Требуется регулировщик!
Это уже похоже на военные сводки. Сколько вагонов за углем в Кузбасс пришло сегодня, сколько стоит и когда «подвезут новые патроны». Масштабный «затор» на железных дорогах стал предметом рассмотрения на самом высоком уровне. Президент страны Дмитрий Медведев дал Минтрансу и ОАО «Российские железные дороги» три дня на принятие мер. В Кузбассе от этого ждут одного – изменений реформы железнодорожного транспорта.
Никто никуда не едет сегодня, – в сердцах заявил «Кузбассу» президент холдинговой компании «Сибирский деловой союз» Михаил Федяев. – Губернатор донес проблему до президента страны. Надо срочно принимать меры».
В этот вторник губернатор вынужден был вне заявленной программы видеоконференции с президентом РФ сообщить о том, что в области на складах скопилось более 13 млн тонн угля, резервы складов на исходе. «Вагоны есть. Вывезти не можем. Реформирование железных дорог идет не в ту сторону. Цель реформы была получить конкуренцию, снизить тарифы. Что получилось? В Кузбассе командуют 230 собственников. Оголтело. Раньше при единой системе РЖД такого не было. И мы не знаем: что делать? А у нас остался всего месяц. Если мы не вывезем уголь, встанет вопрос обеспеченности топливом ЖКХ в Сибири».
В Кузбасской топливной компании (КТК), которая является крупным поставщиком энергетического угля в соседние регионы, подтвердили: «Проблемы с вывозом давние. Но того, с чем мы столкнулись в этом году, еще не было. Представьте, если бы на междугородном сообщении с линии сняли часть рейсовых автобусов и призвали бы владельцев «легковушек» перевозить людей. Что получается? Сумасшествие!».
Проблемы начались не сегодня. По свидетельству представителей основных отправителей угля, план по отгрузке не выполняется с мая. У КТК с этого времени недопоставлено более 5 тыс вагонов: 390 тыс. тонн угля – полуторамесячные поставки в соседние регионы. Из-за этого впервые за последние годы перед холодами практически нет резервов топлива. По данным руководства «Кузбассразрезугля» (недопоставки угля компании составляют 2 млн тонн), в Алтайском крае, например, угля для нужд ЖКХ на складах на две недели при норме в 30 дней. В сибирских условиях, тем более накануне зимы, это недопустимый показатель.
У крупнейшей российской угольной компании «СУЭК» страдают экспортные контракты ОАО «СУЭК-Кузбасс». В сентябре планы по отгрузке были выполнены только на 67%. За рубеж вовремя не ушло 655 тыс. тонн угля. С начала октября уже недоотгружено порядка 170 тыс. тонн от общих поставок. «Уголь идет на склады. Но они не резиновые. В шахтоуправлении «Котинское», на разрезах «Заречный» и «Камышанский» уже все близко к критической черте. Срыв экспортных контрактов грозит штрафами сегодня, а в перспективе – потерей рынков. Как мы можем заключать соглашения на следующий год, если сами не понимаем, сколько мы сможем поставить?!» – пояснил представитель компании.
Еще тяжелее «Прокопьевскуглю». Финансово-экономическое состояние компании напрямую зависит от ритмичности погрузки коксующегося угля в адрес Магнитогорского меткомбината. «Даже в кризис мы не сорвали соглашение с Магниткой, – говорит гендиректор «Прокопьевскугля» Владимир Коржов. – Сейчас же на складах у нас месячный объем отгрузки. В текущем режиме отправляется лишь 20% от необходимого.
А уголь у нас, наверное, самый сложный в Кузбассе. Он сильнее, чем остальные, склонен к самовозгоранию. На складах он может лежать не более 30-40 дней». В компании трудятся 9 тыс. человек. Текущие поступления за уголь – это, в том числе, и зарплата людям, добавляет он.
По мнению Андрея Козицына, генерального директора ООО «УГМК-Холдинг» (управляющая компания «Кузбассразрезугля»), иначе как «абсурдной» нынешнюю ситуацию не назовешь: если в советское время критическим для МПС считался коэффициент порожнего пробега вагонов (отношение вагоно-километров пробега порожних вагонов к груженым составам) в 29%, то сейчас, по его данным, этот показатель составляет 42%. В 2007 году, когда ситуация с обеспеченностью вагонов была относительно нормальной, вагонов было в 1,5 раза меньше, чем сейчас, обращает внимание Андрей Козицын. «Проблема не в нехватке вагонов – их сегодня достаточно, но многие из них стоят без движения. Только с углем «Кузбассразрезугля» сейчас в Кемеровской области простаивает 8,5 тыс. полувагонов».
Значительная часть парка собственников простаивает из-за отсутствия договоров с грузоотправителями, сообщили «Кузбассу» в службе корпоративных коммуникаций Западно-Сибирской железной дороги (филиала РЖД): «Последние отдают предпочтение вагонам, принадлежащим дочерним компаниям ОАО «РЖД», что обусловлено ценовыми условиями, которые, как правило, соответствуют совокупным транспортным затратам грузоотправителей при осуществлении перевозок в вагонах инвентарного парка. В то же время другие компании-операторы, свободные от каких-либо обязательств, устанавливают более высокие цены на полувагоны и перекладывают свою неэффективность на грузоотправителя. А вагоны в результате простаивают. По этой же причине погрузка заявленных вагонов ОАО «ПГК» и ОАО «ВГК» (эти крупнейшие компании-перевозчики получили в ходе реформирования парк РЖД) становится затруднительной».
На днях Андрей Козицын обсуждал эти проблемы с Аманом Тулеевым. Он подчеркнул, что, по его мнению, во многом причины сегодняшних проблем объясняются приходом на рынок железнодорожных перевозок огромного количества мелких компаний. При этом система взаимодействия со структурами РЖД не отлажена. «Губернатор, обратившись к президенту страны, выразил мнение всех промышленников. Страдаем ведь не только мы. Металлурги, химики, да все. Если мы раньше понимали, что нужно решать проблему с вагонами и наращивали собственный парк, то теперь все зависит от того, какие выводы будут сделаны при реформировании железнодорожного транспорта», – добавляет к этому Михаил Федяев.
Губернатор, обращаясь к президенту Медведеву, предложил хотя бы на месяц для нормального обеспечения топливом российских регионов «отдать все в руки РЖД». Кардинальная мера, по мнению губернатора, – резко сократить количество перевозчиков. Замгубернатора по промышленности, транспорту и связи Сергей Кузнецов вчера пояснил «Кузбассу», что регион ждет от федеральных властей введения особой схемы управления вагонами в этот сложный период. Такая практика в критической ситуации применялась на уровне Западно-Сибирской железной дороги. Потребителям в первую очередь отправлялись грузы, которые были подтверждены договорами и оплачены. Нужно и четкое регулирование локомотивным парком РЖД, которого сегодня на всех не хватает. Кроме того, кузбасские власти рассчитывают на жесткий подход Минтранса к сроку эксплуатации вагонов. Множество мелких операторов имеют довольно старые вагоны. Если бы им было запрещено использовать вагоны со сроком эксплуатации более двух лет, считает замгубернатора, такого количества компаний не было бы. Бизнес предлагает и другой подход. По мнению Михаила Федяева, на государственном уровне при лицензировании деятельности по железнодорожным перевозкам можно было бы установить требования необходимого количества вагонов: «Желательно установить планку в районе 15-20 тысяч».
Согласны с такой постановкой проблем и в РЖД. «Подчеркиваем необходимость скорейшего принятия изменений в нормативные документы, касающиеся перевозки приватных порожних вагонов. Предлагаемые изменения наделяют перевозчика и владельца инфраструктуры правом вводить ограничения на перевозки порожних вагонов, а также перемещать порожние вагоны в места отстоя или на станции приписки при их несогласованном нахождении на инфраструктуре. Нормативная база должна четко регулировать ответственность каждого участника перевозочного процесса». Так ответили «Кузбассу» на вопрос о том, какой выход из кузбасской «пробки» видят железнодорожники в службе корпоративных коммуникаций Западно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО «РЖД»
Остается ждать, когда времени уже нет.
Татьяна ДУМЕНКО.