Уголь вне закона
Новокузнецкий районный суд вынес приговор организаторам одной из групп так называемых «черных копателей», промышлявших неподалеку от поселка Листвяги.
Этот нелегальный угольный разрез кузбасские полицейские ликвидировали в марте 2011 года. Поскольку главной задачей было задержать не столько рядовых исполнителей, сколько непосредственных организаторов незаконного бизнеса, оперативники предварительно отслеживали деятельность «черных копателей». Как установили сотрудники оперативно-разыскной части ГУ МВД России по Кемеровской области, дело там было поставлено на широкую ногу, и добыча «черного золота» велась круглосуточно (на разрезе посменно трудились более двух десятков рабочих). Длина разреза составляла более 700 метров, ширина – свыше 20 метров. На месте нелегальных разработок оперативники обнаружили более 1300 тонн угля, уже подготовленного к транспортировке. Всего же, по оценкам специалистов Росприроднадзора, «черные копатели» успели добыть здесь около 8 тысяч тонн угля марки «Т» (уголь такой марки используют в основном в электроэнергетике и коммунально-бытовом секторе).
Материальный ущерб, причиненный государству, составил порядка 8 миллионов рублей.По факту незаконного предпринимательства, совершенному организованной группой с извлечением дохода в особо крупном размере,главным следственным управлением ГУ МВД России по Кемеровской области было возбуждено уголовное дело. В ходе предварительного следствия выяснилось, что незаконные горные работы здесь велись в течение полугода – с октября 2010-го по март 2011-го. Одним из «хозяев» нелегального разреза оказался учредитель топливной компании из Новосибирска Сергей Мастеров. По версии предварительного следствия, именно он предложил своему новокузнецкому знакомому Андрею Кириллову организовать незаконную угледобычу южнее границ горного отвода ООО «Разрез Бунгурский-Северный». Новосибирец же взял на себя финансирование работы угледобывающей и автомобильной спецтехники.
Со своей стороны Андрей Кириллов подыскал человека, который много лет трудился на горно-добывающих предприятиях Кемеровской области и Алтайского края и имел большой опыт ведения горных работ. Кроме всего прочего, ему был поручен и подбор технического персонала. Специально для круглосуточной добычи и вывоза угля организаторы арендовали тяжелую технику. Водители «КамАЗов» и машинисты экскаваторов вели черновые записи о количестве добытого и вывезенного ими угля, и каждый день отчитывались перед «хозяевами» о результатах своей работы. Для продажи угля были заключены договоры с крупными компаниями. По одной из версий, топливо экспортировалось в Китай и Корею через морской порт в городе Находка на Дальнем Востоке.
Сергей Мастеров и Андрей Кириллов и стали главными фигурантами этого уголовного дела. Рабочие, задержанные на «их» разрезе, проходили по уголовному делу в качестве свидетелей.
После завершения предварительного следствия уголовное дело было направлено на рассмотрение в Новокузнецкий районный суд. Учитывая то, что оба обвиняемых признали свою вину, судебное разбирательство проходило в особом порядке. Суд признал их виновными в незаконном предпринимательстве. Житель Новосибирска Сергей Мастеров приговорен к двум годам лишения свободы условно и штрафу в размере 320 тысяч рублей. Его новокузнецкий приятель Андрей Кириллов получил один год десять месяцев лишения свободы условно и штраф в размере 160 тысяч рублей.
Вообще говоря, так называемые «черные копатели» в районе новокузнецкого поселка Листвяги – далеко не редкость. Только с начала нынешнего лета сотрудники кузбасской полиции пресекли в этих местах уже порядка десятка попыток нелегальной добычи угля. Причем случалось, что вместо одних задержанных «черных углекопов» вскоре на том же самом месте появлялись другие и принимались с новыми силами вгрызаться в богатые углем недра Бунгуро-Чумышского геолого-экономического района, на землях которого и находятся Листвяги. Например, в начале августа в ходе полицейского авиаоблета такой незаконный угольный разрез был обнаружен в районе садового общества «Озерное». После появления стражей правопорядка работы на нем были прекращены, техника задержана, началось расследование. Не прошло и нескольких дней, как во время очередного патрулирования с воздуха оперативники «угольного спецназа» (так в обиходе называют сотрудников оперативно-разыскной части №3 по линии экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Кемеровской области, которые противодействуют «черным углекопам») вновь обнаружили там же тяжелую технику и большегрузные автомобили. Водители уверяли полицейских, что они просто наемные работники и не знают ни владельцев разреза, ни как с ними можно связаться. Правда, вскоре на разрезе появился некий мужчина. Представившись начальником участка, он попытался силой своего слова переубедить оперативников, что якобы никакие они не «черные углекопы», а занимаются работами по рекультивации земель. Однако и грубо нарушенный плодородный слой почвы, и котлован, на дне которого отчетливо просматривались выходящие на поверхность угольные пласты, красноречиво говорили обратное и не оставляли никаких сомнений, что тяжелая техника незаконно вела тут именно вскрышные работы. Как рассказал инспектор по особым поручениям пресс-службы ГУ МВД России по Кемеровской области Владимир Сергеев, в настоящее время рассматривается вопрос о возбуждении по данному факту уголовного дела.
Чтобы умерить пыл не в меру ретивых «черных углекопов» и декриминализировать ситуацию, с начала августа по распоряжению начальника ГУ МВД России по Кемеровской области генерал-лейтенанта полиции Александра Елина на территории Новокузнецкого района проводится круглосуточный мониторинг по выявлению мест незаконной добычи угля. Чтобы не допускать появления «черных копателей» там, где их деятельность уже пресекалась прежде, в районе работают специальные мобильные группы полиции. В их задачу также входит выявление новых очагов незаконного недропользования и проверка легитимности перевозимого по дорогам угля.
Дмитрий ТОЛКОВЦЕВ