Соцсети:

Прокопьевск как прародина человечества

21 октября 2011 | Газета «Кузбасс»

15 октября в Прокопьевске открыли бронзовый монумент «Адам и Ева». Скульптор Константин Зинич, в последние годы уставивший этот город множеством своих работ, изобразил прародителей человечества двухметроворостыми, стоящими у Древа познания добра и зла, которое превышает их фигуры раза в полтора. Ева протягивает Адаму яблочко грехопадения; змей-искуситель обвился вокруг Древа и скромно отвернулся от зрителя.

Адама и Еву художники изображали часто, но охотнее к их образам обращались не скульпторы, а живописцы и графики. В их числе были Кранах и Дюрер, Микеланджело (фрески в Сикстинской капелле) и Рафаэль, Мазаччо и Тициан, карикатуристы Эффель и Бидструп. Последним высказался на эту тему колумбиец Фернандо Ботеро, изобразивший прародителей человечества монументальными толстяками. Адам скульптора Зинича очень напоминает Давида Микеланджело; Ева же на его фоне выглядит скромницей, фигура ее отличается длинной талией и низкой посадкой. Вся композиция выглядит вполне соразмерно; чувствуется некоторый налет китча, но это, так сказать, неброский и благовоспитанный китч. Прежде Зинич изготовил на эту же тему фонтан в Красноярске; тамошние Адам и Ева попроще и помоложе, хотя в их образах больше индивидуальности и непосредственности.

В Прокопьевске полагают, что монумент Адаму и Еве «символизирует начало семейных отношений, чистоту и гармонию, надежду на счастье и взаимопонимание». В день открытия истукана у его подножия чествовали прокопьевских молодоженов; им предлагалось загадать желание, обойти памятник кругом, а затем прикрепить к копиям Древа познания, стоящим поодаль, ритуальные замочки – это поветрие появилось в наших городах и весях недавно, но в Европе имеет более давнюю традицию. Между тем значения и смыслы этого библейского сюжета куда обширнее и разнообразнее.

Для начала, установка на городской площади Древа познания означает, что на Прокопьевск в некотором роде проецируется райский сад, или Эдем, баснословная прародина человечества. Традиция размещает его где-то на Ближнем Востоке, близ истоков Тигра и Евфрата; нынешние же генетики полагают, что человек разумный появился по соседству, в Восточной Африке, южнее Сахары, но севернее экватора. Первоначальная его популяция составляла около тысячи особей; примерно 100 тысяч лет назад они стали расселяться по Африканскому континенту, а затем выбрались и за его пределы. Африканская Ева, по данным генетики, была и впрямь одна, а вот Адамов у нее, похоже, было несколько.

В мировом или российском масштабе претензия Прокопьевска зваться некоей прародиной, понятно, выглядит забавно, но в кузбасском – почему бы и нет. Здесь когда-то возникло одно из первых поселений русских в долине Томи – деревня Монастырская (1650). Позже на ее месте возник самый крупный в Кузбассе шахтерский город. Если считать, что очертания Кузбасса на карте отдаленно напоминают Африку, то Прокопьевск находится примерно посередине, хотя ближе не к восточному, а к западному краю. И хотя у нас найдутся и более старые города, и более старые угольные копи, но если Прокопьевску так хочется – пускай он считается шахтерской прародиной и угольной столицей, чем бы дитя не тешилось, каждый город должен иметь поводы для самоутверждения.

Можно припомнить еще, что само имя Адам, по одной из версий, происходит от красной глины, или краснозема, называемого на иврите адама. В Книге Бытия так и говорится, что Бог вылепил Адама из глины (точно так же латинское слово homo, «человек», связано с humus, «земля»). Впрочем, прародитель человечества по имени Адапа был еще у шумеров. Этот Адапа был сыном бога Энки; однажды его призвал под свои очи небесный бог Ану и предложил ему отведать пищи и воды жизни; но Адапа, по совету своего отца Энки, полагающего, что его сына захотят отравить, от угощения отказался; так человечество утратило шанс стать бессмертным. Что же касается Евы, то легенде о ее сотворении из адамова ребра мы обязаны любопытному каламбуру. У тех же шумеров есть миф о том, что больное ребро бога Энки исцелила богиня Нин-ти; но слово «ти» по-шумерски значило и «ребро», и «давать жизнь»; эта омонимия у древних евреев и вызвала легенду о Еве – не только «дающей жизнь», но и «сотворенной из ребра».

Легенду о змее и райском яблочке разбирать не будем. Отметим только, что у Джона Мильтона, подробно развившего этот сюжет в поэме «Потерянный рай», мятежные ангелы во главе с Сатаной, низвергнутые с небес, несколько осмотревшись в Аду, первым делом бросаются добывать полезные ископаемые и плавить золото и другие металлы, а позднее именно Сатана выступает змеем-искусителем. Кроме того, всякого рода змеи – частые персонажи собственно горняцкого фольклора всех времен и народов. То есть и здесь просматривается связь с шахтерской проблематикой.

Прокопьевский истукан изображает Адама и Еву обнаженными, только с фиговыми листочками на причинных местах – то есть еще до события грехопадения, после которого наши пращуры стали стыдиться своей наготы. Тем не менее здесь уместно сказать несколько слов о потомстве Адама и Евы. Их старший сын Каин, по библейской традиции, не только первый убийца, умертвивший брата своего Авеля, но и первый строитель городов, и первый мастер на все руки. Библия сообщает, что первым кузнецом был его сын Тувалкаин, по-арабски слово «каин» означает «кузнец». Стоит напомнить, что в древности профессии кузнеца и горняка не различались, так что и это лыко нам в Кузнецком бассейне в строку1. Правда, после Всемирного потопа, по библейской версии, уцелело только потомство третьего сына Адама и Евы – Сифа. Но изобретения Каина и каинитов, как видим, не пропали даром.

Впрочем, родословную кузнецов можно вести и непосредственно от Адама. Талмудисты утверждают, что ангелы обучили Адама всем ремеслам, включая кузнечное мастерство. В алхимическом трактате «Gloria mundi» говорится, что Адам получил врожденные знания «обо всех животных, растениях, камнях, металлах и минералах». Фома Аквинский также полагал, что Адам благодаря своему природному совершенству должен был обладать знаниями обо всех природных вещах. Карл Юнг приводит иудаистские и мусульманские воззрения на сотворение Адама, подчеркивая их алхимическую цветовую символику. Например, арабский поэт Джелаладдин Руми сообщает, что земля, из которой был создан Адам, имела семь цветов. Тут нетрудно усмотреть параллель с древнеиранским первочеловеком Гайомартом, из крови которого создаются семь металлов.

В общем, в символическом плане Адам и Ева достаточно укоренены на прокопьевской почве, хотя создатели памятника обо всем этом вряд ли задумывались. Но в любом случае следует помнить, что мифы многозначны и обоюдоостры, и когда мы пытаемся завести какие-то новые ритуалы, сопрягая их с седою древностью, легкомысленно к ним относиться не следует. Это очень могущественные смыслы и значения, подсознательно они действуют и на тех, кто отродясь не верил ни в сон, ни в чох, ни в вороний грай.

Юрий ЮДИН.

 

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс