем ли мы пользоваться главным нашим капиталом – историей? Сегодня, в начале 2012 года, который президент объявил Годом истории России, задуматься об этом – самое время.
Надо сказать, что специалисты (ученые-историки, музейщики, краеведы, архивисты и библиотекари Кузбасса) не только «задумываются» — они уже немало делают для того, чтобы памятные даты нашего молодого края стали всеобщим достоянием. Ведь любая «круглая дата» — это повод привлечь внимание к юбиляру (будь этот «юбиляр» исторической личностью, значимым событием или промышленным предприятием).
Как завещал великий Копикуз
Кстати, в октябре нынешнего года исполняется 100 лет Копикузу (акционерному обществу Кузнецких каменноугольных копей), созданному по указу его императорского величества. Главным акционером Копикуза был В.Ф.Трепов (брат знаменитого злодея, петербургского генерал-губернатора, в которого стреляла Вера Засулич). Но это именно благодаря алчной семейке Треповых мы сегодня имеем тот регион, в котором живем. Ведь это Копикуз первым (!) составил план развития угольного края, это Копикуз провел первые серьезные геологические изыскания, заложил первые шахты, коксохимический и металлургический заводы, привлек к нам сюда иностранный капитал… Можно сказать, весь ХХ век (да и 21-й – тоже!) мы, кузбассовцы, живем по проектам, составленным организаторами Копикуза. Воплощаем в дело их мечты. Пользуемся плодами их трудов. Некоторые из тех идей, кстати, не утратили своей актуальности до сей поры. А что мы знаем об этих людях?
В Кемеровском музее-заповеднике «Красная горка» (кстати, в этом здании жил первый управляющий Копикуза – И.И Федорович) на днях состоялась любопытнейшая встреча. Посвящена она была еще одной памятной дате – 120-летию Виктора Ревердатто. Мало кто знает, что этот ученый-ботаник с мировым именем (он первым ввел в медицинскую практику редкие лекарственные растения, обнаруженные на нашей территории) был еще и… инженером-химиком, лично участвовал в проектировании коксохимзавода, сохранились даже чертежи с его подписью. Француз по рождению, он принял российское гражданство только в 1913 году. А в 1925 организовал первую в Сибири (в Томском университете) кафедру ботаники. В 1937 был репрессирован, а десять лет спустя, в 1947-м, получил Сталинскую премию… Был четырежды женат, стоял у истоков создания Новосибирского Академгородка, в 1951-м был снят с директоров НИИ за приверженность к генетике – словом, это такая фигура, о которой только приключенческие романы писать! А много ли мы о нем знаем? Директор музея «Красная горка» Наталья Шелепова провела простой эксперимент: вопрос «Ревердатто – это что?» задала вполне образованным, неглупым людям. Ответы поразили: «музыкальный термин», «химический элемент», «итальянский тенор»…
Директор Кемеровского ботанического сада, доктор биологических наук, профессор А.Н.Куприянов, рассказывая о Ревердатто, увлекся, словно мальчишка. Беседа эта, названная сухим словом «заседание научной общественности», превратилась в оживленную дискуссию о нашей коллективной памяти и о том, как мы ею пользуемся.
Уверена: не менее живой могла бы стать и беседа о другом лауреате Сталинской премии – писателе А.А Волошине, авторе романа «Земля Кузнецкая». Ему, кстати, тоже в этом году исполняется 100 лет. Как не относись к текстам соцреализма, другого прозаика — лауреата «Сталинки» у Кузбасса больше нет…
Имена и годы
Итак, насколько умело распоряжаемся мы тем капиталом, который представляет нам собственная история? «Мои года — мое богатство» — это ведь не только про личную биографию сказано, это – и про биографию региона тоже…
И здесь нельзя не отметить отрадный факт: энтузиасты краеведения, страстные и кропотливые исследователи родной истории делают немало. Вот лишь отдельные факты, навскидку. В областной научной библиотеке уже несколько лет подряд выходит ежегодный справочник-указатель «Календарь знаменательных и памятных дат» (и в бумажной, и в электронной версии). Сегодня сотрудники библиотеки заняты оцифровкой нашей газеты «Кузбасс» (дошли уже до 30-х годов), так что любую подробность из последних 90 лет жизни нашего региона скоро можно будет получать, не сходя со своего рабочего места: набери в поисковике нужный запрос – и все.
Заведующий кафедрой музееведения Кемеровского университета культуры и искусств Анатолий Кулемзин более 15 лет занимался паспортизацией памятников Кемеровской области. Их было выявлено более тысячи (в том числе – захоронения сельских священников, жестоко расстрелянных в «безбожные» времена). Увы – кончились ассигнования на эту работу, и кончилась деятельность научной группы…
Не случайно на заседании Общественной палаты Кемеровской области председатель комиссии по культуре и духовно-нравственному воспитанию Александр Коновалов предложил ввести в нашем регионе институт памятных дат. И начать – с главной. 26 января 2013 года Кемеровской области исполнится 70 лет. Это ли не повод официально закрепить дату «красным днем календаря»?
Идея, которая может показаться на первый взгляд слишком смелой (чтобы не сказать бредовой), на самом деле имеет важный смысл. Ведь все исторические даты только тогда будут приносить нам ощутимые дивиденды, когда они станут достоянием широких масс.
Пока же, как справедливо отмечает историк Игорь Усков, важные краеведческие знания чересчур элитарны. И имена славных земляков, и трагические или торжественные даты кузбасской истории – да, известны. Но, увы – зачастую лишь узкому кругу специалистов.
А чтобы история работала как воспитательный фактор и даже – как рычаг экономики, эти даты и эти имена должны стать общеупотребительной азбукой. Их надо насаждать, как картошку при Екатерине.
Каким образом?
Вместо дракона – фигурка Трепова?
Я не специалист по пиар-технологиям, но даже я понимаю: культурный туризм – сфера, которая способна насытить рабочими местами, притоком инвестиций множество отраслей, так или иначе имеющих к нему отношения.
И не надо ориентироваться на «богатых иностранцев»! Скажем, экскурсии «тропой Ревердатто», устроенные биологами совместно с историками, – разве не нашли бы они своего потребителя среди школьников, студентов, гостей города? (Известно, что свой первый научный труд по ботанике Ревердатто назвал «Растительность долины реки Томи», экспонаты в гербарий для него собирал аккурат вдоль берегов, на которых сейчас стоит наш город). Научный сотрудник музея «Красная горка» Зинора Волкова предложила биологам устроить на территории заповедника специальную «клумбу Ревердатто» (известно, что многие из его учеников называли вновь открытые виды растений его именем, можно разбить уже целый сад из его «однофамильцев»!).
А разве не пользовались бы интересом у паломников экскурсии к местам захоронений убиенных священников?
А разве нельзя наладить в городе кафе со специальной «кухней АИКовцев «Кузбасс»? Или – кухней Копикуза? У известного краеведа Владимира Сухацкого есть целая книга, посвященная тому, «что ели кузбассовцы в ХХ веке» (она даже носит такой подзаголовок).
А сувернирная продукция? Нет, я не календари и магнитики с видами Кемерова имею в виду. Но почему, например, каждый год производители и продавцы заваливают нас фигурками восточного гороскопа (свиньи, драконы, кролики всех мастей, цветов, материалов и размеров не исчезают с прилавков по полгода). А разве нельзя использовать этот же ход, популяризируя, к примеру, 100-летие Копикуза? Условно говоря, дарить вместо фигурки дракончика «пятак Трепова» или «акцию Копикуза», точнейшим образом воспроизводящую такую же, только столетней давности?
Все эти «исторические придумки», понимаю, называются одним, не очень-то лакомым словом – попса. Но чтобы капитал нашей истории принес нам реальные дивиденды, он и должен «опопсеть».
Ольга ШТРАУС.