Актуальное

Политэкономика.Непубличное

2 ноября 2011 | Газета «Кузбасс»

Слухи о богатстве некоторых кузбассовцев уже стали не только зазывными статьями в популярных газетах, но и суммами в налоговых декларациях. И уже давно не удивить миллиардными доходами некоторых депутатов Госдумы (Бориса Зубицкого, бывшего руководителя кемеровского «Кокса», недавно одно московское издание поставило во главе рейтинга самых богатых депутатов по итогам декларационной кампании-2010).

А данные о доходах некоторых кузбасских компаний, которые еще несколько лет назад были страшной коммерческой тайной, теперь доступны всем пользователям Интернета. Наличие специального раздела, в котором публикуется вся отчетность бизнес-структур, стало признаком хорошего тона. Впрочем, работает в регионе и другой бизнес. Называют его неоднозначным словом «непубличный». И самое манящее в этом даже не сами «дворцовые тайны», а то, что именно такие структуры определяют наш быт.

Что до крупного бизнеса – угольщиков, металлургов, химиков, машиностроителей, то среди них как раз меньше всего тех, кто до сих пор не «раскрылся». Не показал, какими деньгами он «ворочает», кто им владеет и сколько этот кто-то зарабатывает на своем бизнесе. К примеру, недавно опубликованный российской версией журнала Forbes рейтинг 200 крупнейших непубличных компаний страны относит к таким структурам холдинг «Сибирский деловой союз» (СДС). Причем компания стала одной из «звезд» рейтинга. Вплотную приблизившись к десятке лидеров (11-е место), СДС продемонстрировал невероятный взлет. Еще год назад у него было 37-е место в списке (место определял размер выручки, которая у СДС, по версии журнала, за прошлый год удвоилась и составила 126 млрд рублей).

 

Про СДС в Кузбассе не слышал разве только тот, кто принципиально ничего не хочет слышать: предприятия холдинга сейчас по всему региону и почти во всех отраслях. Даже показывает, говорит и пишет СДС сам – в его структуре есть масса медиаактивов. Но мало кто знает, а сколько компания «весит». О порядке денежных сумм, конечно, можно догадываться по цене за тонну угля, зерна (есть в ней сельхозпредприятия), литр водки (СДС, кстати, делает не только водку, но и пиво, и чистую воду) или молока (есть здесь хозяйства, поголовье скота и молочный завод). Да много чего еще есть. Forbes посчитал оценочно, на основе доступных данных. Открытые сведения же далеко не полные. Потому ошибки тут, конечно, возможны. Но само присутствие на довольно высоком месте в списке обоснованно. Так же как и занесение в этот рейтинг кузбасских «Сибуглемета», «Стройсервиса» и угольной компании «Заречная» (67-е, 70-е и 132-е места соответственно). Ведь это только шахты, разрезы и машзаводы этих компаний – на поверхности. «Внутри» – как и в СДС, только размерами меньше.

 

А вот как раз то, что «внутри», и есть самое интересное. Особенно, если нас всех это касается каждый день. Водку, молоко, пиво от СДС потребляете? Нет? А вы посмотрите повнимательней на упаковку товара. А молоко от хозяйств угольной «Заречной»? Даже не догадывались, что такое есть? А оно, между тем, только развивается (о некоторых примерах можете прочитать в сегодняшнем специальном сельскохозяйственном выпуске «Кузбасса»). Развивается не такими шагами, как главные активы – угольные и машиностроительные. Первенство за ними далеко не во всех сельских направлениях. Но раз традиционные лидеры отрасли чувствуют наступающих на пятки конкурентов, есть повод заинтересоваться масштабами этого бизнеса и логикой его владельцев.

 

Да что там крупные компании, пришедшие в кузбасское село! Главные мясопереработчики региона – КХ Волкова и Кузбасский пищекомбинат, предприятия с совсем неугольными «истоками» (создавали их нынешние руководители), у нас тоже компании непубличные. Не те у нас еще масштабы бизнеса, чтобы «хвалиться» на всю Россию, говорят они. Им, возможно, виднее. Но на всю России мы и не претендуем. Мяса, колбасы, молока в Кузбассе даже больше, чем в соседних регионах: специалисты, изучающие рынок продовольствия, уверяют, что в Кузбассе уже много лет местных товаров больше, чем привозных. Значит, как минимум, есть основания для того, чтобы Кузбасс гордился не только углем и металлом.

Только вот сегодняшнее понятие «гордость» не всегда предполагает количество намолоченных с гектара центнеров зерна, надоенных литров молока на фермах или новый сорт колбасы, выпущенный мясокомбинатом. И раз силы производителей и переработчиков сегодня в регионе таковы, что фраза «сделано в Кузбассе» изначально обеспечивает покупательский спрос, значит, важна даже не отрасль в целом, а конкретные предприятия. А от того, удастся ли им осуществить свои планы по строительству новых животноводческих комплексов, перерабатывающих цехов, зависит, что будет у нас на столе завтра.

И тут, как при готовке борща: в кастрюлю кладут то, что хорошо знают. Свекла даст соответствующий цвет, а квашеная капуста – нужную кислинку. Публичность – понятие многостороннее. Одна из ее сторон – контроль за расходами и доходами компаний. Увидим, что расходов особых нет, а прибыль растет, впору задуматься о справедливости цены. Да и качества, пожалуй.

Татьяна ДУМЕНКО

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс