Много – не значит хорошо

22 сентября 2011 | Газета «Кузбасс»

О том, как в изменившихся условиях рынка грузоперевозок соблюсти интересы грузоотправителей, операторов и перевозчика, обеспечив при этом наиболее эффективное использование парка вагонов, мы говорим с заместителем начальника Западно-Сибирской железной дороги по Кузбасскому региону Сергеем Макаренко.

 

– Сергей Иванович, расскажите, какую задачу выполняют участники рынка грузоперевозок?

Задача железной дороги, не имеющей больше своего подвижного состава, — привезти вагоны на нужную станцию согласно договорам, заключенным между грузоотправителями и операторами. То есть перевозчик — ОАО «РЖД» — принимает вагон по оформленным документам и доставляет его на станцию назначения, при этом подвижной состав, в который осуществляется погрузка, является собственностью коммерческих компаний и находится в управлении компаний-операторов. Операторы формируют идеологию взаимоотношений с грузоотправителями и технологические схемы работы подвижного состава, используя рыночные принципы (есть спрос на вагон — ему соответствует и цена).

– Как Вы можете охарактеризовать ситуацию, сложившуюся в Кузбассе с отгрузкой угля?

– За 8 месяцев 2011 года погрузка угля составила 124 млн. тонн, или 102,3 % к прошлому году. Однако в августе темпы погрузки угля снижены, план выполнен на 98,8%. Среднесуточная погрузка составляет 7241 вагон, что ниже уровня июля на 170 вагонов. При этом парк порожних полувагонов на Кузбассе вырос в августе на 430 штук. Ежесуточно на углепогрузочных станциях остаются неиспользованными около 1,5 тысячи полувагонов различных собственников. Систематически не осваиваются вагоны по станциям Бирюлинская, Мыски, Мереть и других.

– Сергей Иванович, а сколько операторов в настоящее время осуществляют перевозку угля на территории Кемеровской области?

– На территории Кемеровской области перевозка угля осуществляется в вагонах, которые принадлежат более 200 компаниям-собственникам. Доля перевозок в приватных вагонах составляет 99%. В основном каждый собственник оперирует своими вагонами самостоятельно. Некоторые операторы, понимая необходимость эффективного использования своих вагонов, совместно с грузоотправителями консолидируют свой парк.

– Какие меры принимаются руководителями Кузбасского региона ЗСЖД при загруженности путей вагонами разных операторов, что вызывает проблемы в грузоперевозке?

– Сегодня в случае скопления вагонов на отдельных станциях предлагается переадресовать вагоны другим потребителям, с которыми у собственников есть договоры, однако не всегда находится понимание у операторов вагонов. Если вопрос не решается, вагоны отставляются до возможности их приема грузополучателем с оформлением соответствующих документов, однако нормативная база не позволяет принимать меры, которые необходимы для оптимизации деятельности частных операторских компаний в процессе организации перевозок. Всего за август было переадресовано 2300 вагонов, а 7 тысяч вагонов отставлено от движения.

Кроме того, железная дорога рекомендует грузоотправителю заключать долгосрочные договоры на обеспечение подвижным составом.

– То есть увеличение приватного парка вагонов привело к снижению эффективности их использования?

– Да, увеличение парка приватных вагонов и хаотичное поступление их в Кузбасский регион ЗСЖД ведет к нерациональному использованию инфраструктуры, потерям тяговых и маневровых ресурсов, непроизводительному использованию сортировочных мощностей из-за переработки одиночных вагонов, увеличению порожнего пробега собственных вагонов и встречному перемещению, в том числе через лимитирующие участки пути.

– Как в столь непростой ситуации кузбасским железнодорожникам удается выполнять координирующую задачу?

– Кузбасское агентство фирменного транспортного обслуживания заключает с владельцами вагонов агентские соглашения. Это позволяет использовать наши возможности в технологии управления перевозочным процессом и информационно-техническом обеспечении для оптимизации перевозок и, соответственно, снижения транспортных издержек.

– Сергей Иванович, какие меры на сегодняшний день необходимо предпринять участникам грузоперевозочного процесса для подготовки области к отопительному сезону?

– В условиях массового завоза угля на предприятия жилищно-коммунального комплекса и энергетики требуется срочное принятие организационных и административных мер по упорядочению использования приватного подвижного состава.

За 8 месяцев 2011 года погружено 72 тысячи вагонов на предприятия ЖКХ, что составляет 95% от прошлого года, на энергосистемы перевезено 192,5 тысячи вагонов, к прошлому году 79,5 %. Для проведения отопительного сезона зимы 2011-2012 года требуется увеличить поставку энергетических углей. Эта задача выполняется не на должном уровне. В перевозке угля на ЖКХ участвуют только несколько компаний. В вагонах ОАО «ПГК» и ОАО «ВГК» перевезено 72,5% угля от общего объема, в вагонах ООО «Новая перевозочная компания» – 3,4%, ООО «РГ Транс» – 3,8%, ООО «Сибуглеметтранс» – 1,5%.

В сложившейся ситуации необходимо оптимизировать количество операторских компаний, привлекаемых грузоотправителями по станциям погрузки, а также организовать работу по заключению договоров с операторами подвижного состава на условиях универсальности погрузки по направлениям. Кроме того, в связи с началом отопительного сезона 2011-2012гг. при погрузке угля отдавать приоритет перевозкам в адреса предприятий ЖКХ и энергетики, а руководителям операторских компаний рассмотреть возможность участия в перевозках углей в адреса предприятий ЖКХ в объемах не менее 15-20 %.

Татьяна МИХАЙЛОВА.

 

 

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс