В гости задешево и задушевно
«А я сяду в кабриолет и уеду куда-нибудь…» — хорошее начало для сказки, не правда ли? Но есть люди, готовые «уехать куда-нибудь» и безо всякого шика — чтобы спатьна диване в чужой гостиной, полоть грядки на чужой даче, а попутно, приобщаясь к иной культуре, бродить по неизвестным улочкам в поисках приключений. Никаких отелей и гостиниц, живешь в совершенно незнакомой среде, иногда на кушетке задремлешь, иногда на полу – как повезет. Зато смотришь город изнутри, без прикрас — таким, какой он есть на самом деле. Это — кауч-серфинг, современный способ путешествовать дешево, но эффективно.Представительница кауч-движения студентка Кемеровского госуниверситета Олеся Шишко поделилась своими впечатлениями, каково это — узнавать мир подобным образом и, в свою очередь, давать пристанище другим отчаянным путешественникам.
— Олеся, кого ты уже успела приютить на своем диване?
— Из Дании супружеская пара два раза приезжала лично ко мне, из Финляндии и Америки ребята были. В июне из Великобритании останавливался очень интересный молодой человек по имени Джеймс, который на своем мотоцикле совершал кругосветное путешествие. Он меня действительно покорил! Парень отправился в дорогу не для того, чтобы развлечься, а чтобы собрать деньги на благотворительность. Только представь: на своем мотоцикле, в полном обмундировании… Пришлось искать гараж, ибо просто так в наших дворах подобный транспорт не оставишь.
— А как твоя мама реагирует на такое количество незнакомых людей в доме, да еще и иностранцев?
— Конечно, изначально она была малость напряжена. Но я немного схитрила: дескать, где я еще смогу найти такую хорошую возможность тренировать свой английский, если не при встрече с иностранцами? Ведь хочешь или нет, тебе как минимум придется объяснить, где человек будет спать, будешь ли ты его кормить, обсудить другие важные мелочи. Это действительно полезная практика. И мама отнеслась к этому с пониманием, а потом и сама втянулась.
Хотя был один случай, когда возник небольшой конфликт, но с бабушкой. Как-то она приехала в гости в тот момент, когда в квартире остановились кауч-путешественники. И бабуля сначала с неподдельным ужасом на лице спрашивала, что происходит и почему вообще в доме непонятные люди. Но потом мы всех друг другу представили, познакомили. Даже оказалось, что у них есть общие интересы. Было забавно.
— У многих иностранцев очень высокие стандарты жизни. Неужели их устраивают наши жилищные условия?
— Они приезжают сюда ко всему морально подготовленные. Но, конечно, разные ситуации бывают. Иногда я имею возможность полностью предоставить свою комнату в распоряжение приезжего. Но случается и так, что в доме гостят друзья из разных городов, и серферу просто негде спать, кроме как на полу. В таких случаях всегда спасает спальник. Но на самом деле иностранцы сами стремятся к этому: им нравится путешествовать в таких условиях, достаточно жестких.
— Нравится спать на полу?
— Не совсем так. Понимаешь, люди сюда едут, чтобы получить своеобразный опыт, посмотреть на жизнь здешних изнутри. Ведь когда ты отправляешься куда-то по туристической путевке, то живешь в отеле, ходишь по экскурсиям, но, как правило, редко можешь пообщаться непосредственно с людьми, которые в том крае живут, узнать их. Поэтому серферы чаще всего предпочитают, чтобы их простой местный житель поводил по городу, все показал.
Например, зимой у меня останавливался Дэвид из Америки. Так мы успели посмотреть Кемерово практически целиком, включая такие районы, как Южный и Кировский. Нельзя же что-то пропустить! Перезнакомила его со всеми своими друзьями. Он, кстати, не забыл и нашей национальной еды отведать, и водки выпить. Между прочим, многие иностранцы любят русскую водку, но в их странах она дорогая и часто некачественная, а у нас дешевая и хорошая.
— Ну да, как же, в Сибири и без водки?! Он, наверное, сильно мерз у нас зимой?
— Нет, все нормально было. Нацепил на себя всю одежду, которая была с собой, а в особо холодное время опять-таки спасался глотком из бутылки с «горючим». Дэвид знал, куда едет.
