Где найдет приют собака?
Проблема бездомных собак словно разделила общество на две части. Одних возмущает, почему бесконтрольные, порой угрожающие псы бегают по городу; эти люди выступают за то, чтобы сделать улицы безопасными любой ценой. Другие призывают к милосердию и всячески увещевают обходиться с животными гуманно…
Два приюта
Один приют для бездомных животных в Кемерове есть. Он находится на территории «Спецавтохозяйства», и «постояльцев» в нем не уменьшается, а все прибывает и прибывает. Что касается условий содержания в этом приюте, то те, кто хоть раз побывал там, понимают, о чем речь. Примерно 200 собак и 40-50 кошек на небольшой территории. Три работника. 33 тысячи рублей в месяц из муниципального бюджета и помощь добровольцев.
Строительство питомника муниципального уже началось, и при благоприятных обстоятельствах его планируют «запустить» в дело в следующем году. Он будет располагаться бок о бок с общественным приютом, на территории полигона твердо-бытовых отходов, рассчитан на одновременное пребывание 500 собак и 100 кошек. Строится административно-бытовой и технологический корпус, где будут содержаться декоративные собаки и кошки, 235 уличных вольеров (каждый – на две собаки), моечная для животных, карантинное помещение, целая кухня для приготовления им еды, кабинет ветеринарного врача…
Замечательно? Замечательно. Так в чем проблема? Почему идут споры вокруг этих двух приютов? Есть подозрение, что в новом питомнике собаки будут содержаться согласно Постановлению администрации города Кемерово «О порядке содержания безнадзорных животных и их захоронении». В нем прописано, что в отношении безнадзорных животных, не имеющих номерных жетонов или (и) клейма, осуществляется иммобилизация с последующим помещением их в вольер. По истечении срока, определяемого администрацией города, данные животные подлежат эвтаназии.
Несколько вариантов
Людмила Василюк, руководитель приюта для бездомных животных:
— Большинство людей думают, что приют – это здорово. Уж не знаю, где они видели это и из чего они сделали такой вывод, но это не так. Хотя, конечно, однозначно это лучше, чем когда собака брошена на улице, голодная, больная замерзает, погибает. В приюте какая-то надежда у животных есть на обретение нового дома и хозяев.
Новый приют начали строить, потому что мы шумели. Хорошо, конечно, что наш приют есть, это хоть что-то, но он не удовлетворяет вообще никаким требованиям. Там и людям плохо, и животным тесно. У нас буквально на голом энтузиазме люди работают, у меня одни приходят, другие уходят, потому что просто не выдерживают. Нет раздевалок, нет стульев, ни одного свободного помещения – все занято животными. По нормативам питомников, на 25-30 собак нужен один «вожатый». У нас 300 животных, значит, нужно 10 человек персонала, а у нас – три. А с собаками нужно общаться все время. У нас в больших вольерах всегда есть человек. Его прямая работа — общаться с животными. Покормил, убрал и общайся с ними.
В общем, на наше письмо ответили, что животные будут содержаться в новом питомнике по правилам содержания животных в городе Кемерово. А это так: они там находятся какое-то время, и если животное не забирают, то оно усыпляется. Таким образом, решается проблема уничтожения животных. Если животному «дадут» хотя бы полгода, то это здорово. Но у нас в приюте есть животные, которые живут здесь с момента его основания. Когда люди приезжают через три года и видят у нас свою собаку, они плачут. Понятно, что хорошо берут породистых собак, щенков прикольных, здоровых псов для охраны. А остальным как?
Если в новом приюте действительно такие правила будут существовать, то никто из моих работников не будет там работать. Потому что мы приют создавали не для того, чтобы убивать животных, а для того, чтобы они как можно дольше жили. Даже те, у кого нет надежды. Потому наш приют жив, что люди видят, что там животные в нормальном состоянии, и больше всего всем нравится, что их не усыпляют.
Очень хочется, чтобы приют, который строится, был цивилизованным местом, а не натуральной скотобойней.
Ирина Свирко, директор муниципального питомника для бездомных животных:
— Начнем с того, что ныне действующий приют – это не питомник, а общественная организация, а то, что им городской бюджет помогает и предоставил территорию «Спецавтохозяйства», так сразу было оговорено, что это временно. Они собирают животных, кормят их, но так содержать животных нельзя. Поскольку эта проблема встала очень остро, прислушавшись к мнению общества защиты животных, мы решили её цивилизованным способом. Первый шаг – строительство питомника. Когда мы стали изучать вопрос, выяснилось, что у нас в России не существует норм содержания животных. Мы вместе с проектировщиками рассматривали опыт других стран. И поняли, что все опираются на американские стандарты. Поэтому мы тоже приняли их к сведению. Вольер должен быть достаточно просторным, чтобы в нем было комфортно, и ещё в нем также предусмотрена будка для собаки.
Что касается ныне действующего приюта, то он не будет располагаться на территории «Спецавтохозяйства» – это однозначно. Другое дело, что наш питомник может взять собак из их приюта, помочь подыскать новое место. Общественные приюты есть везде. Одно другому не мешает. Есть и такая практика, что животное, которое никто не берет, отдать в приют на «доживание», а у них взять перспективное. У питомника для пристраивания будет больше возможности. На «доживание» животного можно выделить часть средств. Конечно, и спонсоров мы будем привлекать, и часть вольеров «сдавать» на «передержку».
В идеале, конечно, бездомных животных вообще не должно быть. Это сложная, но достижимая цель. Хотя бы чтобы их количество пошло на убыль. В цивилизованных странах всех животных, которые не предназначены для разведения, обязательно стерилизуют. Это предстоит сделать во всем нашем государстве: воспитать людей, чтобы ответственно относились к животному, которое они заводят. Предстоит ещё большая работа, и питомник – только часть её.
Что касается уничтожения животных в питомнике… Для этого вообще не нужно такие деньги вкладывать в строительство приюта. Конечно, какое-то усыпление неизбежно. Даже из сострадания к старым и очень больным. А тех, кого мы привезем в будущий питомник, сразу вымоем, против паразитов обработаем, стерилизуем и даже адаптируем. Потому что у нас будут работать зоопсихологи и ветеринары. Цель: дать животным новую жизнь. Того, кто пригоден, можно отдать в клуб служебного собаководства, где занимаются дрессировкой собак, часть животных – населению, часть будет возвращаться к тем, кто их потерял. Решение о том, сколько времени животное должно содержаться в питомнике, будет приниматься либо на федеральном уровне, либо на областном. Это должен быть какой-то законодательный акт, пока его нет. А те правила, которые регламентировали содержание собаки в вольере всего пять суток, уже не действуют.
Анатолий Сомиков, директор МП «Спецавтохозяйство» города Кемерово:
— Несколько лет назад мы запустили на нашу территорию общество охраны животных, которое создало приют. Мы считали, что у нас будет такая дружественная спайка: мы занимаемся отловом, они – содержанием. Это был временный вариант, что сразу оговаривали. Потому что площадей у нас недостаточно. Мы отдали им вольеры, которые у нас были для временного содержания животных, выделили около 600 квадратных метров территории, чтобы собачек можно было выгуливать. Приют не платит ни за воду, ни за электроэнергию, мы убираем отходы и не берем с них за это ни копейки. Со временем животных стало намного больше, чем мы планировали. И тех животных, которых мы отлавливаем на улицах города, мы уже не можем поместить в приют, нам их некуда деть. Приют переполнен. И что нам делать? Общество разделилось на два лагеря. Одни, любители животных, говорят, что мы – живодеры. Другие: «Детям гулять невозможно, кругом – экскременты, в подвале кошек развели, дышать невозможно». Как бы там ни хотелось, совсем без эвтаназии избыточного количества все равно не обойтись. Наша основная функция – уборка города. Так кто возьмет на себя эту обязанность? У моих сотрудников – работа очень неблагодарная, часто слышат: «Вот убийцы приехали». В конце концов, мои люди просто бросят эту работу, скажут: «Пусть любители бездомных собак сами их и отлавливают».
Тем не менее никогда никто не ставил вопрос о приюте для уничтожения животных. Разговор идет о том, чтобы собак, которые убираются с территории города, стерилизовать и пристроить в хорошие руки.
Ирина Алымова, главный специалист управления дорожного хозяйства и благоустройства горадминистрации:
— Да, приют изначально был временным. У нас с ними договор заключен на содержание 75 собак и 25 кошек, а там сейчас уже больше 200 собак. Представляете, стая какая, которая живет по своим законам? Я уверена, что в питомнике, который мы открываем, судьбу каждого животного будет решать индивидуально целая комиссия. Кинолог, ветеринарный врач, директор приюта. Не будет такого: несколько дней — и в «расход». Мы в цивилизованном обществе живем.
Евгения РАЙНЕШ.
Кемерово.
Я полностью поддерживаю Людмилу Василюк. Этот человек, не смотря на нехватку средств, старался все эти годы оказывать всю посильную помощь животным. И вот вместо того, чтобы помочь, администрация разгоняет персонал, животных девайте куда хотите, и освобождайте территорию. С поиском новых владельцев приют справлялся. Другое дело — город не выделял помещения, средства были очень скудные. Я думаю, в новом питомнике животные долго не задержатся — будет подход чисто рациональный. Хотя одним для поиска хозяина нужен месяц, другим год.
Житель города, вы предлагаете мне, вместо того. чтобы писать бестолковые статьи, пройти по всем домам и квартирам и зарегистрировать с хозяином собаку?:))))Хотелось бы услышать ваше мнение, кто должен это сделать?
Надо всех без исключения собак идентифицировать и зарегистрировать с хозяином собаки.
Тогда такого псы сразу можно узнать, чей он.
Пусть хозяин его корми и платит за его содержание.
А сейчас они все беспризорные псы, только одни при хозяине, а другие без него. Надо делом заниматься, а не писать бестолковые статьи.
татьяна, я вами согласна. Именно это и хотела донести
На вопрос усыплять собаку или нет, я бы ответила — усыплять нужно предателя-хозяина, бросившего животное на произвол судьбы!