Соцсети:

Деньги дают один раз. Чтобы больше не спрашивали?

8 сентября 2011 | Газета «Кузбасс»

Две новости – плохую и хорошую – принесла двухдневная поездка главы рабочей группы по модернизации моногородов при комиссии правительства РФ Ирины Макиевой по Кузбассу. Ленинск-Кузнецкий, Прокопьевск и Таштагол, которым федеральный бюджет уже выделил 3,2 млрд рублей, больше денег не получат. И это огорчило местных и областных чиновников. Но в этих городах уже создана основа для того, чтобы денег больше не просить. И это, как считает г-жа Макиева, безусловно, хорошо.

Получили – отчитайтесь

 

Поездка г-жи Макиевой и представителей российского правительства на этой неделе по всем трем моногородам, которые в прошлом и в этом году получали деньги от государства, была, в принципе, инспекционной. Деньги были выделены на строительство и ремонт дорог, жилья, объектов коммунальной инфраструктуры, поддержку малого и среднего бизнеса. Теперь пришло время показывать, что, собственно, сделано. Потому маршрут, которым следовали москвичи, хоть и был известен заранее (дороги-коллектор-жилые дома), менялся по ходу: г-жа Макиева, желая лично убедиться, что деньги пошли в дело, просила остановить или вообще развернуть машину обратно: в среду в Прокопьевске незапланированные остановки были в центре города, на дороге к вагоноремонтному заводу и в хозяйстве предпринимателя, который получил грант на создание производства хлеба.

Отчитываться местным и областным властям (из местных и областного бюджетов на реализацию программы тоже выделялись деньги – всего почти 120 млн рублей) было чем. Отремонтированные фасады, кровли и внутридомовые коммуникации, новые лифты, и новоселы (более 400 семей уже живут в новых домах). Но главное, как пояснила г-жа Макиева «Кузбассу», это созданные рабочие места, особенно в непрофильной для территорий сфере. А их только постоянных более 4,5 тысячи. На работу людей принимал в основном бизнес. На большие заводы, небольшие цеха и совсем маленькие производства, открытые при господдержке.

В Таштаголе на федеральные средства строится линия электропередачи Темиртау-Кондома, в октябре будет открыто движение по дороге Чугунаш-Шерегеш. Оба объекта помогут в развитии туристического комплекса «Шерегеш». А в сам комплекс, кроме запланированных на прошлый год инвестиций в 300 млн рублей на строительство гостиниц, развлекательных объектов, подъемно-кресельной дороги, бизнес направил 1,250 млрд рублей.

Крупные производства в районе тоже появились. Недавно была запущена первая очередь фабрики по обогащению марганцевой руды. Пока, правда, не меньше, чем на полгода переносится строительство Учуленского цементного завода. Но, как пояснила г-жа Макиева, это не проблема. Сработал заложенный в программу поддержки моногородов принцип: «Бюджетный рубль должен был привлечь частные инвестиции». Построенные дороги, электроподстанции, коллекторы уже упростили развитие чисто частных проектов. Строительство цемзавода – проект крупный, стоимостью свыше 2 млрд рублей. В его реализации инвестору, как пояснила Ирина Макиева, готов помогать Внешэкономбанк (основное место работы Макиевой, кстати, именно ВЭБ, она заместитель председателя правления этого банка).

А в Прокопьевске в этом году заложено строительство второй очереди вагоноремонтного завода «Новотранс». Сейчас тут работают 600 человек. Будет занято еще столько же. О самом же строительстве на некогда заброшенном поле на Тыргане никто бы и не помышлял, если бы не построенные за государственные деньги коллектор, дорога и реконструированная электроподстанция (объект пустят в ноябре). Дорога помогла и другой компании ЗАО «Системные инвестиции», которая неподалеку от «Новотранса» достраивает завод по выпуску стройматериалов. Частный инвестор прокопчанин Михаил Мисник, к слову, как по программе, пытается уйти от собственной монозависимости. К торговле углем сейчас прибавил сэндвич-панели для легковозводимых конструкций и рассматривает сейчас различные инновационные проекты. «Я готов вкладывать деньги в неугольные перспективные производства. Ко мне уже обратились разработчики технологии по выпуску кремния и других инновационных материалов. Кроме денег, я готов предоставлять предприятиям и площади для производства», – заявил Михаил Мисник «Кузбассу».

Свои истории в Ленинске-Кузнецком. Здесь вот-вот будет открыто производство по переработке автомобильных шин, позже – завод по выпуску конвейерных лет. Предприятия расположены в Северной промзоне города, инфраструктура для которой реконструировалась на государственные деньги.

Дальше – сами!

 

В Прокопьевск на совещание после объезда объектов пригласили мелких предпринимателей. Пригласили не «по списку», а тех, кто был в пределах доступности. Г-жа Макиева предложила им на чистоту высказаться по поводу программы.

Критики не было. Собственно, что было критиковать?! Люди получили деньги (гранты и микрокредиты под 5% годовых). О такой помощи даже не мечтали. Другое дело – завтрашний день.

Предприниматель-мебельщик Олег Дрозд без эмоций раскладывал проблемы производственного бизнеса. Понятно, что на открытие своего дела нужны деньги. Спорить, много ли это – 100-300 тысяч гранта, который получили начинающие предприниматели, бессмысленно: у каждого бизнеса свои потребности. Но вот стартовые условия, считает Дрозд, должны быть мягче. Когда он сам начинал свое дело, ему помогла льготная аренда в рамках бизнес-инкубатора и компенсация процентных ставок по банковскому кредиту. Раз уж денег государство уже не даст, может, стоит так поддерживать бизнес?!

– Все вы правильно говорите, – заметила Ирина Макиева. – Но госпрограмма и была придумана, в том числе и для того, чтобы выявить реальные потребности бизнеса, отработать механизмы поддержки. Сейчас это все известно – вперед!

И это уже было обращение к местным властям. Ведь часть денег, которые государство выделило на поддержку малого и среднего бизнеса, остается в городах. Это микрозаймы, которые предприниматели уже возвращают. К примеру, в Прокопьевске из 32 млн рублей предприниматели вернули уже 20 млн рублей. Это – ресурсная база для городской поддержки малого и среднего бизнеса. А уж как именно поддерживать предпринимательство – дело местных властей.

С крупным бизнесом почти также. 57 млн рублей, по расчетам руководства «Новотранса», нужно на реконструкцию железнодорожной станции «Энергетическая» (с расширением завода требуется и соответствующая логистика). У Ирины Макиевой спросили о возможности выделения этих средств из бюджета. Ответ был однозначный:

– Деньги в виде дотаций – это, по сути, был подарок федерального бюджета для развития Прокопьевска. Вы это получили. Это было сделано для того, чтобы проект состоялся, чтобы дать старт. Поэтому ваши дополнительные просьбы и пожелания рассматриваться не будут. Вы стартовали, теперь ищите возможности! У Кузбасса 17 моногородов. Кузбассу не надо забывать, что проблемы есть в других городах. Получили три. И я хочу отметить, что у нас всего два субъекта в России, в которых поддержали три города. Многие субъекты вообще не получили денег. А новая программа на следующий год – это уже решение нового российского правительства…

В числе же других возможностей привлечения денег – федеральные целевые программы, банковское финансирование. Однако Кузбассу для начала надо вернуть чуть более 1 млрд рублей из выделенных по программе 3,2 млрд рублей. Это был не «подарок», а кредитные ресурсы на строительство части дороги Кемерово-Ленинск-Кузнецкий и линии электропередачи в Таштаголе. К тому же города будут мониторить на предмет монозависимости до 2015 года.

В Прокопьевске «Кузбасс» спросил работников новых предприятий, как смена «профиля» города отразилась на их жизни:

 

Денис Калуга, 24 года:

– После армии пришел работать по специальности (я инженер) на «Новотранс». Третий месяц работаю. Я очень рад, что у нас в городе такое производство. Хорошая зарплата, и есть выбор. Теперь не только шахты у нас.

Владимир Гунькин, 42 года:

– Два года назад я проходчиком на шахте «Зенковская» работал. Прошел переобучение 3,5 месяца на слесаря. Устроился на «Новотранс». Теперь у меня 5-й разряд. Получаю больше тысяч на 10, чем на шахте.

Елена Леонидовна, 44 года:

– Я 12 лет на шахте «Тырганская» отработала. Когда шахту консервировали, нам предлагали работу. Я выбрала вагоноремонтный завод. Надо сказать, не сильно тяжело переучиваться было. Да и сами знаете, кому женщины моего возраста нужны… А здесь даже лучше, чем на шахте.

Виталий Кудин, 29 лет:

– Я в прошлом году женился на прокопчанке. Переехал сюда из Анжеро-Судженска. В этом году развелся, но из Прокопьевска не уехал. Сначала строил котельную сервисного центра «КузбассБелАвто», теперь тут на складе работаю. Сам-то по специальности слесарь. Предприятие наше развивается, надеюсь, что по профилю смогу тут работать.

Максим Заречнев, 23 года:

– Я работал на разрезе «Пермяковский» автослесарем. Ездить на работу приходилось в Беловский район. Далеко. Сюда пригласили, я с удовольствием согласился – все же в своем родном городе. Да и зарплата тут выше, и условия лучше. Мне нравится. Можно и о женитьбе уже думать…

Татьяна ДУМЕНКО.

Кемерово-Прокопьевск.

Фото Федора Баранова.

 

 

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс