С пылу с жару
Спектакли, поставленные за три репетиции, оценили зрители
В Кемеровском областном театре драмы завершился эксперимент: режиссерская лаборатория. Суть ее такова: в течение трех дней три разных режиссера,приглашенные из других городов России, должны были поставить на нашей сцене три разных спектакля. Точнее – сделать эскизы спектаклей. И представить их на суд зрителей.
А уж публике, приглашенной в «святая святых» — на творческую кухню, где рождается спектакль, отводилась роль главного арбитра. Именно своим голосованием зрители, увидевшие эти режиссерские «эскизы», должны были решать, останутся ли показанные «зачины» в репертуаре нашего театра или их следует отбраковать как неудачный опыт.
Инициатор этой экстремальной формы театральной работы, эксперт «Золотой маски» Олег Лоевский, предупреждает публику: «Обычно работа над спектаклем в театре идет месяц-два, а то и больше. Это нормальный срок нормального репетиционного процесса». Здесь же все «с колес», все – нарочитый стресс. Зачем? Чтобы избавить артистов от заскорузлой корки штампов, чтобы сквозь наработанное ремесло пробилось живое трепетание жизни. Это главная задача. Другая – испытать режиссера на прочность, проверить его умение на «раз-два-три» создавать миры «из ничего», из того незнакомого материала (человеческого, декорационного, сценического), который предложен ему здесь и сейчас. Есть и третья цель, не менее значимая. В качестве материала для «эскизных спектаклей» Олег Лоевский предлагает режиссерам малоизвестные пьесы, чаще всего – «новую драму» или пьесы молодых начинающих авторов. Как правило, они, что называется, «на злобу дня», остроактуальны. Но – примет ли их публика? Есть ли у этой драматургии сценическая перспектива? Вопрос для организаторов театрального процесса тоже непраздный. В общем, обкатка этих пьес на публике – вещь обоюдополезная. Любопытного зрителя она знакомит с новыми именами, а молодым талантам дает возможность пробиться к славе.
Итак, что ж мы увидели на минувшей неделе?
Лекарство от старости — любовь
Впрочем, в первый день новой драмы не было — зрителям представили спектакль Игоря Черкашина «В тени виноградника». В основе его – рассказ нобелевского лауреата И.Зингера, американского писателя, пишущего на идиш, «Поздняя любовь». Сюжет: 82-летний миллионер Гарри, похоронивший 20 лет назад жену, которая за четыре года до того ушла от него, доживает свои дни. Есть друг и компаньон Марк, который все пытается как-то пристроить приятеля (ведь сам он планирует вместе с семьей перебраться в Израиль). Но Гарри, утомленному и изношенному жизнью, уже ничего не надо. Редкими всполохами всплывает в их беседах с Марком то детство, проведенное в Польше, то нацистские ужасы, то «грехи молодости» — но ни одно из этих переживаний не затрагивает всерьез угасающего сознания. Пока не является новая любовь– соседка Этель, вдова под 60. Беседа ни о чем. Потом – совместный обед… И вот уже Гарри делает ей предложение. Он готов на новые подвиги. Он на глазах наливается жизненными соками. Марк счастлив. Но… Этель слышит зов мужа и выбрасывается из окна.
Этот эскиз (показанный первым!) поразил законченностью формы. Актерские работы наших мэтров (народных артистов Евгения Шокина и Лидии Цукановой, а также заслуженных – Олега Кухарева и Людмилы Копыловой) не удивили, но подтвердили качество актерского мастерства. Интересное режиссерское решение – посадить публику на сцене, лицом к партеру – создало интересную иллюзию: как будто и впрямь наблюдаешь за происходящим, находясь в квартире нью-йоркского небоскреба. А где-то там, за границей рампы, идет далекая, чужая жизнь…
В общем-то привычная уже на театральных подмостках история про то, что жизнь не кончена, пока человек жив, что радость «первого чувства» возможна в любом возрасте, всегда трогательна. И в репертуаре Кемеровской драмы есть чудесный спектакль в постановке Олега Кухарева «До встречи.ру» на эту же тему… Но у нового, эскизного есть необычный постскриптум. Потеряв любимую, Гарри не окончил жизнь. Наоборот, он возродился! Его порыв найти ее дочь, наладить связь с потерянным внуком можно прочитать двояко. И как американский «хеппи-энд», неизбежный для любой мелодрамы. И как оптимистичное обещание: жизнь, дарованная нам даже ценой ухода наших любимых, заслуживает того, чтобы энергично и наполненно прожить ее до конца. Может, поэтому оценка публики, пришедшей посмотреть «черновик», была по преимуществу восторженной? Хотя, на мой взгляд, эта работа бурных восторгов не заслуживает.
Школа убийц
А вот что заслуживает пристального внимания, так это работа молодого режиссера из Санкт-Петербурга Антона Безъязыкова. Пьеса «Убийца» Александра Молчанова – этакий парафраз на тему «Преступления и наказания». Студент, проигравший в карты большую сумму денег, должен «выбить» старые долги с другого такого же бедолаги. Тогда и его долг простится. А не получится, значит надо убить должника в назидание другим. Суровый мачо Сека (Михаил Быков), отправляя должника на преступление, приставляет к нему свою подружку. Для контроля. Однако Андрей едет не по указанному адресу, а к маме в деревню… В результате жесткая, очень идеологическая пьеса превращается в историю первой любви, в рассказ про то, как мальчики становятся мужчинами – причем отнюдь не в физиологическом – скорее в духовном смысле слова.
Построенная на длинных внутренних монологах, пьеса трудна для постановки и восприятия. Однако молодые актеры (Андрей Заподойников и – особенно! – Олеся Шилова) сумели наполнить ее такой внутренней силой, таким подлинным чувством, что за перипетиями «пойдет-не пойдет», «убьет-не убьет», «полюбит – не полюбит» следишь с неубывающим интересом.
Очень хороша Наталья Новикова в роли мамы. Про нее как-то все понимаешь с первых минут ее появления на сцене. И то, как колотится, зарабатывая на жизнь мелкой торговлишкой в своем ларьке. И как жалеет сына, он которого если и ждет сюрпризов, то только малоприятных. И как ревниво, но с полной готовностью принять в семью, воспринимает названую «невесту»…
Обсуждая спектакль, публика особенно подчеркивала: это – про молодых и для молодых, на это юные пойдут, это будут жадно смотреть и горячо спорить. А мне кажется, как любое талантливое произведение, это – глубокая и живая история для всех возрастов. Для мам, не умеющих понять взрослые страдания своих подрастающих детей, – в первую очередь.
Взгляд через два поколения
Эскиз спектакля «Фронтовичка» представил другой молодой питерский режиссер – Семен Александровский. В основе его – пьеса 25-летней Анны Батуриной. Ученица Н.Коляды, она считается перспективным драматургом, хотя и зарабатывает себе на жизнь работой в секс-шопе. Впрочем, ее история про девушку, которая прошла фронт, которая нашла тут свою любовь, а вскоре после войны – потеряла ее из-за измены милого, отнюдь не скатывается к любовному мелодраматизму. Она – про стойкость поколения, которое невозможно сломать никакими испытаниями.
К сожалению, автору спектакля не удалось разобраться с его жанровой принадлежностью. В результате нам представили именно наброски, схему, варианты прочтения. И хотя тут есть совершенно блистательные актерские находки (отметим работу Тимофея Шилова, Светланы Царевой, да и Дарья Мартышина в главной роли вполне убедительна), эскиз скорее разочаровывает, чем вдохновляет.
Впрочем, публика не согласилась с таким моим мнением. Как сказала одна из зрительниц, «из театра часто выходишь равнодушной: ну, посмотрел спектакль и посмотрел. А тут – я ухожу с наполненной душой».
Вместо выводов
Есть такое грубоватое, но точное выражение – «дураку полработы не показывай». В данном случае оно оборачивается своим парадоксальным, противоположным смыслом. Вовлеченные в ходе показов на «режиссерской лаборатории» в некое со-авторство с постановщиками, зрители проникаются особым интересом к будущему спектаклю. Поглощение «неокончательно приготовленного блюда» только разжигает аппетит. Существование в режиме «бифштекс с кровью» как бы стирает границы между «творческой кухней» и «парадной залой». В результате зрители становятся со-творцами спектакля: додумывают, досочиняют (хотя бы и мысленно!) мизансцены, декорации, костюмы. И получается то самое, ради чего и затевается театр вообще: коллективное переживание, коллективная душевная работа.
Что же касается практических результатов лаборатории, они таковы. Зрительское голосование по первому спектаклю принесло эскизу «В тени виноградника» 120 баллов в банке «Оставить, как есть, включить в репертуар», 4 – «доработать» и 2 – «забыть, как кошмарный сон».
«Убийца» получил 11 голосов «оставить, как есть», 89 – «доработать и включить в репертуар» и 49 – «забыть, как кошмарный сон».
«Фронтовичка»: 65 – «оставить, как есть», 22 – «доработать и включить в репертуар» и 10 – «забыть, как кошмарный сон».
Таким образом, все три спектакля пополнят нашу театральную афишу.
Режиссеры-постановщики, соответственно, приведут пожелания публики в исполнение. А вот кто из них возглавит нашу труппу – пока вопрос. Ответ на него, как заверил директор театра Алексей Разуков, мы узнаем в ближайшее время.
Ольга ШТРАУС.