Ледовое сокровище
Приятно вспомнить
Двадцать пять лет назад, в середине декабря 1986 года, на кемеровском мототреке ДОСААФ состоялась «знаковая» матчевая встреча по спидвею между сборными Чехословакии и Кузбасса.
В Кузбасс – к удаче
Причина таких вояжей достаточно проста – платить за кузбасский лед не приходилось. Вот и «гастролировали» финны, чехи, немцы, итальянцы, пару раз были даже американские спидвейщики. И эти приезды, в самом деле, иногда напоминали гастроли: иностранные спортсмены посещали и север и юг области, показывали свое мастерство на треках Юрги и Калтана.
Александр Новоселов, председатель федерации области автоспорту вспоминает: «Где-то лет пять-шесть продолжались такие массовые приезды к нам. На финнов, шведов и чехов всегда было интересно посмотреть, особенно на Пер-Олофа Серениуса, Ярмо Хирвасою или Антонина Клатовского. Немцы гоняли чуть похуже, а итальянцы всегда «кабачками» были. А когда Союз развалился, то и сборы прекратились».
А еще для чехословацких спортсменов кузбасский лед был своеобразным талисманом. В 1985 году чешская молодежная команда тоже проводила здесь сборы, а затем выиграла первенство мира. Да и тогдашний старший тренер взрослой сборной Милан Шпинька в середине семидесятых участвовал в международном турнире в нашем областном центре. В небольшом интервью для газеты «Кузбасс» в декабре 1986 года Милан так и сказал что кемеровский лед – счастливый, и он рад каждый раз сюда возвращаться.
Одного мотора мало
«Я тогда был юниором, перворазрядником. Только начинал в основную команду пробиваться. И все равно выглядел не хуже Клатовского или Иржи Свободы, что говорить про остальных наших мотогонщиков», — рассказывает Евгений Родин.
Наша команда и в самом деле была крепкой. Станислав Кузнецов – двукратный бронзовый призер чемпионата мира в команды Казахстана. Владимир Клычков был уже сложившимся мотогонщиком. Кстати, до 1986 года он выступал исключительно на гаревой дорожке. А затем сразу выиграл чемпионат области по спидвею. Как будто это мало, к матчевой встрече в областную команду были привлечены новокузнечане Сергей и Александр Агарковы, Сергей Каркавин из Барнаула и новосибирец Виктор Бибанин.
В итоге весь пьедестал почета оказался советским. Кузнецов занял первое место, вторым стал еще один кемеровчанин Юрий Живаев, а тройку лучших замкнул Бибанин. Иржи Свобода показал четвертый результат.
«У чехов были хорошие двигатели. Они очень настойчиво занимались тюнингом и реставрацией моторов. Так что на прямых участках они гнали быстрее. А вот наши колеса отличались устойчивостью. Повороты проходили просто влет. Дело в правильной шиповке. Теперь вся Европа использует российские настройки», — говорит Станислав Кузнецов.
Финское качество
«Это невероятная красота. Каждый участник в ярком комбинезоне, все мотоциклы расписные. Сами гонки очень быстрые. Минута, максимум полторы. И все у тебя перед глазами, на ладони. И ты видишь все это изящество: и старт, и финиш, и повороты. Даже падения по-своему красивы», — говорит Владимир Клычков.
Падение падению рознь. Здесь многое зависит от прочности комбинезона. Можно упасть как чешский спортсмен Павел Малек. Двадцать швов от врачей он получил за неудачное прохождение поворота. А как-то раз многократный чемпион мира Ярмо Хирвасоя напугал и зрителей и спортсменов ужасным кульбитом.
«Я тогда подумал, — вспоминает Сергей Каркавин, — что придется его в буквальном смысле по частям собирать. Ан нет, Ярмо не только смог встать, но и самостоятельно покинуть трек. Он же был одним из передовых конструкторов гоночной формы в мире. В чем сейчас все современные гонщики ездят – это Хирвасоя спроектировал. Перчатки-жалюзи, нагрудник, защиту на спину и кольчугу».
Техника объединяет
«Памятен такой эпизод. Только что ожесточенную борьбу на дорожке вели Станислав Кузнецов и Антонин Клатовский, а затем, улыбаясь, они азартно обсуждали, кто как на повороте дожимал ручку газа, кто запоздал с выходом из виража. Это был язык спорта, язык дружбы», — так писал в те декабрьские дни корреспондент газеты «Кузбасс» Лев Попов.
И в самом деле, нашим мотогонщикам с чехословацкими спортсменами было проще общаться. За ними не так рьяно приглядывало КГБ, да и по словам Родина «техника сближала».
«В основном говорили о настройке мотоциклов. Так и учили чешский язык – Иржи что-то показывает, а ты запоминаешь. Иногда даже деталями обменивались», — улыбается Сергей Каркавин.
А Владимир Клычков прошлый сезон провел в Балаково, тренером-механиком. И на одних соревнованиях встретился со Шпинькой – тот до сих пор тренирует мотогонщиков и спидвейщиков. «Посидели, повспоминали о прошлом», — говорит Владимир Анатольевич.
Видимо о настоящем не так легко разговаривать. Ведь и Шпинька и Клатовский до сих пор в спидвее. У Антонина наметилась целая династия – два его сына: Антонин-младший и Ян уже наводят шороху в мировом спидвее. Нам, к сожалению, нечем гордится. Легендарная областная команда закрылась из-за отсутствия финансирования. Только и остается что вспоминать.
Сергей СПИЦЫН.
Фото Оксаны Шолоховой.
Дааа..Статья Сергея Спицина истории 25летней давности всколыхнула воспоминания не только у непосредственных участников ледовых баталий на Кемеровском мототреке с иностранными друзьями, но и организаторов встреч на сибирской земле «матёрых» заморцев..Ну и конечно болельщиков!..сколько удовольствия получили они от просмотров просто тренировок, не говоря о самих соревнованиях, приходится догадываться…Хорошая статья,спасибо Сергею, рада, что смогла хоть не много помочь в поисках свидетелей и участников того «СЧАСТЛИВОГО» спидвейного времени в Кемерово!.Только вот концовка и обсуждения оставили осадок, как после похорон хорошего человека…Уверенна, это же чувство у всех кто уважает спидвей!..Удивленна, особенно словам уважаемого Анатолия «фантома», уж ты-то Анатолий прошедший огонь,воду и медные трубы, неужели и ты совсем разуверился?!ОН-«НАШ» спидвей,ещё дышит, пусть еле еле, но не звучало страшное слово «всё»..ещё ждут, изрядно пощипанные, но не побеждённые «железные кони» и сердце тренера, который до сих пор, ночами во сне слышит рёв моторов и гул благодарных болельщиков переполненного Кемеровского мотодрома!!!..
Да уж..все в прошлом.
Как не пытался Станислав Кузнецов убедить ваше местное руководство вв помощи по возрождению мотогонок в Кемерово. все его попытки и энергия ни кого не тронули..А проблемы еще больше возникли..вон у Вас там сейчас начальник кемеровского ДОСААФ вроде как под следствием ..
Сергей . молодец, что исторические факты находишь и делишься с народом..Я эту статью на «Спидвей-Форум » скопирую..
Удачи тебе..
Всё это конечно очень интересно, очень жаль ,что нет команды по гаревому спидвею((( С.Спицыну спасибо и побольше профи-а)))