— Знал, что у нас в морозы все поголовно пьют водку? Наверное, у многих иностранцев до сих пор в ходу подобные стереотипы?
— Да, есть такой момент. Скажем, у финнов подобные стереотипы-«страшилки» намного сильнее, чем у других, потому что их ссылали в наш край. Даже пословица существует, которая в переводе на русский звучит как «Сибирь научит». Они действительно боятся здешних мест, хотя некоторые смогли побороть свой страх и приехать. А другие и по сей день не сомневаются, что у нас здесь постоянные снега и медведи ходят, а мужики с бутылкой не расстаются, при этом обязательно одеты в шапку-ушанку. Серьезно, в основном люди думают, что Сибирь — совершенно не приспособленное для жизни пространство и вообще не понятно, как здесь люди выживают.
— Но сама ты уже не раз была в Финляндии. Расскажи о своих поездках в качестве кауч-серфера.
— На самом деле я с ума схожу по Финляндии, и уже пять раз побывала там. В этом году отправилась специально, чтобы выучить язык. И опять-таки у серфера сняла квартиру: та девочка, хозяйка, уезжала, и ей нужно было сдать свое жилье. Вот так удачно получилось, и она минимальную цену взяла. Это здорово, потому что жить там очень дорого, а подобные люди действительно помогают в разных ситуациях.
Кстати, про ситуации. Один раз знакомый финн сказал, что его друг диджеем работает, и предложил сходить в клуб, посмотреть, как он играет за вертушками. Ну, мы и пошли. И оказалось, что этот друг не просто какой-то там диджей, а вокалист нашей любимой в детстве группы 69 Eyes! Мы пообщались, и он оказался милейшим человеком. Так что через кауч можно познакомиться с кем угодно, даже со знаменитыми людьми.
— Ты упомянула, что ездила учить язык. Каких результатов достигла? А иностранцы, которые к нам приезжают, они русский хоть немного понимают?
— Как сказать… Просто финский сам по себе очень сложен. Во-первых, абсолютно к другой группе языков относится: это не славянское, не романо-германское, а финно-угорское семейство. Во-вторых, в нем очень много своеобразных «приколюх» — не знаю, как это еще назвать. Но я была заинтересована, поэтому мне легко давалось изучение, и через какое-то время я уже могла применять свои знания на практике (при покупке напитков в баре, к примеру). В любом случае легче осваивать грамматику и разговорную речь, когда находишься непосредственно в языковой среде.
Что же касается собратьев-иностранцев, то «мои» датчане уже какой год учат русский и достигли определенных успехов. Иногда могут выразить свои мысли на нашем языке даже лучше, чем на английском. Но самый интересный факт, с которым мне пришлось столкнуться, – то, что иностранцы, приезжая сюда, в первую очередь спрашивают о так называемых bad words – «плохих словах».
— Зачем? Потом при каждом удобном случае щеголяют нецензурной лексикой?
— Нет, конечно. Как люди неглупые, они, естественно, не будут ходить по улице и орать русские маты (хотя они эти словечки и впрямь запоминают очень быстро). Но иногда они действительно могут что-нибудь сказать очень забавно, в тему.
— А что еще, кроме языковых находок, привлекает в нашей культуре серферов?
— Русская кухня однозначно. Они с восторгом реагируют на нашу еду, особенно нравятся борщ и блины. Когда я была в Финляндии, там проходила встреча кауч-серферов, очень специфичная. Она была посвящена именно кухне разных народов. И мы с подругой решили приготовить борщ. Вот стоим на кухне, начинаем готовить, а ребята записывают все наши действия в блокноты. Я ставлю воду на плиту, кидаю туда кусок мяса, и на меня смотрят со всех сторон с неподдельным изумлением: мол, ты вообще что делаешь?! Они, представляешь, никогда не варят мясо, только жарят. У них в принципе нет подобных жидких блюд, лишь далеко на севере существует что-то похожее на олений суп, и то там мясо не варится, а тушится.
Что еще иностранцев привлекает? Наши жители. Особенно датчане в восторге от наших людей: по душе им кемеровское дружелюбие. Хотя, если быть честной, к иностранцам все относятся хорошо. Даже если сравнить ситуации, когда заходим куда-нибудь кофе выпить: если официанты слышат чужую речь, обслуживание становится в несколько раз быстрее. А вообще многие чужеземцы влюбляются в Кемерово. Может, потому, что город смахивает на европейский? Конечно, не спальные районы — о них я молчу! Но вот центральные улицы смотрятся очень даже неплохо. Что-то притягивает их сюда. Кстати, эта семейная пара из Дании, Лисбет и Келд, теперь даже подумывают открыть турфирму у себя в стране, чтобы возить людей к нам.
— И какие именно места особенно стремятся увидеть приезжие?
— Поднебесные Зубья — вот туда очень хотят попасть. Естественно, если иностранцы летом приезжают, то просят отвезти их на дачу. У них тоже есть понятие, сродни нашему, summer hose или летний домик: как правило, это солидный коттедж, и если там что-то и выращивают, то это цветы. А у нас дача – это же не просто домишко, там же и баня русская, да еще овощи и ягоды – красота же! Многие серферы обычно смотрят с намеком в глазах: «Ну… а может быть… на дачу поедем?» И там с удовольствием полют грядки — с настолько детским восторгом, какой нам и не снился.
Еще им очень нравится памятник космонавту на набережной. В Кировском были без ума от частного сектора. Думаю, они даже никогда не представляли себе ничего подобного. Мы встретили там очень разговорчивую бабушку, которая начала рассказывать, как она живет и что нет туалета внутри дома. Представляешь, насколько впечатлил людей из Европы тот факт, что у человека в доме отсутствует туалет и каждый раз по нужде приходится выходить на улицу?
— Значит, приезжие хорошо отзываются и о нашем городе, и о его обитателях. А что ты сама скажешь о своих гостях и людях, к которым ездила?
— Скажу, что все они милейшие люди. Но есть такая особенность: если они видят, что ты в затруднительной ситуации, без твоей просьбы никогда не помогут. И не потому, что такие плохие, а из-за того, что боятся тебя оскорбить. Бывают ситуации, когда человеку плохо, он несет тяжелый чемодан или не знает, куда идти, потерялся, и никто сам не предложит ему свои услуги. Естественно, можно подумать, что все вокруг злыдни. Но на самом деле если кого-нибудь попросить, то он все возможное сделает, чтобы помочь.
— У тебя уже немалый опыт общения с европейцами, американцами. Что в них есть особенного, чего нет в жителях нашей страны?
— Наверное, отношение к жизни. Они настолько позитивные люди — в отличие от многих из нас! Мне кажется, в русском менталитете есть такая черта: мы постоянно думаем, что все плохо, дальше будет еще хуже, а вот когда-то давно было хорошо. А они — наоборот: смотрят в будущее и рады всему, что с ними сейчас происходит.
— А ты, наверное, очень рада, что кто-то придумал кауч-серфинг…
— Да, это замечательная возможность посмотреть мир, потратившись по минимуму, потому что, сама знаешь, за гостиницы берут безумные деньги. Мне очень нравится, что на кауч собираются люди, готовые помогать друг другу: не просто те, кто хочет раз съездить куда-то, и дальше им все равно, что будет с теми людьми, у которых они останавливались. Наоборот, любой стремится сделать что-то полезное для другого.
Например, год назад подруга полетела в Нью-Йорк и, конечно же, ничего там не знала. А город огромный: не надо прикладывать больших усилий, чтобы заблудиться. А ко мне оттуда, как я уже говорила, приезжал молодой человек, Дэвид, с которым мы до сих пор поддерживаем дружеские отношения. Я написала, и он ответил: конечно, встречу девушку, все покажу. Сдержал слово, и подруга была довольна. Это тоже очень приятно, когда можешь решить проблему буквально с другого конца света.
Единственный минус, который я вижу в кауч-серфинге, — есть некоторые сомнения относительно безопасности, когда впускаешь в дом совершенно незнакомого человека. Но я, к счастью, ни разу не слышала негативных отзывов о ком-нибудь из серферов. К тому же, как говорят в народе, кто не рискует, тот не пьет шампанского!
Офеля ТОПАШЯН, студентка КемГУ.
НА СНИМКАХ: датские серферы в Кемерове.
Фото из архива Олеси Шишко.