Актуальное

Мой финиш — горизонт

23 декабря 2011 | Вадим Антонов

Кемеровчанин Сергей Дворецкий – желанный гость в Париже. Именно в столице Франции каждый год берет начало знаменитая сверхмарафонская дистанция «Париж – Кольмар». Соревнования считаются неофициальным чемпионатом мира по «длинной» ходьбе. В 2008 году наш земляк первым из россиян выиграл заход, пройдя 451 километр за 52 часа 43 минуты.

42-летний Сергей Дворецкий впервые прошагал по дорогам Франции в 2000 году. Победным стал для него восьмой марш-бросок из Парижа до Кольмара по сложно-пересеченной местности и на грани человеческих возможностей. Следующим летом кемеровчанин вновь планируют выйти на старт легендарного захода, история которого насчитывает вот же 85 лет. К новому покорению супермарафона 42-летний Дворецкий готовится по своей методике и в статусе заведующего лабораторией «Инновационные научно-методические технологии физического воспитания и спорта» Кузбасского государственного технического университета.

 

Знание — сила

Минувшей осенью Сергей Дворецкий участвовал в соревнованиях по суточной ходьбе в Швейцарии. Этот турнир — один из отборочных этапов для желающих пройти по маршруту «Париж – Кольмар».

— В Швейцарии финишировал вторым, хотя поначалу и лидировал, — рассказывает Сергей. – Для второго места хватило пройти 177 километров, третий призер далеко от меня отстал, а за победителем я не стал устраивать гонку. В пылу борьбы «накормил» местного ходока, да так «накормил», что он сошел с дистанции. Наверное, надо было начать ходьбу поспокойнее. В прошлые годы я пять раз выиграл этот отборочный этап. Конечно, не лучшим образом на моем выступлении сказался перерыв в соревновательной практике.

Но все-таки основной старт – в июне следующего года. А в феврале-марте собираюсь выступить в двух турнирах по суточной ходьбе во Франции. Хочу посоревноваться, посмотреть на других ходоков. Как идет тот или иной спортсмен? Когда ты с соперником на одной дорожке, есть возможность изучить его, «подергать» или он тебя «подергает». Конкурентов нужно знать не на 100, а на 200 процентов. Если знаешь, значит, контролируешь ситуацию. Если уверен в своих силах, можно идти смелее. А когда чувствуешь, что слабее оппонентов, остается надеяться только на чудо или ждать, что идущий впереди откажется от борьбы из-за травмы или по другой причине. Когда знаешь соперников, просчитываешь тактические варианты: либо сразу вырваться вперед, либо держаться за лидером. Словом, первым делом обыгрываешь конкурентов в голове.

В феврале мне надо ехать во Францию и для того, чтобы сформировать команду сопровождения и провести с ней тренировку в соревновательных условиях. Предстоит сработаться с новым коллективом, проверить насколько мы совместимы, все заранее объяснить. Не будешь же за пять минут до старта говорить о рационе своего питания на трассе: сколько положить в чай заварки, а сколько лимона и сахара.

— Кто был в вашей команде в 2008 году?

— В машине сопровождения, а она обязательна для всех участников захода, было шесть человек. Все они живут во Франции, в том числе и наша соотечественница, вышедшая замуж за француза. Они готовят питание, ведь каждые полчаса надо перекусить или что-то выпить, помогают мне переодеться прямо на трассе: после дождя надеваешь сухую одежду, ночью утепляешься. Оказывают и первую медицинскую помощь, обрабатывая кровавые мозоли, без которых никак не обойтись.

Во Франции эти соревнования очень популярны. У меня даже была своя фан-группа, она поддерживает на участках дистанции, передвигаясь на машине. За победу подарили столько бутылок шампанского и коллекционного вина, что часть этого арсенала пришлось оставить.

— Сколько остановочных пунктов до Кольмара?

— Протяженность первого этапа из Парижа до Сен-Дизье – 251,3 километра. После этого – отдых два часа, в это время врач замеряет пульс, давление. Медицинский контроль обязателен на остановочных пунктах. Второй этап заканчивается на отметке «397 километров» в Меркуре. На следующий день ровно в десять утра – общий старт до Кольмара. Чем раньше придешь, тем больше времени на восстановление, на сон, у меня было 14 свободных часов. Кто намного отстал, вообще почти не сомкнул глаз перед последним броском на Кольмар, где нас торжественно встретили и объявили, что «победил месье Дворецкий». Второй призер Дмитрий Осипов из Санкт-Петербурга отстал на 43 минуты, Алексей Родионов, представлявший французский клуб, – на четыре часа. Средняя моя скорость – более восьми с половиной километров в час, хотя, конечно, при необходимости мог прибавить, чувствовал, что есть запас прочности. В итоге улучшил рекорд трассы.

 

Возвращение в Париж

— Почему спустя несколько лет вновь решили штурмовать супермарафон?

— Да, после победы в 2008 году не выступал во Франции. Это связано и с рождением второго сына в нашей семье, и с кризисом самого турнира: ходоков перестали ценить и установили очень маленький призовой фонд. Сейчас, правда, наметились перемены к лучшему: оргкомитет соревнований возглавили другие люди и в Париж собираются рвануть ходоки, которые раньше планировали участвовать в мировом заходе, в том числе и участники Олимпийских игр. Подтянулись сильные ходоки из Франции, Белоруссии, Венгрии.

В последние годы в заходе «Париж-Кольмар» упали результаты. Прошлым летом первым финишировал Дмитрий Осипов. Его время на дистанции 440 километров на четыре часа хуже, чем было у меня. Если учесть, что трасса была на 11 километров короче, чем в 2008 году, он проиграл мне пять с половиной часов. Да и откровенно говоря, мне не хватает больших соревнований. У нас в отличие от той же Франции не проходят чемпионаты страны по суточной ходьбе, а также на дистанциях 100 и 200 километров

— Спонсоры помогают?

— У меня не спонсоры, а меценаты. Дают мне деньги и не требуют отчета. Правда, а августе подписал спонсорский контракт с японской фирмой «Асикс», которая выпускает спортивную амуницию. По контракту фирма будет обеспечивать меня формой и обувью с учетом специфики тренировок в сибирских условиях.

 

Лаборатория инноваций

— Чем будет заниматься лаборатория, которой будете руководить?

— Приказ о создании лаборатории подписал ректор КузГТУ Владимир Анатольевич Ковалев. Утверждено и положение о ее работе. Суть в том, чтобы с помощью современного оборудования оценивать степень физической готовности человека. Стоимость необходимого оборудования – около пяти миллионов рублей, половина из этой суммы приходится на газоанализатор, которые и фиксируют основные показатели тренированности или отсутствия таковой. Словом, лаборатория очень перспективное дело. Не зря же она называется инновационной.

Уже берем у студентов генетические пробы, чтобы определить предрасположенность к тому или иному виду спорта. Работаем в тесном контакте с кафедрой биохимии медицинской академии, с доктором наук Александром Сергеевичем Разумовым. Результаты исследований помогут правильно организовать тренировочный процесс. Я изменил методику подготовки пять лет назад и это помогло «выстрелить» в 2008 году. О системе подготовки ходока к высшему мировому достижению на дистанции 500 километров, в основу которой положен мой опыт, опубликована статья. Мои соавторы – преподаватели Российского государственного университета физической культуры Евгений Калинин и Виктор Селуянов.

— Сергей, что все-таки привлекает вас в большой ходьбе? Экстрим?

— Простому человеку вообще трудно понять ощущения, которые испытываешь в сверхмарафонской ходьбе. Абсолютный дискомфорт, какая бы удобная форма ни была. Постоянное преодоление боли, усталости. Ты должен перебороть себя, отгоняя мысли о поражении. Почему, кто-то может, а я нет? Наверное, это движет.

В одной из песен Владимира Высоцкого автогонщик «наматывает мили на кардан». Сергей Дворецкий «наматывает» лье-километры на своих двоих и про него эти строчки Высоцкого: «Мой финиш – горизонт», а лента -край земли. Я должен первым быть на горизонте!».

Вадим АНТОНОВ,

 

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс