Обереги села Калинкино
Мне подарили куколку-оберег. Она такая маленькая, что помещается в кармане сумки. Теперь мы всегда вместе: я и «Веселушка». Так назвала я рукотворный подарок. Хотите верьте, хотите нет, но с тех пор, как появилась «Веселушка», у меня все в порядке с настроением.
А если вдруг набегут «тучки», я достаю «Веселушку». Не улыбнуться, глядя на нее, невозможно. Кажется, что и она улыбается в ответ. Хотя на ней, как и на всех куклах-оберегах, нет лица. Просто белое пятно. Но если приглядеться, начинает казаться, что ты видишь и ее брови вразлет, и вздернутый носик с веснушками, и задорную улыбку. Прямо как у Сонечки – приемной дочки мастерицы-кукольницы Зои Беловой-Ремизовой. Теперь Соня и сама обереги шьет. И не только она, а еще много девочек и мальчиков, которые приходят со всех концов села к Зое Алексеевне на мастер-класс по изготовлению оберегов. Мы тоже напросились. И – вот спасибочки! – получив радушное приглашение, поехали в Калинкино.
I.
Алеют в палисадниках гроздья рябины с калиной. Оправдывает село свое название. Раздольное, широкое, нарядное, а теперь еще и чудными оберегами береженное. А началось-то все с малого. Вернее, с малой ребятни, прибегавшей к Зое Алексеевне на «Акварельку».
«Акварелькой» она назвала детскую творческую студию, которую создала сама же. Ведет ее абсолютно бесплатно. Вначале собирались вне дома Зои Алексеевны, а потом – прямо у нее. Вот за этим столом. К приходу ребят Зоя Алексеевна непременно ставит на стол что-нибудь вкусненькое. Или в магазине купит, или сама испечет.
Лишних денег в доме, конечно, нет. Но есть свое хозяйство. Пирожки, блинчики, оладушки – это каждый день. А день в селе раным-рано начинается. Вот и Зоя Алексеевна ни свет ни заря просыпается. Где же тогда «лишнее» время берет, чтобы стихи читать и самой их писать? Чтобы вышивать? Чтобы рисовать? Чтобы нашить разноцветные хороводы оберегов, а потом раздаривать их? И чтобы не только воспитывать Сонечку, но и вести кружок на дому с соседской ребятней? Сама Зоя Алексеевна на все эти вопросы «ответила» лишь улыбкой. А люди сказали:
– Надо просто знать Зою Алексеевну: душа у нее добрая, натура – творческая.
А муж у Зои Алексеевны, Михаил Михайлович, художник. И мастер на все руки. Так что не дом у них, а горница. Редко не полна людей.
Но бывают часы, когда Зоя Алексеевна в отсутствии Сони садится за компьютер. И вот однажды, «путешествуя» в Интернете, набрела на кукол-оберегов. Предложила потом:
– Давайте разнообразим свою «Акварельку», сядем за обереги.
Сели. Ура! Получилась одна куколка, вторая, третья…
– Зоя, мне тряпка нужна. Есть ведь? – спросил недавно муж.
– Уже нет. Все на юбки, кофты и платки для куколок пошло…
Посмеялись и – в магазин. Процесс-то с оберегами пошел. И до районного музея дошел. Там на выставке красовались, манили и завораживали обереги из Калинкина. Их автором (штучная работа!) были не только Зоя Алексеевна, ее Соня и ребята из «Акварельки», но еще и Татьяна Чикина. А увлечение Татьяны началось с подарка-оберега от Зои Алексеевны – маленькой куколки. Сегодня в доме Чикиных уже есть и метровые красавицы. Прямо в прихожей нас встречали. Захотелось притронуться. Хозяйка разрешила. Кукла-оберег в роскошном наряде была теплой. Она словно дышала. А я замерла.
И Зоя Алексеевна, и Татьяна Викторовна, да и многие жители села Калинкино теперь знают о предназначении каждой куклы. Уж «Кубышку-травницу» всякий в своем доме охотно пропишет. Юбка куколки наполнена душистой лекарственной травой. Помнешь куклу – и разнесется по комнатам травяной дух, который отгонит болезни. И от этого оберега теплота исходит. Скорее всего, теплота эта от хозяйки передалась.
II.
– А все-таки почему у такой куклы лица нет? – спрашиваю, качая на руках еще один оберег. Зоя Алексеевна поясняет:
– Давным-давно, когда не только Барби, но и пупсов-то не было, матери сами шили игрушки. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения злых сил, а значит, и безвредной для ребенка. Она, кукла должна была принести младенцу благополучие, здоровье, радость. Самыми «сохранными» были куклы, сделанные без иглы и ножниц. Ткань старались не резать, а рвать.
Ребенок еще не родился, а куколку уже укладывали в люльку: пусть обогреет.
Да и вообще раньше такими куколками не разбрасывались. Давали их сыновьям, которые уходили служить, мужьям – в дальнюю дорогу. Считалось, что чем больше кукол-оберегов – тем и счастья больше.
В гостеприимных домах Калинкина, где мы были, кукол оч-чень много. Однако это не значит, что они вот-вот выселят хозяев. Да и праздники, дни рождения грядут, значит, немало кукол будет подарено. На счастье, на радость, на хорошее настроение.
Мастерицы оберегов тоже не скучают. И тоже не грустны. Кстати, на Руси верили, что чем дольше играют в куклы женщины, тем моложе они будут выглядеть. Мы тоже в это поверили, глядя на авторов (вот уж действительно эксклюзивных!) оберегов. Да, и ну его, этот возраст, этот якобы короткий бабий век. Лучше помечтать, глядя на куклу «Девка-баба». Ее еще куклой кукол называют. У нее две головы, 4 руки и 2 юбки. Когда видишь «девку», то «баба» под юбкой скрыта. Перевернешь куклу, то «девка» скроется, а «баба» – вот она. «Девка» – это и без зеркала ясно – красота, беззаботность, а «баба» – хозяйственная, у нее забот о муже, о детях, о доме – выше крыши. Но все равно, чтобы не «обабиться» окончательно, надо и о себе думать, за собой ухаживать. Как делают это наши мастерицы.
Спрашиваю Александра Чикина – мужа Татьяны, не ревнует ли он ее к увлечению куклами-оберегами? Смеется:
– Мне даже нравится. Она шьет, а я пишу. Стихи пишу. Вечерами они лучше получаются.
Александр и Татьяна еще недавно были городскими. Ни про свой дом рядом с лесом, ни про обереги, конечно, не думали. А теперь удивляются, почему раньше не сменили кемеровскую прописку на калинкинскую. Уж такая здесь красота и благодать.
Однако не подумайте, что Чикины, как и Зоя Алексеевна, только «в куклы играют» да стихи пишут. Александр – директор местного ДК, Татьяна – бухгалтер, а еще ведет детский кружок. Дом, правда, не сами построили, но ремонт (а он супер!) сделали своими руками. Хранят их уютный дом симпатичные обереги. Тоже вроде безликие, но (хотите верьте, хотите нет), когда приглядишься внимательнее, то вновь найдешь сходство с хозяйкой, с Татьяной. Чудеса да и только!
III.
А ведь не только из Интернета узнала Зоя Алексеевна о народных куклах-оберегах. Уже после того, как смастерила самую первую куклу, свое детство вспомнилось. И бабушка привиделась – Соломанида Филипповна. Она ведь тоже куклы из тряпочек шила. И сказок много знала. А в сказках-то намек. Вот хотя бы про «Зерновушку». И оберег такой теперь есть у Зои Алексеевны. «Зерновушка» – оберег на достаток в семье, на хозяйственность. А уж какая Зоя Алексеевна хозяюшка славная, я уже рассказывала.
Понятно ведь, что с одними оберегами (пусть хоть сто «Зерновушек» на полках стоят) не разбогатеешь. Поработать надо. Как это наши предки делали. Весной первые горсти зерна брали из «Зерновушки». Зерно в таком обереге символизировало сбереженные силы кормилицы земли. После уборочной страды куколку вновь наполняли зерном и ставили в красный угол. На сытость в доме. Уже по куколке-оберегу гость мог определить, как живет семья. Если куколка худа, значит, в доме беда. «Зерновушка» у Зои Алексеевны, по ее фигурке видать, на диетах не сидит. Уж такая широкая.
Спрашиваю Зою Алексеевну и Софьюшку, какие куклы ими особенно любимы. Отвечают «хором», что все. И большие, и маленькие, и сложные по изготовлению, и совсем простенькие, как «лихоманки», от болезней, заполнившие большую корзину. Все правильно: куклы-обереги – они те же дети. А дети-то ведь все любимые и дорогие. Вот, например, «Неразлучники» в образе доброго молодца и красной девицы. Издали кажется, что это пара влюбленных, взявшихся за руки. Но при более близком рассмотрении и ощупывании понимаешь, что эта парочка – единое целое. Руки его и ее сделаны из одной палочки. При всем желании не расцепишь. Разве что только сломаешь. Но ведь этого совсем не хочется. Пусть так и остаются неразлучными – берегут и свое, и чужое семейное счастье.
…Понимаю, что в гостях, да еще среди таких оберегов, хорошо, но пора, как говорится, и честь знать.
– Так ведь еще день, – Зоя Алексеевна кивает в сторону куклы в светлом наряде. Но еще мгновение – и эта же кукла в черном. «День и ночь» называется оберег. Он – для порядка в доме.
Порядок у авторов оберегов идеальный. Где время, где силы, где настроение берут? Впрочем, теперь-то я точно знаю, что из оберегов. Не верите – садитесь за стол и сами смастерите. Можно начать с куклы «Колокольчик». Она оберегает дом от дурных вестей. А можно рискнуть и на «Кувадки». Расскажу, что сама о «Кувадке» узнала.
Раньше, когда не было не только перинатальных центров, но и родильных домов, женщины рожали в бане. А муж в это время сидел в предбаннике и крутил куколки «Кувадки». Чем больше накрутит (ткань на деревяшку), тем и роды будут легче. Вот вам и «совместные роды»!
Правда, «Кувадкам» может предшествовать кукла «Капустка». Делает эту куклу девушка-невестушка, которой и охота, да и пора пришла замуж выходить. Девушка ставила «Капустку» на окошко, чтобы загулявшие в женихах парни знали, куда им сватов засылать. Одна деталь «Капустки», вернее две (грудь), непременно должна быть большой. Чем больше грудь у куколки – тем яснее намек, что будущих детей девушка будет хорошо кормить.
В общем, веселого в изготовлении кукол-оберегов тоже немало. Но мне пока достаточно одной «Веселушки». Ничуть не сомневаюсь, что и мастерили, и дарили ее с чистыми помыслами, от чистого сердца. Оттого и чудо…
Галина БАБАНАКОВА.
Фото Кирилла Кухмаря.
Промышленновский район.