Соцсети:

Дядюшкино наследство – в детский сад

29 ноября 2011 | Газета «Кузбасс»

От идей до бизнеса

В ходе отборочного этапа претендентам на участие в кузбасском молодежном проекте «Ты – предприниматель!» необходимо было решить несколько бизнес-кейсов. «Бизнес-кейс — это маленький кусочек из жизни бизнеса, определенная сложная ситуация, где вам предлагается как бы натянуть на себя шкуру предпринимателя и решить, что делать», — объяснила читателям ОПОРЫ в прошлом ее выпуске координатор проекта «Ты-предприниматель!», директор кемеровской компании «Бизнес-Аналитик Групп» Ирина Федченко.

Причем группам 3 и 4 (а это, напомним, студенты и сотрудники компаний, желающие открыть собственное дело, и учащаяся молодежь, стремящаяся самоопределиться в дальнейшем выборе профессии и формы занятости) предлагался дополнительный бизнес-кейс, в котором, если человек принимал решение как предприниматель, то получал 10 очков, если как обыватель — 0 очков. Кейс этот назывался «Дядюшкино наследство»:

 

Бизнес-кейс №9. Дядюшкино наследство

Ваш родственник — серьезный бизнесмен, всего в своей жизни добился сам, но собственных детей у него нет, есть только 2 племянника и 1 племянница. Недавно он позвал всех троих и сказал, что болен раком и в ближайшие полгода умрет. Свой основной капитал и имущество он планирует направить на гуманитарные цели – в «Фонд борьбы с онкологическими заболеваниями». Каждому из вас, наследников, он оставит по 1 млн. рублей. И еще одному из вас оставит 3 квартиры, общей стоимостью 10 млн. рублей. Условие: вы должны придумать план, как вы распорядитесь этой собственностью, и обосновать свое решение. Тому, кто предложит самое оптимальное решение, он и передаст наследство. Адвокаты же вашего дядюшки проследят за выполнением обещанного.

Задача: какой вариант использования трех квартир предложите вы?

15 лучших решений этого бизнес-кейса организаторы проекта «Ты – предприниматель!» выдвинули на спонсорский конкурс. Спонсором номинации «Дядюшкино наследство» выступил муниципальный некоммерческий Фонд поддержки малого предпринимательства г. Кемерово. И выбрал из 15 лучших решений одно — Екатерины Адушевой, 20-летней студентки 5-го курса Института экономики СибГИУ.

Вот оно (с небольшими сокращениями):

Екатерина Адушева, группа 3, Новокузнецк:

— Возможными ответами будут: продать квартиры, оставить их себе или отдать в аренду. В данном случае логично поступить так: две квартиры сдать в аренду, а одну продать. Следовательно, можно выделить две гипотезы:

1. Если две квартиры сдать в аренду, то ежемесячно можно получать прибыль на мелкие расходы (примерно по 15 тыс. рублей в месяц), что обеспечит меня небольшим, но постоянным доходом. Данный доход направить на хранение на банковскую карту с 10% годовых. Следовательно, за 12 месяцев сумма аренды двух квартир составит 360 тыс. рублей, плюс 10% годовых – 36 тыс. за год. Итого 396 тысяч рублей в год – доход от сдачи в аренду 2-х квартир и процент от этой суммы в банке можно далее использовать для своих личных целей, в том числе и для последующего бизнес-проекта.

2. Если продать одну квартиру и вложить свой 1 млн. рублей, полученный по наследству, то выйдет приличный начальный капитал для открытия своего бизнеса. (От продажи одной квартиры примерно 3 млн. рублей и плюс мой 1 млн., получаем 4 млн. рублей — первоначальный капитал).

Как я уже говорила в прошлом тестировании, одной из моих идей по открытию собственного бизнеса является создание частного детского сада. В нашей стране до сих пор наблюдается дефицит мест в детских образовательных дошкольных учреждениях, а именно в садиках. Спрос рождает предложение, поэтому данный существующий дефицит — благоприятная почва для организации бизнеса в этой сфере. Кроме того, эта идея имеет социальную направленность – открыв детский сад, я помогу решить проблему с дефицитом мест в детских садах и, следовательно, организую досуг дошкольников и косвенным образом дам возможность молодым мамам-специалистам устроиться на работу, организовать свою карьеру (так как им больше не будет надобности сидеть дома с ребенком).

Итак, для открытия частного детского сада нужно пройти несколько этапов. Первый этап — госрегистрация. Согласно статье 11.1. закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года №3266-1, государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством РФ для некоммерческих организаций. Поэтому образовательные юридические лица существуют в одной форме — форме учреждений. Регистрировать учреждение необходимо в Министерстве юстиции РФ. Срок рассмотрения заявки – один месяц.

Второй этап — поиск помещения. Помещение можно купить, построить или взять в аренду. Помещение должно соответствовать требованиям, предъявляемым к помещениям для ДОУ, иначе представители СЭС, пожарная служба не дадут разрешения на его использование. Отличным вариантом является аренда здания бывшего детского сада, оно уже соответствует всем нормам и требованиям, там есть кухня, санузлы, залы для занятия музыкой и спортом. В этом случае не придется затрачивать большие средства на его переоборудование (см. табл. 1).

Еще примерно 2 млн. рублей пойдет на оснащение детского сада. Потребуются: игрушки, канцелярия, методические пособия, детская мебель и оборудование для развивающих занятий и свободных игр; рабочее место с музыкальным инструментом для педагога, детские музыкальные инструменты, оборудование для физических занятий и подвижных игр; детские кровати, постельное белье, индивидуальные шкафчики для одежды; посуда, приборы; полотенца, хозяйственные принадлежности для санитарно-гигиенических процедур. Кроме того, в детском саду должны быть пищеблок, медицинский кабинет и прачечная.

Третий этап — поиск педагогов. Образовательная деятельность, осуществляемая юридическим лицом, подлежит обязательному лицензированию — на случай несоблюдения этого указания существует уголовная ответственность. Для получения лицензии потребуется предъявить в местный департамент или комитет образования устав организации, справку из налоговой, договор на аренду (или свидетельство о собственности) помещения, заключения СЭС и пожарников по поводу этого помещения, образовательную программу, подтверждение наличия материально-технической базы и учебно-методической литературы, сведения о составе педагогического коллектива, численности детей и т. д.

Фонд заработной платы персонала — это существенная статья расходов. Тем более на группу в 15 детей нужно, как минимум, 1 воспитатель и 1 нянечка. Кроме воспитателей и нянечек, садику нужны повара, методисты, преподаватели музыки и иностранных языков, охранники (см. табл. 1).

 

Единственное преимущество этого бизнеса в том, что не надо искать и удерживать клиентов, их хватает, спрос в этой сфере пока превышает предложение. Набрать группу в 30-40 детей можно сразу после первой рекламы (рекламироваться можно в специализированных журналах, распространять листовки и буклеты в элитных жилых домах, в роддомах и поликлиниках для детей). Сегодня средняя стоимость содержания ребенка в частном детском саду колеблется от 10 тыс. до 20 тыс. руб. в месяц. Кроме того, при поступлении ребенка в детсад родители делают так называемый вступительный взнос в размере ежемесячного платежа. Получается, что при среднем платеже на ребенка в 15 тыс. рублей и количестве детей -75 минимальная доходная часть предприятия составит около 1125 тыс. руб. в месяц. В год (за 9 месяцев без лета) получается 10125 тыс. рублей. А затраты единовременные и плюс затраты за 9 месяцев составляют 9705 тыс. рублей. Следовательно, 420 тыс. рублей – это чистая прибыль за первый год. То есть за 1 год можно окупить детский сад, а остальные года получать прибыль, оплачивая лишь ежемесячные траты и делая косметический ремонт раз в год. То есть в следующий год чистая прибыль будет составлять 3600 тыс., минус косметический ремонт 600 тыс. – получаем 3 млн. рублей доход за каждый последующий год.

Таким образом, получив в пользование три квартиры, я могу потратить на открытие частного детского сада 4 млн. рублей (3 млн. от продажи одной квартиры и 1 млн., полученный по наследству) и получить доход от сдачи в аренду двух оставшихся квартир 396 тыс. рублей в год, при этом оставив квартиры себе во владение. Последующим моим шагом может быть выкуп здания детского сада и/или открытие еще одного дела, но как минимум через год-два после создания детского сада. В таком случае в детский сад будет необходимо нанять директора, который бы выполнял мои функции, а я бы получила свободное время на реализацию другого проекта.

Также я бы пообещала своему родственнику передавать 5% от своих доходов за год в «Фонд борьбы с онкологическими заболеваниями у детей». То есть приблизительно в первый год с дохода от детского сада — это 21 тыс. рублей (с 420 тыс. дохода), а во второй и последующие года – это 150 тыс. рублей (с 3 млн. дохода). И 19800 рублей ежегодно с 396 тыс. дохода от аренды квартир.

Думаю, мой дядя гордился бы мной, так как я, потратив изначально всего 1/3 всей суммы наследства, могла самостоятельно добиться всего в жизни, причем не забывая о благотворительности и социальной направленности моего проекта.

Таким образом, обе мои гипотезы подтвердились».

Возможно, Екатерина Адушева права: ее «дядюшка-бизнесмен» действительно гордился бы тем, как решила распорядиться его основным капиталом и имуществом «племянница» — направить их на создание бизнеса в социальной сфере. Но мы все-таки попросили оценить решение Катерины независимых экспертов — социальных предпринимателей, уже открывших частные детские сады: насколько расчеты затрат на создание этого бизнеса, сделанные их будущей коллегой, совпадают с реальными? И все ли она учла?

Один из независимых экспертов – земляк Екатерины Адушевой, Александр Радченко. В 2010 году он создал в Новокузнецке негосударственную дошкольную организацию — частный детский сад «Кроха», в котором сегодня в нескольких группах Центрального и Заводского районов воспитываются 86 детей.

Второй, точнее, вторая – Марианна Приходько открыла частный детский сад в Кемерове в этом году. Марианна, кстати, тоже участница проекта «Ты–предприниматель!», только из группы 2, где собрана молодежь, уже начавшая свой бизнес.

Уверены, что мнение предпринимателей, создавших и развивающих свой бизнес в социальной сфере, будет интересно и полезно и другим участникам проекта «Ты – предприниматель!». Тем более, что среди них есть немало тех, кто вынашивает бизнес-идею или уже составляет бизнес-план по организации частного детского сада.

 

 

 

Мнения экспертов

Марианна Прихотько:

— С конца 2010 года СанПИНы стали попроще, и поэтому у нас стали открываться частные детские сады. Но ниша эта еще свободна, а услуга – востребована: у нас в Кузбассе острая нехватка детских садов, особенно для детей от полутора лет.

Только в своих расчетах Катерина учла не все реалии нашей жизни. Она хочет взять в аренду помещение под детский сад да еще отдельно стоящее здание. Не знаю, как в Новокузнецке, но в Кемерове это невозможно. У нас муниципалитет сам ищет помещения, чтобы государственные детсады открыть. Выход один — арендовать у коллег-предпринимателей помещение в жилом доме, выведенное в нежилой фонд, и оборудовать его.

Но 4 миллионов, которые Катерина планирует затратить на открытие 5 групп, спортивного и музыкального залов, недостаточно. Реально на эти деньги можно открыть и укомплектовать по полной программе 2 группы (с евроремонтом, с качественными сертифицированными игрушками). И все.

Далее Катерина рассчитывает, что примерно 2 млн. рублей у нее пойдет на оснащение детского сада. Этого очень мало. Вот я на днях покупала кровати – с матрасами, постельным бельем – для 3 детей. Это обошлось мне в 35 тысяч рублей. Покупала методическую литературу для младшей группы – на это ушло 25 тысяч рублей.

И на оплату труда такого штата, который Катерина собирается набрать в свой детсад, запланированных ею денег недостаточно. Ее расчет оплаты за коммунальные услуги также неточен – платить придется больше, чем запланированные ею 50 тысяч руб. Не учла она и что двух охранников для обеспечения безопасности детей мало — ей придется установить кнопку экстренного вызова. А это немалые деньги.

