Актуальное

Яшкин сын и его дядя

6 октября 2011 | Газета «Кузбасс»

Любопытный случай произошел на днях в поселке Усть-Кабырза, куда осинниковские и новокузнецкие паломники приехали, чтобы посетить часовню Петра и Февронии на «Горе Любви» и побывать в музейном комплексе «Трехречье», рассказывающем об одной из печальных страниц нашей истории – узниках Сиблага. «Приехали помолиться о невинно загубленных душах!» — так поясняли свою цель паломники экскурсоводу музейного комплекса.

Среди узников лагеря было и немало немцев. Их во время войны ссылали в Сибирь из прилегающих к фронту территорий и из армии. Впрочем, в лагере сидело немало народу по национальному признаку: немцы, финны, чеченцы, чехи… И при этом русские женщины и узники лагеря умудрялись влюбляться и даже рожать детей… Среди паломников оказался и Александр Даммер, которого как фотоспециалиста попросили сделать снимки для истории сибирского паломничества. Снимая виды Усть-Кабырзы, он остановился у бревенчатого домика, за оградой которого пожилой человек мастерил теплицу. Разговорились… И случайно по ходу разговора выяснилось, что оба по национальности немцы. Александр назвал свою фамилию, и удивленный пожилой человек, назвавшись Александром Яковлевичем, неожиданно спросил: «Ты не Яшкин ли сын будешь?» И начал поименно называть родственников Александра. Тут уж наступил черед удивляться фотокору. Оказалось, что Александр Яковлевич Лоренгель — «сродный», как говорят, брат его отца — Якова Ивановича. Братья не виделись на протяжении многих лет и давно уже потеряли из виду друг друга. Биография Александра Лоренгеля схожа с биографиями немцев тех лет. В годы Великой Отечественной был призван в армию, а затем по национальному признаку сослан на тяжелые работы. Ему пришлось строить зону и работать в леспромхозе на заготовках леса. «Я и лес рубил, и грузил, и тралевал… Сорок с лишним лет отработал. Потом ушел на пенсию», — рассказывает Александр Яковлевич. Подобная судьба была и у его брата – Якова Ивановича Даммера, ныне жителя поселка Тайжина. И тот в молодости также был мобилизован, а потом демобилизован по национальному признаку. Как и все другие немцы, отправлен на работы в Сибирь. Многие годы проработал на шахте «Высокая», потом переименованной в «Тайжину». Сегодня на пенсии. И так же, как и его далекий усть-кабырзинский брат, не может сидеть без дела, увлекается огородничеством…

Так случайная встреча в далекой Усть-Кабырзе помогла найтись родственникам — Лоренгель и Даммер – давно потерявшим связь друг с другом.

 

Татьяна ШИПИЛОВА.

 

 

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс