Юные лики театра

8 ноября 2011 | Ольга Штраус

 

В Кемерове завершился I региональный фестиваль-конкурс детских театральных коллективов «Театра лики».

Вообще-то этот фестиваль (только в статусе городского) проводится в столице Кузбасса с 2004 года и ежегодно привлекает внимание театральных коллективов со всей области. В нынешнем году в нем приняли участие около 120 юных артистов из Кемерова, Промышленной, Березовского, Ленинска-Кузнецкого… В конкурсной программе было представлено девять спектаклей, 26 выступлений чтецов прозвучало в разделе «художественное слово». Кроме того, в рамках фестиваля состоялся мастер-класс по сценической речи (его провела профессор КемГУКИ Наталья Прокопова).

Шедевр от Макара

Пожалуй, впервые я здесь отчетливо поняла, для чего они на самом деле нужны – эти многочисленные школьные любительские театры. Нет, отнюдь не для того, чтобы удивлять публику сценическими открытиями. И не для того, чтобы сызмала выявлять актерские таланты. (Хотя и эти результаты не следует сбрасывать со счетов, но они всего лишь сопутствуют главному смыслу). А он в том, что «игра на театре» в определенном возрасте является мощным инструментом познания жизни. Только здесь, в условиях «предлагаемых обстоятельств», растущий человек может понять себя, испытать свой характер, смоделировать собственное поведение в ситуациях острых, критических.

В этом смысле спектакль «Макарова месть», поставленный Юлией Васильевой, художественным руководителем студии «Маленький театр» из Кемеровской ДШИ № 45, стал настоящим открытием фестиваля.

Сложная пьеса Михаила Бартенева, положенная в основу спектакля, – притча с фольклорными мотивами. Некий бедолага
Макар отправляется искать подлеца и плута, который обманул его матушку-вдовицу: пробрался скверный человек в дом под видом странника с того света, передал привет от покойника-отца да и увел корову, выманил все деньги, что у матушки были… Макар сначала старается догнать жулика, потом, отчаявшись, пытается повеситься, потом понимает: чтобы преуспеть в этой жизни, надо самому превзойти все плутни и подлости, стать хитроумным, безжалостным мошенником и… поступает на выучку к «знаменитому вору Данилову». Надо ли объяснять, что этот Данилов в конце концов и оказывается тем злодеем, которого ищет Макар…

У спектакля есть подзаголовок – «бессовестная драма». Но это определение лишь подчеркивает, что суть разговора, поднятого здесь, – именно о совести. В спектакле заняты 13 юных артистов в возрасте от 10 до 17 лет. И можно только поразиться тому, насколько тонко и глубоко каждый из них проникает в суть поднимаемой проблематики. А она отнюдь не исчерпывается проблемой мести. Спектакль – о сочувствии и умении прощать. О силе и подавлении. О развращении человека властью (прелестны фарсовые эпизоды, где плут Данилов демонстрирует Макару, как следует обирать мирных рыночных торговцев: надень мундир городового, да и смотри в глаза пристально и внимательно – перепуганные торговки сами тебе все отдадут!)

Вообще складывается такое впечатление, что прежде чем явить это произведение на сцену, театральный коллектив долго и всерьез анализировал и православную доктрину, и русскую фольклористику, а главное – много дискутировал о социально-психологических основах собственной жизни. Здесь, как ни в каком ином спектакле, чувствуется личное отношение артистов к происходящему с их персонажами. И этот мировоззренческий подход к сложному тексту, эта степень его осмысленности, пережитости, наполняет спектакль удивительной силой.

Члены жюри поражались: в нелучшем по акустике зале было слышно каждое, даже шепотом произнесенное слово! (А ведь никто из артистов не форсировал речь). Это – свидетельство того, что все, сказанное со сцены, глубоко волнует юных актеров, воспринимается ими как сугубо личное (и необычайно актуальное для них!) высказывание.

Это ли не лучшая форма воспитания? Это ли не мощнейшее средство психологического самоанализа? Это ли не способ осмысления нашего социума и собственных поведенческих моделей? Не случайно спектакль ДШИ № 45 «Макарова месть» собрал все главные призы конкурса. Он стал обладателем Гран-при, его режиссер Юлия Васильева признана лучшим преподавателем театрального мастерства, а исполнительница роли Матушки Елена Шаламатова получила приз за лучшую женскую роль.

Не дрессура, а осмысление жизни

Впрочем, говорить о художественных достоинствах спектакля, если речь идет о школьных любительских театрах, – дело лукавое. Театр – это ведь не хореография или игра на фортепьяно, где успех исполнителя во многом зависит от степени владения техникой, проще говоря – от дрессуры. В данном же случае дрессура может только все испортить. Не потому ли школьные театры (а также фестивали детских театральных коллективов) существуют у нас где-то на задворках внимания к «юным дарованиям»? Главный взрослый интерес сосредоточивается на музыкантах да танцорах. С ними проще. Душезатрат меньше.

Член жюри фестиваля-конкурса «Театра лики», доцент кафедры театрального искусства КемГУКИ Сергей Басалаев, с печалью приводит статистику: еще недавно в Кузбассе действовало порядка 500 детских театральных студий, сейчас эта цифра сократилась в разы. Вот и на нынешний фестиваль было представлено всего девять постановок. Но если в младшей группе (8-11 лет) подкупает сама игровая стихия, умение режиссера-педагога создать атмосферу непринужденной детской игры на площадке, и зритель легко ведется на это (ведь наблюдать за играющими детьми – это как в зоопарке следить за возней тигрят-медвежат, всегда умилительно!), то в работе с подростками – иные задачи. По той же статистике мы знаем: детские любительские спектакли живут всего 10-15 показов. Потом их можно списывать «в утиль»: они уже нежизнеспособны, прискучивают «артистам», теряют свое наполнение. Работа над новым (если это действительно нравственное, мировоззренческое постижение материала) требует не менее полугода. Правильно говорят режиссеры детских театров: «Спектакль для нас – не результат, это только хвост, а нам важнее сама «собака»…»

Видимо, исходя из этих соображений театральные студии, заинтересованные в «небыстрых, но мировоззренческих результатах», выбирали для постановок горячо актуальный материал. Новую драму, например. Пьесы, повествующие о неразрешимых конфликтах в детдомах и инвалидных интернатах… Увы, не всегда эта работа приносит те самые плоды, на которые рассчитывали педагоги. Как заметил Сергей Басалаев, «кто чем занимается, тот тем и становится». Поэтому погружение юных актеров в атмосферу подростковых суицидов или юного садизма отнюдь не всегда бывает целительно…

Попса и классика

Что касается чтецкой программы, то нынче эта номинация весьма порадовала жюри. Пожалуй, впервые в этом конкурсе обошлось без приевшейся попсы вроде любовной лирики Эдуарда Асадова или тому подобных откровений. Зато было много детской классики, талантливо освоенной (звучали стихи Барто, Маршака, проза Драгунского), была и серьезная классика (Пушкин, Пастернак).

Гран-при в этой номинации получил Иван Борисов из театра-студии «Клякса» Кемеровской ДШИ № 15. Первое место – у Екатерины Боярковой, второе разделили Даниил Мамзер и Андрей Теплов.

Лучшим педагогом в младшей возрастной группе названа Ирина Мусатова, из областного центра дополнительного образования детей, г.Кемерово.

Бессменный председатель жюри фестиваля «Театра лики» профессор КемГУ Людмила Ходанен, подводя итоги, сказала: «Все это было очень интересно. Интересно наблюдать, как дети входят в мир театра, осваивают его язык. Интересно наблюдать за растущими детьми: когда их видишь на сцене из года в год, появляются и фавориты, и необычные открытия. Интересны педагоги, работающие с детьми: ведь это те люди, которые формируют театральную культуру Кузбасса, воспитывают публику, «варят» питательный бульон, без которого невозможно развитие искусства…»

К слову, о бульоне. Нынешние молодые звезды Кемеровского областного драмтеатра Иван Крылов, Анна Бычкова начинали свой путь на сцену в студии у Юлии Васильевой. Но Гран-при и звание «Лучший преподаватель конкурса» на этом фестивале она получила не за них – за новое поколение пятнадцатилетних…

 

Ольга ШТРАУС.

 

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс