Движение по-новому

31 октября 2011 | Газета «Кузбасс»

В октябре в первом чтении Госдума приняла проект Закона «О внесении изменений в ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Изменения касаются введения новых категорий и подкатегорий транспортных средств (ТС).

В составе авторов документа был наш земляк-депутат, заместитель председателя комитета по транспорту Госдумы Владимир Григорьевич Гридин. Поскольку в Кузбассе, по данным областной ГИБДД, проживает около 900 тыс. водителей, мы попросили его рассказать о проделанной работе.

Законопроект был подготовлен в соответствии с поручением Президента РФ — привести законодательство России в соответствие с требованиями международной Конвенции о дорожном движении 1968 года, отметил В.Г. Гридин.

Например, Конвенция содержит требования к форме и содержанию водительских удостоверений, чтобы усилить их защиту от подделок, облегчить их прочтение. Мы учли это в новом Законе. Кроме того, он приводит к международным нормам категории вождения ТС, которые указываются в водительских удостоверениях.

— Если можно, давайте об этом подробнее…

— Водители знают, что ТС пока подразделяются на категории:

«А» — мотоциклы, мотороллеры и другие мототранспортные средства, за исключением мопедов.

«В» — автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест, помимо сидения водителя, не превышает 8. Сюда входят практически все легковушки и легкие грузовики, например «Газели».

«С» — это практически все грузовики. А если точнее, то — это автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг, за исключением авто, относящихся к категории «D».

«D» — представляет собой гамму самых разнообразных автобусов по пассажировместимости, габаритным размерам, максимальной массе, влияющим на безопасность перевозок. Таковыми могут являться автобусы малого класса (маршрутные такси), междугородние автобусы, туристические автобусы, в том числе двухэтажные. Технические характеристики таких ТС различаются по пассажировместимости более чем в 13 раз (от 9 чел. до 120 чел.), габаритной длине – в 2,4 раза (от 5 м до 12 м), разрешенной максимальной массе – более чем в 6 раз (от 3 т до 18,5 т).

«Е» — составы ТС с тягачом, относящимся к категориям «B», «С» или «D», которыми водитель имеет право управлять, но которые не входят сами в одну из этих категорий или в эти категории.

Сразу оговорюсь, что привычные категории («А», «В», «С» и т. д.) как были, так и останутся. Но теперь Закон позволит — опять же, в соответствии с международными правилами — более конкретизировать эти привычные категории. Так, предусматривается отнести мототранспортные средства с максимальной скоростью более 50 км/час и рабочим объемом двигателя не превышающим 125 куб. сантиметров к подкатегории «А1» (легкие мотоциклы). Она даст право управления легкими мотоциклами уже в шестнадцать лет.

Следующая новая подкатегория будет называться «В1». Она открывает право на управление квадроциклами и трициклами. Управлять этими ТС будет позволено, так же, как и легковым транспортом, лишь с восемнадцати лет.

Еще одной новой подкатегорией станет «С1», дающая право на управление грузовыми автомобилями массой от 3,5 до 7,5 тонн и транспортировку прицепов весом не более 750 килограмм.

А «D1» даст право водить автобусы вместимостью от восьми до шестнадцати пассажирских мест, помимо сиденья водителя.

Категорию «Е» в новом водительском удостоверении заменят на категории:

«ВЕ» — это автомобиль категории «В», сцепленный с прицепом, разрешенная масса которого превышает 750 кг и превышает массу автомобиля без нагрузки; или автомобиль категории «В», сцепленный с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, а общая разрешенная максимальная масса такого состава превышает 3500 кг.

«СЕ» — это автомобиль категории «С», сцепленный с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг.

«DE» — это автомобиль категории «D», сцепленный с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, в том числе, например, сочлененный автобус. Возраст управления автобусами будет увеличен с 20 до 21 года.

Помимо перечисленных, появятся подкатегории «С1Е» и «D1Е». Фактически, это модернизированные категории «С» и «D», разделенные по признаку переключения трансмиссии автомобиля, тоннажа прицепа и возможностью управления автопоездами.

— В чем причина введения этих новшеств? Не усложнят ли они работу дорожных инспекторов и жизнь водителей?

— Введение новых подкатегорий обусловлено, в первую очередь, расширением парка различных типов и модификаций транспорта. Разве по разнообразию, уровню сложности, техническим характеристикам нынешние авто можно сравнить с автомобилями и мотоциклами, которые выпускали в 60-80 годы прошлого века?!

Во-вторых, сегодня разные ТС сильно отличаются друг от друга по техническим характеристикам. Судите сами, например, мотоцикл и квадроцикл — далеко не одно и то же. С каждым годом появляется все больше новых ТС, которых еще недавно мы не знали. Возьмите тот же трицикл: как обозначить в водительском удостоверении право на его вождение, если бы были только старые традиционные категории? И так далее.

В расчет брали и количество ДТП с участием новых видов транспорта, а это, согласитесь очень важно при большой аварийности на российских дорогах. Кроме того, новый подход даст возможность улучшить процесс подготовки и допуска водителей к управлению различными типами ТС. Иными словами, появится возможность отдельно готовить водителей, например, тех же легких скутеров. Сегодня они выезжают на дорогу вообще без прав. Или другой пример. Профессионалы хорошо знают, что нужны разные навыки для вождения маленького грузовичка или большого самосвала. Наш Закон теперь и это учитывает. Надеюсь, он поможет лишний раз оградить жизнь водителей и пешеходов от беды.

Что касается работы ГИБДД, думаю, она, напротив, станет легче, проверки на дорогах станут более упорядоченными.

— Действительно, в последнее время широкое распространение получили мокики, скутеры, объем двигателя которых не превышает 50 куб. сантиметров. Вместе с тем, они пока не подлежат госрегистрации, на них не распространяется требование обязательного получения водительского удостоверения. Как предлагается решать эту проблему?

— Официальной статистики по количеству таких ТС в России не существует. По экспертным оценкам Федеральной таможенной службы, в среднем в год их ввозят в страну от 20 до 30 тысяч. Получается, за последние 10 лет их куплено около 300 тысяч.

Наше экспресс-исследование в ряде субъектов РФ показало, что в первом полугодии 2010 года по вине водителей мопедов и приравненных к ним ТС совершено около 2,7 тыс. ДТП. В них погибли 118 и ранены более 3 тыс. человек. Их доля среди всех происшествий по вине водителей мототранспорта в среднем перевалила 40%, а в ряде регионов (Краснодарском крае, Брянской, Тамбовской и Тверской областях) превысила 60%. Эту печальную статистику можно продолжать. А объясняется она, прежде всего, тем, что мопедами, зачастую, управляют подростки, не знающие правил дорожного движения (ПДД) и не достигшие установленного возраста.

В этой связи ТС с рабочим объемом двигателя не более 50 куб. сантиметров предлагается законодательно выделить в категорию «М» (мопеды). Для управления ими необходимо будет знание ПДД, что должно подтверждаться водительским удостоверением категории «М», либо водительским удостоверением иной категории (подкатегории).

— Вы сказали, что новое законодательство потребует перестройки системы обучения водителей?

— Да. Здесь мы тоже учитываем зарубежный опыт. В ведущих странах научились разграничивать условия получения права на управление ТС в зависимости от потенциальной опасности конкретных типов автомобиля или мотоцикла, от их технической и эксплуатационной характеристики, от минимально допустимого возраста водителя.

Есть необходимость обновления существующих программ обучения. Например, будет расширен перечень программ подготовки водителей. Это позволит сконцентрировать обучение человека на управлении конкретным типом ТС. Так, желающим получить право на управление малотоннажными грузовиками и микроавтобусами не придется осваивать программы подготовки большегрузных автомобилей и городских пассажирских автобусов.

— Думаю, что наших читателей интересует вопрос: не приведет ли введение подкатегорий к ущемлению прав водителей на управление ранее разрешенными категориями ТС?

— Нет, поскольку наличие открытой категории в водительском удостоверении автоматически дает право управления ТС соответствующей подкатегории. Например, предусмотренная законопроектом норма, допускающая управление мопедами при наличии любого водительского удостоверения (а в настоящее время более 50 млн. жителей России уже имеют водительские удостоверения), разрешает им всем водить мопеды. Если они этого, конечно, захотят…

Кроме того, в проектах подзаконных актов, необходимых для реализации нашего законопроекта, предполагается установить порядок, при котором лицам, не имеющим водительских удостоверений, для получения права на управление мопедами необходимо будет сдать только теоретический экзамен.

Проектом нашего закона предусматривается исключить ранее действующую норму, которая допускала самостоятельную подготовку водителей на получение права управления ТС категорий «А» и «В». Надо будет пройти обязательную учебу в организации, имеющей соответствующую лицензию, и в порядке индивидуальной подготовки — у специалиста, обладающего соответствующей квалификацией.

В этой связи пункт 1 статьи 26 законопроекта предусматривает, что порядок подготовки и переподготовки водителей ТС, а также требования к учебно-материальной базе учреждений и организаций, осуществляющих такую подготовку, устанавливаются Правительством РФ. Законопроект предусматривает введение механизма аккредитации таких учреждений.

Кроме того, законопроект предполагает ввести запрет приема на работу водителей без российского водительского удостоверения или временного разрешения на право управления ТС соответствующих категорий и подкатегорий. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, нарушившие это правило, будут наказываться штрафом в размере 20 тыс. рублей.

Самое важное в этом законопроекте — если водитель сейчас имеет открытыми, например, категории «А» или «В», то при смене прав они будут сохранены и не потребуют пересдачи. То же касается и остальных категорий водителей. Под новые правила попадают только те водители, которые будут получать права впервые.

Записал Сергей ЧЕРЕМНОВ.

 

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс