Актуальное

Человеку нужен человек

19 декабря 2011 | Татьяна Минеева

 «Странствие по пространству» — так называется фотовыставка, которая на днях завершает работу в Доме творческих союзов Новокузнецка. 100 работ фотохудожников из городов юга Кузбасса и Кемерово зрители увидели благодаря фотоклубу «Сибирь». В этом году это уже пятая выставка, организованная его членами.

Главное действующее лицо в этом пространстве – человек. Авторы работ запечатлели мгновения жизни десятков людей в самых обыкновенных обстоятельствах. Но узнаваемость сюжетов не делает выставку менее интересной, как раз наоборот. Зритель попадает в живую, близкую, понятную ему среду, вызывающую положительные эмоции, чувство сопереживания.

Вот устланная домоткаными половиками «Горница» кемеровчанина Григория Шалакина. В ней хозяйничают две пожилые женщины. Память выталкивает откуда-то из запасников воспоминание о такой же комнате с полосатыми половиками, столом, накрытым белой, вышитой красной нитью скатертью, диваном, на спинке которого лежит накидка. К сердцу подкатывает щемящая теплота от того, что ты был в этом или очень на него похожем пространстве. Там тоже вызывает было чисто, светло и уютно.

Этот «Домик на отлете» Юрия Романова тоже очень знаком. Банька на берегу таежной реки, женщина, сидящая на ее порожке. Так, возможно, сидела твоя мать или бабушка, а, может быть, и ты сама где-то, когда-то. И чувство, которое испытывает после парной другая героиня, запечатленная художником на картине «Нисходящая благодать», зрителю тоже известно.

Особо трогают черно-белые фотографии, такие есть в каждом семейном архиве. В них чувствуется глубина, какой-то закрытый смысл. Человек даже не всегда знает имена изображенных на них людей, возможно, их уже нет, но кто-то из близких вел с ними знакомство, а потому положил фото в альбом на долгую память. И ты бережешь мгновение чужой жизни, храня их вместе с фотографиями молодых дедушек и бабушек, отца и матери, друзей детства.

Цепляет за живое работа «На Кондоме» Григория Шалакина, потому что ее будто достали из твоего архива памяти. Серо-черная вода, женщина в резиновых сапогах и легком летнем платье, с ней белоголовый мальчуган в намокшей рубашонке. Они идут по берегу, смотрят под ноги, может быть, ищут красивые камешки, как каждый из нас искал в детстве, чтобы принести домой и положить в потайную коробочку. Или «Сладкое мороженое» Юрия Романова. Мост, два пацана едят мороженое, глядя вниз на реку, берега которой утопают в зелени деревьев и кустарников. Кажется, что уже нет таких мостов, рек, такого сладкого мороженого, а это – картинка другой реальности, которая существует теперь только как воспоминание о чем-то навсегда утраченном, а потому очень дорогом.

«Странствуя» по выставке от одной работы к другой, зритель не просто смотрит, он живо реагирует на чужое горе как в «Прощании» и «Прощании патриарха» Виталия Солоневича, и на чужое счастье как в «Первенце» Михаила Бессонова. Оба новокузнецких фотохудожника уже ушли в мир иной, но в архиве фотоклуба хранятся их работы и время от времени их выставляют. Нет, не на суд зрителя, они давно уже им, зрителем, признаны. На осмысление.

От того, что на выставке много фоторабот с изображением не только молодых, но и стариков, в ней есть равновесие. Пожилая семейная чета на вернисаже, пожилой саксофонист в белоснежной рубашке, с бабочкой на фотоработах Шалакина. А вот другой старик на фото Александра Ильина. Одноногий. Сидит на лавке. Справа куртка, слева – пачка сигарет, костыли, в руке – бутылка пива. Почему такой же старик, встреченный на улице, не заставляет остановиться, а от этого не можешь оторвать

взгляда? Или еще один на снимке Олега Герасименко «Одинокая гармонь». Люди, машины, падающий и тут же тающий снег. На мокром асфальте дед в кроличьей шапке с гармошкой, рядом баночка из-под монпансье — может, кто-нибудь сердобольный и бросит мелочишка. И снова укор: сколько раз каждый из нас шел по такой же сырой неуютной улице, мечтая поскорее добраться до дома, видел, но не замечал вот такого одинокого гармониста… А вот парня и девчонку из работы новокузнечанки Ирины Галактионовой «Тинейджеры» почему-то заметишь всегда. Сидят у забора из профлиста, за которым, похоже, прячется мусорная свалка. Не пустые, но невозмутимые лица. Им все по барабану, кроме самих себя. В этом пофигизме тоже своя правда, и даже притягательность.

Есть работы глубокие, философские, а есть и легкие, шутливые. «Женихи приехали» Ирины Галактионовой. Видавший виды «Москвич» около старого многоквартирного дома, видавшие виды «женихи» с тросточками на скамейке, напротив тоже на скамейке не первой молодости «невесты». Или работа «Супер-бабушка» фотохудожницы из Осинников Анны Теренко. Пожилая женщина в молодежной кепке присела на подножку мотороллера в ожидании покупателей на расставленные в ряд вязаные пинетки, тапочки, носки.

Особняком среди прочих фото смотрятся интересные работы из цикла «Немецкий уголок» Константина Горбунова. Это уже отличное от нашего, российского, пространство. Узкие улочки неизвестного немецкого городка. Велосипедная стоянка… Другая жизнь, другая энергетика, другие чувства, которые автор смог талантливо передать в снимках.

Есть работы сильные, как у кемеровчан Юрия Дьяконова, Рашида Салихова, новокузнечан Вячеслава Холзакова, Олега Герасименко, Константина Горбунова. Есть послабее, но все они сделаны с любовью, нежностью, добротой и бесконечным сочувствием к героям. «Скажу честно, понравилось все!», – написал в книге отзывов один из «странников по пространству» выставки. Его можно понять. В мире, который стал слишком рациональным и слишком скупым на душевное тепло, подобная выставка, как отдушина. Сто фотовзглядов на человека, не мимолетных, а внимательных, даже пристальных. Только так можно не просто увидеть, но разглядеть наконец-то тех, кто живет рядом, ездит с тобой в одной электричке, шагает по улице. Чтобы понять себя самого, человеку нужен человек.

Татьяна МИНЕЕВА.

 

 

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс