Поле для брокера

15 ноября 2011 | Газета «Кузбасс»

Как клиенту и банку «найти» друг друга без лишних проблем, но с посредником. И почему обращение к финансовому консультанту – брокеру — выгодно обеим сторонам. Об этом шла речь в начале ноября в Кемерове на первой областной конференции «Банки и кредитные брокеры: перспективы взаимодействия». Состоявшийся диалог между банкирами и брокерами, как выяснила «ОПОРА», может иметь свое продолжение уже на другом уровне. В ближайшие месяцы рынок брокерских услуг, как ожидается, должен быть «заключен» в нормативные рамки.

Инициатор проведения конференции Александр Холоденин, генеральный директор кемеровского ООО «Компания «Кредитный ресурс», уверяет, что сегодня в Кузбассе профессиональных брокеров не больше десятка. Хотя немало риэлтерских агентств имеют специалистов, занимающихся финансовым консультированием клиентов. Сам же рынок, по его словам, сегодня в «зачаточном виде».

Ситуация в целом в России такая же, считает Олег Попов, директор ООО «ЭкспертБизнесКонсалтинг» из Екатеринбурга, представлявший на конференции Национальную Ассоциацию кредитных брокеров и финансовых консультантов (АКБР). С одной стороны, сегодня в России фиксируется 3 миллиона обращений в бюро кредитных историй в месяц. Следовательно, в банки ежемесячно обращаются 3 млн. человек с заявкой на кредит. 2 млн. запросов приходится на потребительский кредит и примерно по 0,5 млн. — на ипотеку и автокредитование. По подсчетам АКБР, примерно 10% трафика в банк идет от брокера, но… «Если брать весь рынок за 100%, то он развит всего лишь процентов на 5. При этом в регионах ситуация очень разная. В Москве развитость рынка процентов 15-20. На столичном рынке 30-35% сделок с недвижимостью по ипотеке происходит через риэлтеров либо брокеров. Если брать регионы, то цифра на порядок ниже. Неплохо обстоят дела в автокредитовании: банки достаточно хорошо работают с автосалонами. В Екатеринбурге, благодаря активной позиции профессионального сообщества, рынок хорошо развит — думаю, до 50% заявок на кредитование идет через брокеров. Но в основном в регионах брокеридж находится в самой начальной стадии развития», – говорит Олег Попов.

Между тем, как показывает мировой опыт, брокеры – это обязательный игрок на финансовом рынке. «Если брать европейские показатели, это – 70-80% сделок. В Америке, в принципе, потребитель не видит себя в банке без финансового консультанта», – уверяет Олег Попов. Потому, полагает он, и нужно смотреть на ситуацию с точки зрения перспектив и ресурсов.

Услуги брокеров, как утверждает Елена Винерцева, ипотечный брокер агентства недвижимости ООО «Мегаполис» из Новокузнецка, становятся востребованными после кризиса: «Банки возродили ипотечные программы. Предложений на рынке достаточно. Мы, например, можем работать с двумя десятками банков. И чтобы разобраться в этих предложениях, найти самый выгодный вариант, люди обращаются к услугам брокера. По нашим подсчетам, в этом году спрос на их услуги вырос на 15-20%». А дальнейший рост, по ее словам, возможен при активном взаимодействии с банками. Ведь сейчас далеко не все кредитные организации идут на смягчение условий и снижение процентов по кредитам, которые выдаются при посредничестве брокера. «Даже 1%, как у ВТБ24, имеет большое значение. Речь также может идти об отмене комиссий, моратория на досрочное погашение кредита. Все это выгодно банку, ведь он получает более подготовленного и надежного заемщика», — уверена Елена Винерцева.

Вероника Кашко, главный менеджер отдела организации продаж ипотечных кредитов ОАО «Уралсиб» в Кемерове, считает, что во взаимоотношениях с брокерами вполне возможны агентские договоры и предоставление своего рода скидок для клиентов, которых в банк приводит брокер: «Агент агенту — рознь. И сейчас банк даже может рассмотреть возможность установления отдельных тарифов для брокеров. А с точки зрения клиента работа через финансового консультанта даже может быть выгодней, чем напрямую с банком, с учетом предоставления всех преференций».

Но многое будет зависеть и от самих брокеров. Как полагает Александр Холоденин, пока «непрофессионализм людей, которые в прежние годы пытались получить выгоду от финансового консультирования, идет во вред профессионалам»: «Рынок нельзя назвать прозрачным. Пока между банками, брокерами и клиентами нет доверия». Исправить ситуацию, по мнению Олега Попова, можно отчасти усилиями профессионального сообщества. В частности, обучением по стандартам АКБР, использованием специальных технологий и продуктов для брокериджа. Судя по его словам, для брокеров это может стать шансом остаться на рынке после того, как для этой сферы деятельности будет сформирована своя нормативная база (сейчас здесь все строится на гражданско-правовых отношениях). По данным Олега Попова, «рынок брокерских услуг может пойти по пути строительного рынка – создания саморегуриуемых организаций. Мы ожидаем, что соответствующие законодательные акты будут приняты в 2012 году. А с Минэкономразвития РФ есть договоренность, что на базе АКБР будет создаваться СРО». Учитывая это обстоятельство, по итогам конференции ряд компаний, оказывающих брокерские услуги, выразили желание пройти обучение по стандартам АКБР.

Впрочем, Олег Попов уверен, что одними усилиями самих брокеров «дело не сдвинуть», необходимо и участие власти. «Главная проблема рынка – это финансовая безграмотность населения, – пояснил он. — Люди не знают, на что они могут рассчитывать при кредитовании. Берут слишком большие суммы и не справляются с долговой нагрузкой… В ряде регионов страны власти это прекрасно понимают и проводят массу мероприятий в рамках программ повышения финансовой грамотности населения».

Татьяна БОРИСОВА.

 

Комментировать 1
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс