От программы – к человеку. Учиться превращать мечты в реальность
Например, если количество бюджетных мест в вузе сократили, проходной балл соответственно увеличился. И тогда, чтобы стать студентом-первокурсником, приходится платить (речь не о взятках). Хорошо, если абитуриент родился и воспитывался в состоятельной семье. А если нет? Чтобы обеспечить равные права на высшее образование независимо от материального положения абитуриента и его родителей, в Кузбассе с 2003 года действуетпрограмма выплат целевых субсидий на оплату обучения тем студентам, которые учатся по контракту, но при этом их доход ниже среднедушевого прожиточного минимума.
Субсидия как гарант Конституции
Чтобы получать такую субсидию из бюджета области, нужно не просто быть малообеспеченным студентом. Существует целый ряд и других требований. Во-первых, высшее образование нужно получать впервые. То есть если человек решил учиться, чтобы получить второй диплом, то на субсидию ему уже не стоит рассчитывать. Во-вторых, он должен учиться исключительно на дневном отделении. В-третьих, нужно окончить минимум один курс (это не касается медалистов и «краснодипломников»), но ещё не достигнуть последнего семестра. И в-четвёртых, путь к субсидии может быть открыт только отличникам или хорошистам. В зависимости от оценок и размер субсидии будет разным: первым компенсируют 90% от стоимости одного семестра обучения, а вторым – 75%. Таких студентов в Кемеровской области, которые соответствуют всем этим требованиям, в первом семестре текущего учебного года оказалось 750 человек. Всем им выделена целевая субсидия на оплату обучения общей суммой 11 млн. 443 тыс. рублей.
Как оказалось, таких студентов больше всего на гуманитарных специальностях. Поскольку, как сообщил нам, например, проректор по экономике и социальным вопросам КемТИППа Павел Масленников, на инженерных и технологических специальностях осуществляется приём практически всех желающих, бюджетных мест хватает всем, конкурс там не слишком высокий. Поэтому если малообеспеченный абитуриент захочет стать инженером или технологом, то, скорее всего, он попадёт на бюджетное место.
На экономическом факультете того же вуза ситуация другая. Как рассказал нам его декан Михаил Кирсанов, в связи с перенасыщением рынка труда экономистами набор на эти специальности был несколько сокращён. Выпускники же школ, несмотря на это, всё равно подают документы на экономический. По мнению декана, причина здесь не только в престижности профессии, но и в том, что гуманитарный предмет легче сдать, чем естественно-научный. Как бы там ни было, но конкурс на экономическом факультете «зашкаливает». После приёма льготников даже сильный студент может остаться за бортом и претендовать только на коммерческое обучение. А если он малообеспеченный, то платное обучение может просто «не потянуть».
Чтобы не остаться за бортом
Одной из таких абитуриенток в своё время оказалась Анна Попова. Папа окончил техникум, мама стала учительницей после университета. Сначала жили в Кемерове, а потом решили перебраться туда, где теплее, – в Узбекистан. Жили там не хуже других, получили квартиру, родили детей – сначала сына, а через восемь лет – дочку. Аня родилась в год исчезновения Советского Союза. После распада этого государства русскоязычному населению в прежней советской республике стало жить намного сложнее. Даже в магазине не обслуживали, если человек не знал узбекского. Поповы приняли решение о возвращении в Россию. Квартира ушла за бесценок. В итоге приехали в Кузбасс почти ни с чем. Это был 1993 год. Время лихое: разгул криминала, невыплата зарплат… Но семья не опускала рук, твердо решив устроиться на Родине. Больше повезло отцу: он нашел работу шофёра. Даже успел получить «гостинку» от своего предприятия. Родственники отдали Поповым квартиру в старом бараке. Там Поповы живут до сих пор. А в отцовской КГТ стал жить после женитьбы старший брат Ани. После окончания школы ему пришлось идти в рабочие – начал трудиться на стройке бетонщиком. К моменту Аниного выпуска из школы мама успела выйти на пенсию. Отец один «тянул лямку», чтобы прокормить семью. У Ани же была мечта покончить с бедностью, помогать родителям. Сначала хотела стать адвокатом, а ближе к выпуску решила, что будет экономистом.
— У нас в школе было представление о специальностях юриста и экономиста не только как о престижных и высокооплачиваемых, но и востребованных, — рассказывает девушка.
На дворе был 2008 год. Школы перешли на ЕГЭ. По словам Ани, им объявили, что они будут сдавать ЕГЭ, всего за два месяца до выпуска.
— Сейчас выпускной класс «натаскивают» на сдачу ЕГЭ, — говорит она. — У нас же на всё было лишь два месяца. Мы и школьную программу-то как следует не закончили. Можно было подстраховаться сдачей химии и физики, но времени на подготовку было слишком мало, да и хотелось стать все-таки не инженером, а экономистом.
Аня подала документы в КемТИПП. По обществознанию баллы в расчёт не брали, считали по русскому и математике. Проходными стали 106 баллов, она же набрала лишь 97. Так как подлинник аттестата находился в этом вузе, а о результатах стало известно достаточно поздно, в другие вузы она не успевала принести подлинник, да и учиться хотелось именно здесь. Оставалось либо потерять год, либо учиться на платной основе. Удовольствие не из дешёвых: 22 тысячи рублей за семестр. На семейном совете решили, что если уж сыну не получилось дать образование, то у дочки должен быть диплом. Отец взял ссуду в банке. А на второй семестр занимал у друзей. Плату за обучение вносили в рассрочку. Аня училась без троек, и в институте ей предложили оформить целевую субсидию. Она написала заявление, предоставила копию договора об обучении и собрала пять справок: о доходах членов семьи, о составе семьи, из вуза о том, что она учится именно на дневном, а еще об успеваемости и о стоимости обучения. Впоследствии так она делала каждый семестр. Бремя расходов существенно снизилось, поскольку субсидия покрывала три четверти оплаты. Оставшуюся часть необходимой суммы она зарабатывала в течение лета в приёмной комиссии. Сейчас она учится уже на четвёртом курсе. На последний же семестр, когда придётся по закону учиться без субсидии, накопить деньги уже несложно. Времени хватит. На вопрос, почему бы не учиться исключительно на «пятёрки», чтобы получать 90-процентную субсидию, Аня ответила, что является не отличницей, а хорошисткой осознанно.
— Если учиться на пятёрки, — объясняет она, — времени будет хватать только на учёбу. А сейчас не факт, что, получив диплом, ты сразу же устроишься на работу. Скорее наоборот. Без опыта теперь не берут. Так что за время учёбы необходимо успеть наладить массу связей, со многими подружиться. А для этого нужно вести активную общественную жизнь.
Аня рассказала, что сама она каждое лето работает в студотряде «Красная гвоздика», в течение года посещает студклуб «Маркетолог» и участвует в студенческом совете. По её словам, это формирует активную жизненную позицию и развивает коммуникабельность, что наверняка пригодится ей в будущей работе. Вполне вероятно, что конкретно по теме диплома вакансии для нее может и не оказаться, тогда придётся работать по смежной специальности, благо, в их вузе осуществляется широкая подготовка. Но всё равно, у неё будет высокооплачиваемая работа, которая позволит в дальнейшем встать на ноги самой, помогать родителям и «компенсировать» получение всего того, что когда-то в силу жизненных обстоятельств казалось недоступным.
Во всё это верит Аня Попова. И если бы не программа целевых субсидий на обучение из областного бюджета, об этом она не могла бы даже и мечтать.
Сергей БРЫЗГАЛОВ.
Фото автора.
Опять статья про воздушные шарики…