На полпути к марганцу

7 сентября 2011 | Газета «Кузбасс»

Около получаса на вертолете до артели золотопромышленников «Золотой полюс» и еще километров шесть по таежному глинистому бездорожью на вездеходе … И вот мы на промплощадке будущего горно-обогатительного комбината марганцевых руд богатейшего в стране уникального Усинского месторождения, имеющего стратегическое значение для России, потому что его запасы составляют 70% всех разведанных отечественных запасов марганцевой руды.

Еще в прошлом году здесь стояла тайга. А сегодня на четырех гектарах площади на самой вершине горы раскинулась строительная площадка. Практически за год вырос временный вахтовый поселок строителей Усинского горно-обогатительного комбината, рассчитанный на 150 человек. В центре возвышаются три голубеньких здания из металлоконструкций – просторная столовая, штаб строительства и общежития для ИТР и рабочих, которые приезжают сюда на месяц вахтовым методом. Со временем здесь будут жить те, кто займется строительством карьера, каналов, вырубкой леса, а работники ГОКа поселятся чуть ниже, в своих вагончиках, ближе к фабрике.

Несмотря на то, что доставка грузов из-за отсутствия дороги затруднена, площадка заполнена строительными материалами. Возводится огромный гараж, мастерская, на территории идет монтаж труб, в которые при строительстве дороги спрячут горные ручьи, чтобы они не размывали трассу. В общем, обычный трудовой день обычного строительного предприятия, правда, скрытого в глубине тайги. О том, что здесь будет вестись добыча марганца, ничто не напоминает. Пока есть только строительный городок.

— В настоящее время никаких работ на месторождении не ведется, — рассказывает Василий Константинович Сахаров, директор строящегося горно-обогатительного комбината марганцевых руд, — поскольку разрешения на строительство ГОКа еще нет.

Вообще, по словам Василия Константиновича, в ходе разработки проекта строительства ГОКа и всей инфраструктуры было задействовано огромное количество проектировщиков. Сам горно-обогатительный комбинат должен располагаться чуть дальше поселка. И пока на его строительство не получено разрешение, во временный поселок нельзя завезти ни мебель для общежития, ни оборудование для столовой.

— Хотелось бы, чтобы строители не с палаток, как в былые времена, начинали. А чтобы, приехав, могли сами жить в нормальных условиях и в хороших условиях ремонтировать технику, — говорит директор будущего ГОКа. – Поэтому стараемся поселку придать условия, пригодные для проживания. Отопление у нас электрическое, есть мощные дизель-генераторы. Будет столовая, отвечающая всем современным требованиям, овощехранилище, комнаты в общежитии рассчитаны на двух человек, предусмотрена канализация. Есть баня, в которой с удовольствием моются лесорубы и механизаторы. Выпекаем свой хлеб (обязательно его попробуйте, очень вкусный!), рабочие берут его с собой домой, когда возвращаются с вахты.

Очень скромно, но начинаем обживаться. Мехколонна поставила вышку сотовой связи, на днях появится Интернет, заработает служебный телефон и таксофон для рабочих, чтобы они могли связаться с родными. Правда, нет своего фельдшерского пункта, но есть договоренность с соседями – артелью «Золотой полюс», в случае необходимости выручит их фельдшер. Водители перед сменой проходят медосмотр в Туиме, где расположена основная база организации ООО «Усадорстрой». Не пробурена еще скважина для питьевой воды, но в реке, где идет забор для нужд столовой, постоянно делаем мониторинг, бактериологические пробы увозим на анализ в Абакан. Мониторинг состояния марганца в воде начиная от Междуреченска и до самого месторождения планируем вести регулярно. Чтобы потом, когда начнем работать, была ясная картина, и не было к нам претензий.

Для добычи руды планируется задействовать два карьера – левобережный и правобережный. Первые десять лет все работы будут сосредоточены на левобережном, он расположится рядом с обогатительной фабрикой и автомобильной дорогой, которая пойдет на станцию Туим в Хакасию.

Для того чтобы приступить к добыче руды на правой стороне, нужно вначале построить мост через Усу, протяженность которого 176 метров, а высота 12 метров. Стоимость его велика. Поэтому в первую очередь предусматривается отрабатывать левобережный карьер.

В этом карьере запасы составляют порядка 10 млн. тонн, из них 3 миллиона – окисленной руды, остальное – карбонатные руды. В другом карьере запасы порядка 20 млн. тонн, в основном это карбонатная руда. Предполагаемая мощность предприятия – 1375 тысяч тонн, этого хватит ориентировочно на 30 лет. Поскольку невозможно добыть руду без производства вскрышных работ, то предусматривается строительство двух отвалов. А для обеспечения взрывных работ необходим склад взрывчатых веществ.

В пусковой комплекс войдут обогатительная фабрика, очистные сооружения, два накопителя-отстойника, пожарные водоемы и часть отвала. Отвал будут отсыпать до определенной отметки, далее укладывать толстый полиэтиленовый слой для изоляции от речной воды, и «хвосты» фабрики будут складироваться в этом месте, — показывает Василий Константинович на карте. – Вода будет подаваться из скважин. В процессе обогащения технологическая вода оборотного цикла фабрики не будет связана с речными водами. Она будет находиться во внутрифабричном обороте. Выбросы загрязняющих веществ в реку исключены.

Но это все – перспектива. Для пускового комплекса предстоит вырубить еще 400 гектаров леса. А не за горами уже июль 2013 года – время запланированного пуска в эксплуатацию ГОКа. И так как разрешение на строительство до сих пор не получено, в дальнейшем придется значительно форсировать работы, добавив сюда рабочих, предполагают руководители стройки. Сейчас в поселке пока 15 лесорубов, которые валят лес по трассе будущей дороги, и 25 строителей.

Со стороны Хакасии дорога уже готова. Это почти сорок километров трассы IV категории десятиметровой ширины, с мостами, барьерными ограждениями. И там, где раньше едва мог проехать «КамАЗ», сегодня уже можно пускать легковушки. Чтобы пробить дорогу до границы с Кемеровской областью, строители-дорожники вырезали скалы, вырубили лес, выкопали три с половиной миллиона кубометров грунта.

Но второй этап строительства дороги по территории Кемеровской области, оцениваемый в 3,5 млрд. рублей, еще впереди.

Осталось проложить ровно столько же – около 40 километров трассы. И то, что дорога к марганцу будет, сомневаться уже не приходится. Тем более что мехколонна-162 — предприятие с богатыми традициями. Достаточно сказать, что ООО «ЗБСМ МК-162» (полное название — ООО «ЗапБАМстроймеханизация мехколонна-162») участвовало в строительстве БАМа и с тех пор зарекомендовало себя только с лучшей стороны. В коллективе еще немало свидетелей легендарной стройки Байкало-Амурской магистрали. Один из них – начальник производственно-технического отдела мехколонны-162 Виктор Васильевич Елсуков, в чьей 35-летней трудовой биографии 13 лет — работы на БАМе и еще больше – на стройках Якутии и Хакасии.

— Дороги всегда строить тяжело, — говорит он. – На отрезке от границы Хакасии до Усинского ГОКа мы работаем с июля двумя прорабскими участками – один на Шатае, другой на Березовой. В сентябре сдадим участок дороги по Хакасии до села Беренжак, и все мощности будут переброшены на кузбасский участок. Этот регион мало изучен в инженерно-геологическом отношении, поэтому сложен. Но гладких путей в нашем деле не бывает. На строительстве трассы занято около 250 человек, из техники — 11 экскаваторов, 13 бульдозеров, около 40 единиц самосвалов, буровые установки, автогрейдеры, катки. Люди трудятся круглосуточно, без выходных и праздников. Месяц вахтовым методом отрабатывают, уезжают домой, на их место приезжают другие.

Строящаяся дорога предназначена для транспортировки обогащенной руды через Хакасию в Красноярск, где будет организовано производство ферросплавов. До Туима сырье будет доставляться на многотонных рудовозах. Эту часть проекта реализует ООО «Усадорстрой» (дочерняя компания ЗАО «ЧЕК-СУ.ВК»). По словам ее директора Виктора Севостьянова, в Туиме момента, когда в поселке будет построен терминал, ждут с нетерпением. Ситуация в этом населенном пункте типична для многих депрессивных территорий: работы нет, перспектив тоже. Туимский завод цветных металлов как основной работодатель свои позиции утратил, и теперь надежды туимцы возлагают на строительство нового предприятия и его транспортной инфраструктуры.

— Пока рассматривается два варианта: или мы строим перегрузочный терминал в Туиме и дальше транспортируем обогащенную руду по железной дороге до Красноярска, где будет металлургический завод, или прямо отсюда первые три года автомобильным транспортом возим ее 500 километров до Красноярска, — говорит Сахаров.

… Прямо в штабе стройки священнослужители провели молебен, направленный на благие деяния. А затем окропили святой водой все объекты промплощадки.

 

…Узкая таежная дорога, когда-то связующее звено между золотыми приисками, петляет по косогорам, гусеницы нашего вездехода просто утопают в грязи. На площадке золотодобытчиков заждался вертолет. И уже через минуту в окне иллюминатора вновь видны гладкий серпантин хакасского участка дороги и утюжащие таежную глину строящегося кузбасского отрезка пути бульдозеры, экскаваторы, большегрузные автомобили. Дорога к марганцу становится все ближе…

Людмила ХУДИК.

Фото автора.

 

 

 

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс