Милости просим, снежный человек!
Или «смежный», как его называет москвич Игорь Бурцев, кандидат исторических наук, директор Международного центра гоминологии. Этот термин не раз прозвучал на Международной научно-практической конференции по гоминологии, в течение трех дней проходившей в Таштаголеи Усть-Кабырзе.
Впервые после 1958 года, когда подобный форум был устроен профессором Борисом Поршневым, многие годы посвятившим изучению этой «реликтовой проблемы», вместе собралось такое количество экспертов, в том числе ученых-антропологов, биологов, генетиков для обсуждения вопроса о существовании снежного человека. В разных странах мира его называют по-разному — бигфутом, сасквачем, йети, лешим, наконец… Но суть одна: жители городов и деревень сталкиваются в глухих лесных массивах с неизвестным волосатым существом, которое явно избегает общества людей.
Опека над бигфутом
И, как выяснилось, «хомо сапиенс» не только случайно сталкиваются с таинственными обитателями чащоб и дебрей; самые сердобольные ещё и опекают этих «лесных людей». Подобно Робин Линн, американской домохозяйке, приехавшей в Таштагол по приглашению Игоря Бурцева, чтобы поделиться своими наблюдениями. Семья Робин, переехав на новое место жительства возле лесного массива в штат Мичиган, очень скоро обнаружила существование таинственных соседей. Поначалу стали пропадать кошки. Затем в обшивке нового дома появились следы вторжения: от фасада был оторван кусок сайдинга. Через это отверстие в подвал дома и стали проникать неожиданные гости. В первый же день переезда за домом была обнаружена цепочка следов, напоминавших человеческие, но большего размера… У пони, привязанного во дворе, неизвестные стали заплетать косички в гриве. Или отвязывать бедное животное с одного места и привязывать в другом… Наконец, Робин (к слову, мать девятерых детей, муж которой – водитель-дальнобойщик и постоянно в разъездах) поняла, что с неизвестными ночными пришельцами надо наводить контакты, а значит, проявлять госте-приимство. Она стала их подкармливать. Меню угощения, как правило, было нехитрым: в основном овес. Но особо, по словам Робин, лесным визитерам (по подсчетам женщины, их было немало — около десяти-двенадцати особей) полюбились плюшки с ягодами.
В результате визиты стали повторяться почти каждый вечер. Если еда не поставлена, бигфуты проявляют недовольство:они начинают греметь пустыми ведрами во дворе, кидать камни, палки, выставлять пустое ведро под окно: дескать, корми нас. Однако «вживую» увидеть своих «подопечных» Робин удалось лишь недавно. В апреле прошлого года она заметила неподалеку от своего дома волосатое существо высокого роста, с явно женскими признаками. Потом она ещё заметила, как мелькали в темноте среди стволов деревьев несколько фигур. На резонный вопрос участников конференции: «Почему бы не поставить видеокамеру и не заснять этих лесных гостей?» – Линн ответила: «Пытались… Но камера либо разбивалась, либо её находили развернутой в другую сторону. Бигфуты, словно обладая телепатией, всегда понимали и чувствовали, когда их будут снимать…»
К слову, чувство страха гостеприимное человеческое семейство (сегодня с Робин живут трое детей, остальные выросли) не испытывает. Спокойно к происходящему относится и муж Робин, приезжающий домой отдохнуть после длительных командировок. Он видит, что «лесные люди» свою агрессию по отношению к его жене и детям не проявляют, а значит, нечего и тревожиться.
«А сейчас, когда вы отсутствуете, ваши бигфуты не голодают? Их кормят?» — спросили у американки на конференции в
Кузбассе. На что Линн с долей юмора ответила: «Конечно, иначе они разнесут весь дом». Впрочем, к этому рассказу не все эксперты отнеслись как к научно неопровержимому факту. Проявленная «хозяйкой бигфутов» явная беспомощность при отслеживании и наблюдении за этими существами (при существующих-то ныне технических возможностях!) вызывала у многих участников конференции некоторую долю скепсиса. Хотя на вопрос: «А не может ли таким образом шалить ваша многочисленная детвора?» — был получен категорический ответ: «Исключено!»
Бизнес на йети
Игорь Бурцев, около пяти недель проживший в палатке во дворе мичиганского семейства, тоже остался без снимков. «Увидеть этих существ не пришлось. Но слышать их слышал. Грохотали в темноте чем-то за гаражом, разбили чашку с едой. Я было попытался закрыть оторванную ими обшивку дома — отверстие в подвал, но они проявили недовольство. Последовал какой-то странный шум, и я понял, что это протест по поводу того, что я, вторгшись на их территорию, закрыл проделанный ими лаз…»
По словам главного гоминолога России, подобных существ в Мичигане встречают многие жители. И для них давно не стоит вопрос об их существовании. Более того, в Северной Америке, из которой недавно после трехмесячной экспедиции вернулся Игорь Дмитриевич, сложилась целая «бигфутовая» субкультура. Им посвящены конференции, фестивали. И уж, разумеется, на этой «почве» создан серьезный бизнес: стала создаваться сеть туристических услуг, налажено производство платков, маек, различных декоративных и сувенирных изделий с «брендом» бигфута. Предприимчивые американцы сразу поняли, на чем можно заработать. «Но мы-то в этом плане сталкиваемся и с социальной проблемой. Рядом с нами живут люди, пусть и не похожие на нас, но люди. И их практически не знают! Как они живут, чем они живут, как выживают… Мы прежде всего должны проявить гуманность по отношению к ним», — подчеркивает российский ученый Бурцев. «Так что проблемы с созданием научного центра по изучению гоминоидов – это одно, а социальная проблема снежных людей — другое. И её тоже не следует выпускать из вида», — подытожил он в завершение конференции.
Но это было уже потом, после выступления многих ученых, после поиска следов снежного человека в Азасской пещере. (И их нашли. Кроме всего прочего, ещё и лежбище из сухого папоротника в пещерной нише. А на горе Каратаг, у подножия и на самой вершине, были обнаружены маркеры — знаки из стволов деревьев, которыми снежные люди якобы метят свою территорию. Такие встречаются и в Канаде, и в США, и в других глухих местах, где обитают йети. Именно такие знаки, по словам Робин Линн, делают и опекаемые её семьей бигфуты на всех десяти гектарах ее лесных угодий).
Дикие, но добрые внутри…
А пока своими наблюдениями и научными изысканиями по этому вопросу поделились Джеф Мелдрам, профессор антропологии, руководитель научного центра «Relict Hominoid Inguiry» при Университете штата Айдахо; канадский ученый Джон Биндернагел, биолог, специалист по охране дикой природы; калифорниец Рональд Морхед, исследователь звукозаписей бигфутов, доказывающих наличие у них речи. А также российские ученые Валентин Сапунов, доктор биологических наук, профессор, руководитель объединения криптобиологии из Санкт-Петербурга; Михаил Трахтенгерц, кандидат технических наук, руководитель семинара по гоминологии при московском Дарвиновском музее; Игорь Тимофеев, доктор биологических наук, сотрудник одного из научных центров Новосибирска; Владимир Блинов, биоинформатик, участник проекта «Зана» из Москвы; кузбасские ученые Валерий Кимеев и Николай Скалон, а также Анатолий Фокин, краевед, организатор экспедиций в Кировской области по поиску снежного человека, или, как его там называют, – «лешего». Все они – авторы многочисленных популярных и научных изданий, касающихся поиска гоминоидов.
Суть выступления каждого, понятно, сводилась к прямому или косвенному подтверждению существования «лесных людей» — с разных мест и разных научных аспектов. Джон Биндернагел в Северной Америке встречался с многочисленными свидетелями-охотниками, у которых со стоянок бигфуты крали рыбу, убитых оленей, уток. С их слов он делал рисунки, которые и демонстрировал на конференции. Та же история и на русском Севере («На Чукотке, например, охотники не оставляют убитую дичь на ночь. Кроме того, есть предположение, что некоторые гоминоиды впадают в спячку»).
Антрополог Джеф Мелдрам счел возможным существование взаимосвязи между состоянием экологии и «этими людьми». При этом он, однако, подчеркнул: «Сегодня ученые считают, что семейство гоминоидов достаточно разветвлено. Необходим институт, который объединял бы и исследовал все эти многочисленные свидетельства и находки. Только на основе научных изысканий можно будет твердо говорить о существовании гоминоидов. Для этого нужны хотя бы костные останки или другие проявления жизнедеятельности гоминоидов».
Рональд Морхед представил аудиозаписи «разговоров» сасквачей. Большая популяция их, по его словам, обитает в глухих местах Сьерра-Невады. Специалистами доказано, что записи, сделанные им, аутентичны, то есть не были подделкой. Более того, определено, что сасквачи при общении пользуются инфразвуком, который воздействует на людей. «Мы его не слышим, но мы можем почувствовать вибрации…» Рональд составил фонический алфавит своих «подопечных», с которыми заочно подружился и которые оказались вполне доброжелательными по отношению к наблюдателям, общающимся с ними. И пообещал научить всех других исследователей общению с «русским» снежным человеком, если тот, конечно, будет когда-либо встречен. Правда, и у Морхеда тоже нет записей видеонаблюдения. В ответ на указание на такой большой просчет в работе калифорниец заметил, что и тут снежные люди были начеку, не позволяя себя снимать.
«Дайте нам артефакт!»
О том, что «некто, возможно, и существует, но только развивается по другой эволюционной ветке», говорил и ученый-биоинформатик Владимир Блинов, занимающийся изучением генома человека в одном из московских центров. Он привел в пример находку в алтайских горах – кость от мизинчика пальца древнего человека, обнаруженного в Денисовой пещере. Она от Кузбасса расположена всего в двухстах километрах. После двух лет исследований костной ткани в одной из немецких лабораторий ученые пришли к выводу, что найден совершенно другой вид человека, отличный от ныне существующего, который пошел своим эволюционным путем развития… «Пока результаты поиска снежного человека описательные. Нужно вещественное доказательство – артефакт. А уж современные технологии позволят определить, что за находка перед нами», — заметил столичный ученый.
К слову, такая возможность исследователям будет предоставлена уже в самое ближайшее время – по результатам именно последней кузбасской экспедиции. В Азасской пещере на этот раз вместе со следом йети были найдены и волоски. Пятисантиметровой длины, серовато-седого цвета, с черными крапинками у основания… Повезло Анатолию Фокину, наблюдателю за «лешими» из Кировской области. До этого он обнаружил маркеры на подходе к пещере, сейчас – волоски, которые бережно собрали в целлофановый пакетик… А это уже – биологический материал, по которому можно определить, что же за существо прижилось в Азасской пещере и постоянно оставляет здесь свои следы.
В самом конце кузбасского форума, когда уже были подведены итоги конференции и экспедиции, американский журналист Алан Каллисон признался: «Вам можно позавидовать! В такой красоте живете… Поиски – поисками, и будет ли здесь найден снежный человек – неизвестно. Но вот то, что я приеду сюда, и уже с сыном, заядлым рыболовом, — это точно и обсуждению не подлежит. И друзьям своим об этой красоте расскажу…»
Татьяна ШИПИЛОВА.
Фото автора и Ярослава Беляева.
Таштагольский район.