Рассекая волны
Уже в 14-летнем возрасте Ярослава Фролкина стала лауреатом областного звания «Спортсменка года». А первый успех был у нее за два года до этого события: в 1995 году она заняла третье место на пробном юниорском первенстве России по плаванию. А в 1998 г. Ярослава в составе сборной России выступила на Всемирных юношеских играх в Москве, где завоевала четыре «золота». И была наверняка коренная новокузнечанка олимпийской чемпионкой Игр в Сиднее, но случилось одно «но». Что же помешало тогда, в 2000 году, Ярослава рассказала в своем первом интервью за десять лет.
— Олимпиада в Сиднее была очень реальной для меня. До сих пор четко не понимаю, почему я не поехала туда. И вот это непопадание явилось основной причиной ухода из спорта, потому что еще четыре года непрерывной работы – это очень большой срок. К Сиднею меня хорошо готовили, на подготовительных соревнованиях все было замечательно. Но вот в чем-то не дотянули или перетянули, и пик формы у меня пришелся на послеолимпиадное время. Это было очень обидно.
— В каком возрасте ты начала заниматься плаванием?
— В шесть с половиной лет. Первое время это был обычный бассейн, затем пригласили на тренировки, и где-то класса с третьего все пошло совсем серьезно: два раза каждый день и так почти всю неделю. Сейчас я понимаю, что это были колоссальные нагрузки, каждый день приходилось вставать в шесть утра. Но тогда мною двигал азарт и невероятный интерес, у меня получалось все.
— Когда ты проснулась знаменитой?
— В 1997 году меня объявили «спортсменкой года» и пригласили на прием к губернатору области. На тот момент я уже входила в сборную страны. Аман Гумирович мне тогда очень понравился. Запомнился своим ростом… А еще он очень красивый мужчина. Я помню его пожелание достичь всех вершин в спорте и как он пожал мне руку: его ладонь была несоизмеримо больше моей.
— Затем был триумф на юношеских играх в Москве?
— Эти соревнования до сих пор вспоминаю из-за масштаба. Потому что заполненный до отказа спорткомплекс «Олимпийский», где проходила церемония открытия, — нечто фееричное и невообразимое. Тогда я выиграла четыре золотые и две бронзовые медали. Три награды высшей пробы мне достались в эстафетах, и хотя я специализировалась в плавании на спине, пришлось плыть и брассом, и кролем, и комбинированным стилем.
— Как сложилась твоя карьера после несостоявшегося Сиднея?
— Начались психологические проблемы, неверие в собственные способности. Никак не могла подняться выше на ступеньку, и это убивало. Года два так промучилась и решила уйти из спорта. Вдруг появилось много свободного времени, которое я не знала куда деть. Спасибо родителям, они меня направили в Барнаул, я поступила в Алтайский госуниверситет, на факультет психологии и философии. И вот эта новая студенческая жизнь здорово выручила. Во время учебы я вышла замуж и уехала в Новосибирск. Теперь у меня свой бизнес, занимаюсь строительством.
— Хотела вернуться в плавание?
— В 2006 году я работала в банке, и мне предложили выступить на всероссийской спартакиаде банковских служащих. Вот там я заняла второе место, и барнаульские тренеры меня долго убеждали, мол, если форма осталась такой хорошей, то надо возвращаться. Но я вторично «в ту же воду» не вошла.
— А сейчас посещаешь бассейн?
— Последний раз была в прошлом году. Исчезли те ощущения от воды, которые были раньше. Мне трудно объяснить, но эти чувства схожи с полетом, левитацией, вода меня обволакивала, сама несла вперед. Это была настоящая магия. Мне часто снится, как я плавала, но в реальности уже все не то. Даже грустно становится.
Если бы я постоянно возвращалась в прошлое и думала о том, что не получилось, то, наверное, была бы очень несчастной сейчас. А я научилась ценить то, что имею. И настоящее для меня очень дорого. Я считаю что достигла в спорте того, чего могла достичь.
Беседовал Сергей СПИЦЫН.
Фото из личного архива Ярославы Фролкиной.