Катерина считает, что с легкостью в первый месяц наберет в свой детсад 40 детей. Исходя из своего опыта, могу сказать, что с легкостью она этого не добьется. Дай бог, чтобы 10 детей набрала! Потому что плату с родителей она будет брать приличную, а те очень разборчивыми стали, и не факт, что именно в ее детсад отдадут своего ребенка. И здесь лучшая реклама — из уст в уста. Родители, как правило, идут в какой-то определенный детсад по рекомендациям друзей, знакомых. А такую рекомендацию надо заработать.

И то, что Катерина надеется, что сразу в плюс выйдет, нереально. Потому что дети имеют тенденцию периодически болеть, а их родители – уходить в отпуск и на это время забирать детей из детсада. Поэтому запланированной прибыли она не получит. Дай Бог, если через полгода она выйдет в ноль.

Вообще открыть частный детский сад сегодня нет никаких проблем. Все просто: пошел в налоговую, зарегистрировался и – работай! Ну, помучался в поисках помещения, но нашел – открыл. Даже оснастить это помещение всем необходимым не проблема, деньги сегодня можно найти – столько форм поддержки начинающих предпринимателей!

Проблема в другом: чтобы дети шли в твой детский сад с удовольствием (а адаптация к нему у всех по-разному идет, должна быть какая-то «изюминка»), чтобы они не болели (а они нередко цепляют болезни на стороне), чтобы клиенты от тебя не ушли, а, наоборот, в очередь вставали, вот самое главное и самое сложное!

Александр Радченко:

— Интересный подход к получению прибыли. Кажется, все просто: раз-два и готово! На самом деле Екатерина подошла к проблеме только с выгодной стороны – получения прибыли и подстроила весь план вокруг ее получения. Это неправильный подход, так как не учтены многие риски и издержки.

Дошкольный бизнес приносит немного прибыли, большая часть дохода распределяется между постоянными затратами организации (налоги, оплата труда, питание детей, коммунальные платежи, арендная плата, текущий ремонт).

С получаемого дохода сначала надо оплатить налог на доходы, взносы в Пенсионный фонд и соцстрах. А это ни много ни мало – треть от фонда заработной платы.

Не учтены расходы, связанные с причинами, не зависящими от дошкольной организации: повышение цен на коммунальные платежи, продукты, рост заработной платы в бюджетной сфере приводит к вынужденному повышению оплаты труда в частной организации.

В финансовом расчете Екатерина почему-то не учла летние месяцы. В летнее время детский сад посещают меньше детей. При этом расходы на содержание 1 места в детском саду остаются прежними. В летнее время, увы, не снижается ни арендная плата, ни коммунальные платежи, ни размер зарплаты и налогов.

Еще немаловажный фактор заключается в том, что в детском саду работают женщины. Надо учитывать работодателю на перспективу выплату декретных пособий, родовых, выплату пособий по уходу за ребенком. Оплачивать эти гарантированные государством пособия приходится, не дожидаясь возврата с фонда соцстраха. И нужно быть готовым к тому, что за один год в декрет могут уйти сразу несколько сотрудников. Это большой финансовый стресс для частного детского сада, который только начинает свою деятельность.

Теперь перейдем к зданию детского сада, о котором заявил конкурсант. Арендовать здание бывшего детского сада непросто, особенно сейчас, в период острого дефицита мест в детских садах. Если у муниципалитета имеется возможность возвратить здание в систему образования, то он ею воспользуется не в интересах частного бизнеса. Предположим, что Екатерина арендовала такое здание. В этом случае 1 млн. рублей на ремонт явно недостаточно, так как, передача прав пользования подобными объектами сторонним организациям происходила в конце 90-х, и за это время в помещениях и на территориях детских садов были сделаны существенные перепланировки. Поэтому там уже кабинетная система, и нет кухни, музыкального зала и достаточного количества санузлов. Придется все ломать и делать заново.

Если площадь под детский сад, будет 400 кв.м, то данной площади для 75 детей просто недостаточно. В СанПиН четко прописаны минимальные требования к площади отдельных помещений детского сада:

— площадь групповой на 15 детей включает в себя площадь в игровой 37,5 кв.м, в спальне 30 кв.м, площадь раздевалки 18 кв.м, буфет-раздаточная 3 кв.м, санузел 16 кв.м, т.е. в целом не менее 104,5 кв. м.

Организатор детского сада должен предусмотреть пищеблок, медкабинет с изолятором, прачечную и другие помещения сада. На все эти помещения уйдет не меньше 100 кв. м.

Получается на 400 кв. м можно разместить не более трех групповых ячеек и принять не более 45 детей. Эта численность не принесет заявленной Екатериной прибыли.

Надо учитывать, что при высокой стоимости за детский сад высока вероятность того, что будут пустовать места. На сегодняшний день стоимость 15 тыс. рублей не является низкой или средней в нашем городе. Немного желающих ее осилят в Центральном районе, и еще меньше в остальных районах.

Теперь рассмотрим численность персонала на группу из 15 детей. Продолжительность работы детского сада должна быть, как минимум, на два часа больше, чем время работы родителей, которые работают по 8-9 часов в соответствии с ТК РФ. Сотрудники сада тоже работают по Трудовому кодексу, поэтому они никак не могут работать по 10-11 часов. За этим следит Трудовая инспекция, да и штатное расписание представляется с пакетом документов на получение лицензии. На данную группу необходимо иметь в штате не менее 3 сотрудников. Даже с позиции здравого смысла, очень важно, чтобы на всех детей было в достаточном количестве и рук, и глаз. Как ни странно, воспитатели тоже люди, и могут уходить на больничные и в отпуска. Оставшемуся воспитателю не просто трудно, а невозможно организовать присмотр и уход за 15 детьми, ни о каких занятиях не может быть и речи. Кроме этого, за плату в 15 тыс. рублей родители вправе ожидать более качественных услуг, в том числе занятий с узкими специалистами. И обязательно должно осуществляться медицинское сопровождение.

Резюмируя вышеизложенное, могу сказать, что данный проект содержит ошибки в финансовом и производственном плане и является миражом быстрой окупаемости и прибыльности. Скорее всего, дошкольный бизнес при таком раскладе принесет разочарование. Для получения заявленной прибыли необходимо увеличить начальные инвестиции, проработать и перераспределить имеющиеся средства в финансовом плане и нацелить проект на оказание более качественного обслуживания детей и создание комфортных условий персоналу. Рентабельность при этом наступит спустя 3-5 лет.

 

 

Светлана ЭНГЕЛЬ, управляющая бизнес-инкубатором муниципального Фонда поддержки малого предпринимательства г. Кемерово:

— По-моему, эксперты забыли, что оценивают не бизнес-проект по созданию частного детского сада, а решение бизнес-кейса «Дядюшкино наследство». А оно кардинально отличается от других 14 решений, представленных на спонсорский конкурс. Катерина Адушева единственная изложила бизнес-перспективу – обосновала, почему решила направить дядюшкино наследство на создание частного детского сада. Причем продемонстрировала реалистичный подход к созданию этого бизнеса. Она владеет ситуацией на рынке, ориентируется в ценах и расценках, видит перспективы.

Да, не все расчеты Катерины реалистичны, есть несколько моментов, которые она не учла. Но, повторяю, это не бизнес-план, это решение бизнес-кейса. Когда Катерина начнет разрабатывать бизнес-план, она все это поймет и доработает.

Наш фонд, как спонсор этой номинации, готов помочь девушке. Зная, что правильный выбор направления бизнес-стратегии и внимание к распределению временных ресурсов и денежных ресурсов — залог успеха любого бизнес-проекта, мы подарили Катерине сувенирный компас-часы. Это копия награды, которую сегодня в Кемерове имеют только обладатели первой городской премии в области предпринимательства «PRO-бизнес 2011». Кроме этого, мы вручили ей бесплатный сертификат на годовое консалтинговое сопровождение нашими специалистами ее бизнес-проекта. Надеемся, что она, закончив учебу в вузе, все-таки начнет воплощать свою бизнес-идею в жизнь.

 

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс