Один год под следствием
Чуть больше четырех лет назад при прокуратуре Российской Федерации был образован Следственный комитет, который 15 января 2011 года стал самостоятельным ведомством. За прошедшее время спектр работы этой структуры заметно расширился. В минувшем году в его ведение было передано расследование налоговых преступлений, а с 2012-го – тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними и в отношении их. Комитет также будет расследовать все уголовные дела о взяточничестве, халатности, служебном подлоге и других должностных преступлениях.
Об этих изменениях и не только – наш разговор с руководителем следственного управления Следственного комитета РФ по Кемеровской области полковником юстиции Андреем БУНЕВЫМ.
– Андрей Юрьевич, в чем причина передачи именно в ваше ведомство расследований уголовных дел, связанных с несовершеннолетними? Будут ли в связи с этим увеличены штаты управления? А если нет, не повлияет ли увеличение нагрузки на следователей на качество их работы?
– Следственному комитету государство поручает расследование наиболее серьезных преступлений – убийств, причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть потерпевшего, коррупционных проявлений. Так, в истекшем году только в Кемеровской области в суды направлено более полутора тысяч уголовных дел. Возбуждено 115 дел коррупционной направленности, 49 из них уже расследованы и находятся на рассмотрении в судах. Что касается преступлений, связанных с несовершеннолетними, то в последнее время их число стало сильно увеличиваться. Причем растет именно число тяжких и особо тяжких преступлений как в отношении несовершеннолетних, так и совершаемых самими несовершеннолетними. В 2011 году раскрыто 131 уголовное дело по преступлениям, совершенным в отношении несовершеннолетних. И это серьезная проблема, с которой необходимо бороться, в том числе и с помощью органов Следственного комитета Российской Федерации. В связи с этим у нас возрастет штат и увеличится нагрузка на следователей. Но убежден, что на качество следовательской работы это никак не повлияет, и она по-прежнему останется на хорошем уровне.
– Вы знаете работу следователя не понаслышке, сами не один год возглавляли один из серьезнейших отделов в органах следствия – так называемый «бандитский». Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать настоящий следователь?
– Мое глубокое убеждение, что первое необходимое качество любого следователя – это обычная человеческая порядочность. Иначе хорошо работать у него просто не получится. Когда приходится постоянно сталкиваться с людской болью, а этого качества нет, то через полгода-год работы человек начинает выполнять возложенные на него обязанности чисто механически, и толку из такой работы не будет.
Еще одно важное качество для следователя – это быстрая обучаемость. Следственная работа достаточно специфичная, и ее надо понять. Нужно за короткий срок стать хорошим специалистом своего дела и профессионально делать свою работу.
Третье качество – умение быстро делать большие объемы работ. Причем независимо от настроения, времени суток, желания, личного времени и настроения. И если человек настроен стать хорошим следователем, то при наличии этих качеств у него все получится. Но, к сожалению, некоторые люди не выдерживают таких испытаний и уходят в другие, более спокойные места.
В любом случае хорошо делать следственную работу может только человек, который ее любит. По-другому это просто невозможно.
– Немного наивный вопрос: почему, несмотря на все усилия следствия, некоторые преступления так и остаются «висяками»?
– Наверное, это точно так же, как невозможно вылечить всех больных. При всем желании. Причин несколько. В некоторых случаях преступления не раскрываются из-за плохой организации работы, волокиты, нехватки у следователя профессионализма. Бывают преступления действительно сложные, которые раскрывать и расследовать непросто. Но хочу заметить, что с момента создания Следственного комитета раскрываемость тяжких и особо тяжких преступлений существенно повысилась.
Идет планомерная работа по раскрытию преступлений прошлых лет, которые в силу тех или иных причин оставались нераскрытыми. Мы вновь поднимаем такие дела из архива, тщательно их анализируем и, если есть хотя бы малейшая зацепка, возобновляем их производство. Только в истекшем году нами было раскрыто 82 преступления прошлых лет. Во многом это стало возможным благодаря появлению новых криминалистических технологий и экспертиз. В частности, возможности проводить в Кемеровской области ДНК-исследования найденных на месте преступления биологических следов, хотя еще недавно для этого приходилось отправлять образцы на исследования в другие регионы. Эти экспертизы полностью исключают такой фактор, как утрата следов в связи со временем. И на след преступника способны вывести даже волос, случайно упавший с его головы, или капелька его слюны. Эксперты без труда смогут установить, принадлежат ли биологические следы, изъятые с мест преступлений, конкретному подозреваемому или какому-то другому человеку.
Возможности криминалистической техники постоянно растут, новые методики совершенствуются, давая возможность собирать с места преступления как можно больше следов, что существенно повышает шансы раскрытия преступлений, которые прежде считались не раскрываемыми.
– А какие уголовные дела больше всего вызывают трудности в расследовании?
– По большому счету, любое уголовное дело может оказаться непростым по разным причинам. Наибольшую сложность вызывают нестандартные ситуации либо ситуации стандартные, но в которых есть какие-то сложности. Допустим, в уголовном деле не хватает каких-то экспертиз, а без них следователю сложно расследовать такое преступление. Сегодня, например, мы очень ограничены в проведении тех же строительных или специфических экономических экспертиз – они занимают очень много времени, довольно трудоемки и стоят недешево. Вот и получается, что результатов экспертизы приходится ждать несколько месяцев, но без нее невозможно передать дело на рассмотрение суда.
Трудно расследовать серийные преступления сексуальной направленности. При расследовании необходимо очень большое количество геномных исследований, из-за чего нередко приходится задействовать возможности других регионов России. А на это тоже необходимо время.
Однако следователю как профессионалу своего дела необходимо учитывать как эти, так и другие трудности в своей работе и качественно расследовать любые преступления.
Фото Федора Баранова.