Соцсети:

Дело надо делать, господа!

29 августа 2011 | Газета «Кузбасс»

В эти дни в Кузбассе проходят гастроли МХТ имени Чехова, приуроченные к празднованию Дня шахтёра. Состоялось это замечательное событие благодаря поддержке губернатора Кемеровской области Амана Тулеева в рамках совместного проекта администрации области и ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания». В Кемерове спектакли уже прошли с 26 по 29 августа, а в Прокопьевске все ещё только начинается, так как артисты порадуют город 31 августа и 1 сентября.

Коллектив Московского художественного театра им. А. П. Чехова привез нам два спектакля: «Последняя жертва» по пьесе А. Н. Островского в постановке народного артиста России Юрия Еремина и «Дворянское гнездо» по роману И. С. Тургенева в постановке заслуженной артистки России Марины Брусникиной.

На пресс-конференции Олег Павлович Табаков, художественный руководитель театра, народный артист СССР, на вопрос, по каким критериям отбирался репертуар и учитывались ли пожелания принимающей стороны, ответил:

— Я думаю, это был консенсус, как выражался президент Советского Союза Михаил Сергеевич Горбачев (он говорил иногда странные слова). Выбор пал на эти спектакли, может, оттого, что в последние годы я вижу, как испытание рублем не приносит счастья в нашей стране. Не потому, что это в принципе невозможно, а потому, что 74 года эксперимента не исчезли в одночасье. Чего-то большевики добились, пытаясь изменить наше сознание. Так вот, мне показалось, что даже произнесение вслух совершенно элементарных и традиционных нравственных, моральных ценностей, оказывается, очень возбуждает современного зрителя. Он, оказывается, испытывает стрессовые душевные секунды. Поэтому я выбрал «Дворянское гнездо» и «Последнюю жертву». По сути дела, в общем-то, бытовые истории, в которых очень последовательно проходит право человека на выбор. Путей, поступков и всего, с этим связанного.

Вообще-то с Кузбассом и Олега Павловича, и артистов театра связывают давние дружеские отношения. Например, совсем недавно, в декабре 2010 года, на сцене Кемеровского театра драмы им. А. В. Луначарского был показан спектакль «Пролетный гусь» в постановке Марины Брусникиной. Кстати, некоторые из артистов, занятых в спектакле «Пролетный гусь», попали в число участников и нынешних гастролей. А многие из них приезжали к нам еще и с «антрепризой».

Поэтому, не уставая удивляться, сам Олег Павлович подчеркивает, что принимают у нас столичные театры очень достойно:

— Когда я вышел на вашу сцену, и зрители (наверное, вообще добрые люди здесь живут, а этих отбирали ещё и по признакам наличия доброты в характере) как стали хлопать! Вышла другая актриса, они все продолжают хлопать… И тогда я, чтобы найти выход из безвыходной ситуации, поклонился, как делали это лет 150 тому назад актеры. И это очень важно для меня, это означает, что, видимо, я им необходим. Такие честолюбивые мысли возникают у меня в голове.

Если вспомнить «доперестроечные» времена и начало перестроечных годов, можно констатировать, что гастролей столичных театров в провинции становится гораздо меньше. Если бы не меценаты, которые помогают провинциальному зрителю прикоснуться к новинкам столичной культуры, нам бы из Сибири пришлось специально выбираться «на Запад», чтобы почувствовать пульс этой жизни. Что делать? Собственно практически на риторический вопрос Олег Павлович ответил просто:

— Надо выделить деньги на гастрольную деятельность русских театров. Меньше одного процента выделяется в бюджете страны на культуру. Зачем театр ездит на гастроли? Во-первых, чтобы зарабатывать деньги. Как писал Владимир Немирович-Данченко, в театр ходят не больные и бедные, а здоровые и богатые. Театр – это не только храм, это театрально-зрелищное предприятие, которое получает деньги за услуги по созданию и продвижению театрального продукта. Я нарочно вас пугаю этими словами, чтобы как-то напомнить, что мы ходим по земле. Наиболее успешные русские антрепренеры как-то совмещали участие Веры Федоровны Комиссаржевской со сборами от продажи билетов. Довольно ханжить, дурака валять. Дело надо делать, господа. А во-вторых, гастроли – ещё и подтверждение интереса к нам, нужды в нас. Однако же, когда я организовываю гастроли, я договариваюсь со своими поклонниками, и они возмещают значительную часть бюджета. Тогда я с учетом покупательной способности региона могу установить доступные цены, чтобы люди, включая учителей и врачей, могли купить эти билеты.

 

 

 

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс