Актуальное

Русское золото

30 сентября 2011 | Газета «Кузбасс»

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЗАПИСКИ

В январе нынешнего года исполнилось 135 лет со дня рождения Джека Лондона (1876-1916), а в конце сентября – 175 лет со дня рождения Фрэнсиса Брет Гарта (1836-1902). Джек Лондон сочинял фантастические романы, социальные утопии, романтические рассказы о южных морях и благородных дикарях, по его книжкам снято более ста фильмов и сериалов – только в СССР они экранизировались более десяти раз. Нам он интересен также потому, что подробно описал житие Билла Хейвуда – одного из зачинателей Автономной индустриальной колонии «Кузбасс».

Брет Гарт писал стихи и литературные пародии, сочинил пьесу в соавторстве с Марком Твеном, первым обратил внимание на историю любви Николая Резанова и Консепсьон де Аргуэльо, известную нам по поэме Вознесенского и мюзиклу Рыбникова «Юнона и Авось». Сочинениями Брет Гарта восхищались Диккенс, Мандельштам и Борхес, уже в 1895 году в России вышло его первое шеститомное собрание сочинений .

Но больше всего мы их любим за рассказы о золотоискателях: Джек Лондон воспел старателей Аляски, Брет Гарт – Калифорнии. Петр Вайль и Александр Генис пишут в книжке «Американа»: «Если быстро окинуть взглядом золотоискательскую литературу, то вдруг поразит мысль, что плохих людей в ней нет. Это похоже на советскую прозу 50-х годов, где замечательный парторг боролся со вспыльчивостью замечательного директора. Некоторые старатели были чуть более алчны, чем хотелось бы, но в нужный момент они выбрасывали намытый песок, чтобы положить на нарты больного товарища. Другие слишком много пили, но зато были щедры, а если драчливы, то по делу. Третьи слыли скупердяями, а потом оказывалось, что всю добычу они отправляют старикам родителям в Нью-Джерси. Этот единственный в истории американской литературы «розовый» жанр достиг вершины в выдающихся рассказах Джека Лондона. Он писал о клондайкской золотой лихорадке конца века, но стереотип золотоискателя был тот же, заложенный на полстолетия раньше в Калифорнии и Неваде. Джек-лондоновские и брет-гартовские старатели были похожи как близнецы: и красными плотными рубахами, и высокими сапогами, и страстью к выпивке, и благородством к женщинам, и общим светлым образом».

Золото Калифорнии обнаружил в январе 1848 года плотник Джеймс Маршалл. Он пробирался вдоль Американской реки у западных склонов Сьерра-Невады, когда поднял первый самородок. «Через четыре дня, — пишут Вайль и Генис, — набрав еще несколько самородков и проскакав с ними 50 миль верхом, Маршалл явился в форт своего нанимателя Джона Саттера. Тот изучил образцы, почитал справочники, капнул на находки азотной кислоты и взвесил их. 28 января 1848 года стало ясно: в Калифорнии найдено золото. Присутствие при этом событии Саттера наводит на мысль о возможности совсем иного витка истории. Дело в том, что именно Саттер купил у русских форт Росс – отлично оснащенную по тем временам крепость на берегу Тихого океана к северу от Сан-Франциско. Русские добывали мех морской выдры, который высоко ценился среди китайских мандаринов… Когда всю выдру в округе истребили, незачем стало держать гарнизон в такой дали от России. Пианино и наряды комендантской супруги отправили на родину, а пушки, припасы и строения купил Саттер. Это произошло в 1841 году. Если бы: а) морской выдры оказалось больше, или б) Саттер не захотел или не смог купить форт Росс, или в) Маршалл прошел по Американской реке на семь лет раньше – во всех этих случаях русские остались бы в Калифорнии. И если учесть, что именно Россия обладала здесь самой значительной военной силой, подкрепленной аляскинскими гарнизонами и тихоокеанскими кораблями, то неизвестно, какой национальности были бы золотоискатели Америки». Если вспомнить, что Аляску русское правительство продало американцам в 1867 году, а вскоре там также нашли золото, придется признать, что здесь точно не обошлось без какой-то фатальной иронии. Впрочем, настоящая золотая лихорадка на Аляске началась только в 1896-м.

Что касается Джона Саттера (точнее, Иоганна Августа Зутера), золото не принесло ему счастья. Этот Зутер был эмигрант из Швейцарии, в 1838 году он поселился в Калифорнии, тогда еще мексиканской, купил землю и основал колонию под названием Новая Гельвеция. Здесь поселились три европейца и полтораста полинезийцев, вывезенных с тихоокеанских островов. Стефан Цвейг в очерке «Открытие Эльдорадо» так живописует это начинание: «Успех был гигантский. Первый же урожай сняли самшест. Амбары ломились от зерна, стада насчитывали уже тысячи голов… Новая Гельвеция превратилась в цветущий уголок земли. Прокладываются каналы, строятся мельницы, открываются фактории, по рекам вверх и вниз снуют суда; Зутер снабжает не только Ванкувер и Сандвичевы острова, но и все суда, бросающие якорь у берегов Калифорнии. Он выращивает замечательные калифорнийские фрукты, которые славятся во всем мире… У него открытые счета в крупнейших банках Англии и Франции… И, наконец, Соединенные Штаты отнимают у Мексики эту запущенную провинцию. Теперь уже все надежно и прочно. Еще несколько лет – и Зутер станет самым богатым человеком на свете».

Но тут плотник Маршалл совершает свою роковую находку. «Случилось неслыханное – люди Зутера тотчас же бросили работу: кузнецы бежали от своих наковален, пастухи от своих стад, виноградари от своих лоз, солдаты побросали ружья – все, словно одержимые, наспех ухватив грохоты, тазы, кинулись туда, к лесопилке, добывать золото. В одну ночь край обезлюдел… Телеграфные провода разнесли манящую весть о золоте через моря и земли… Разнузданная, грубая орда, не признающая иного права, кроме права сильного, иной власти, кроме власти револьвера, захлестнула цветущую колонию… Они резали коров Зутера, ломали его амбары и строили себе дома, вытаптывали его пашни, воровали его машины. В одну ночь Зутер стал нищим; он, как царь Мидас, захлебнулся собственным золотом».

Позже, когда власть в Калифорнии установилась, Зутер потребовал возмещения убытков от правительства штата, а также предъявил иск 17 тысячам фермеров, что поселились на его землях. Он требовал 25 миллионов долларов с федерального правительства, столько же – с властей штата плюс свою законную долю добытого золота. Процесс длился пять лет, и судья Томпсон признал земельные права Зутера неоспоримыми. «Как только приговор стал известен, в Сан-Франциско и во всем штате разразилась буря… Взяли приступом и сожгли здание суда, искали судью, чтобы его линчевать; разъяренная толпа вздумала уничтожить все достояние Зутера. Его старший сын застрелился, окруженный бандитами, второго зверски убили, третий бежал и по дороге утонул… Все его огромные владения с беспощадной яростью превращены в прах и пепел. Сам Зутер едва спасся… Его состояние уничтожено, жена и дети погибли, разум помутился». Зутер еще 20 лет пытался искать правды, осаждал Капитолий и умер в 1880 году у входа в здание конгресса от разрыва сердца.

Итак, Русской Америке не суждено было стать источником драгметаллов. Однако к середине XIX века Россия и без того занимала ведущее место в мировой золотодобыче – не в последнюю очередь благодаря открытию золота в Мариинской тайге. Но об этом мы расскажем в следующий раз.

Юрий ЮДИН.

Кстати, в 1988-м в Кемерове вышла уникальная книжка Брет Гарта «Трое бродяг из Тринидата» с опечаткой прямо на обложке (на титульном листе стояло правильное: «из Тринидада»).2 Следы золота на Аляске еще в 1864 г. обнаружил русский инженер Дорошин. Однако у царского правительства не было ни средств на геологоразведку, ни военно-морских сил после неудачной Крымской войны, поэтому Аляску продали США за 7,2 млн. долларов. В 1880 г. здесь нашли первое месторождение золота, богатое, но глубокого залегания. А в 1896-м обнаружили легкое рассыпное золото Клондайка, дальнейшее описано Джеком Лондоном (правда, река Клондайк протекает в Канадской Аляске).3 Калифорния официально вошла в состав США в 1850 г., но фактически была захвачена американцами несколькими годами ранее.

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс