Непарадный портрет потомков декабристов

23 августа 2011 | Газета «Кузбасс»

Список кузбасских литераторов пополнился новым именем. Вышла в свет книга Георгия Гаврилова — преподавателя, а с нынешнего учебного года и заведующего актёрским отделением Прокопьевского колледжа искусств. «Альманах Крохобора» — так озаглавил Гаврилов своё сочинение. Книга посвящена иркутянам и Иркутску 60-х. Впрочем, применительно к этому произведению о географических и хронологических рамках говорить можно только с долей условности.

Гавриловский «Альманах» не ограничивается описанием и повествованием. Автор вторгается в такие области, как философия, литературоведение, искусствоведение, историософия. Его рассуждения о природе времени сродни концепции Аврелия Августина, который был убеждён, что прошлого и будущего нет. Есть настоящее прошедшего и настоящее будущего. Что же касается слова «крохобор» в заголовке – то Георгий Константинович использует его для обозначения человека, собирающего по крохам интересные истории.

Автор «Альманаха» вдоволь постранствовал и освоил множество профессий: геолог, педагог, режиссёр театра (окончил Щукинское училище) и даже киноартист (сыграл несколько крохотных эпизодов в фильме «Звезда пленительного счастья»). По этому поводу Георгий Константинович даже перефразировал поэта Ляписа-Трубецкого из «Двенадцати стульев»: «Служил Гаврилов…».

Лаврами литератора он никогда не прельщался и писателем стал почти против собственной воли. Началось всё с частной переписки, которая завязалась у Гаврилова с иркутским литератором Виталием Диксоном, повесть которого Георгий Константинович поставил в прокопьевском студенческом театре. Диксон и Гаврилов принадлежат к одному поколению, считают Иркутск своей духовной родиной, но познакомились всего несколько месяцев назад. Георгий Константинович считал, что его письма в лучшем случае послужат материалом для новой книги Диксона, однако последний решил, что в итоге получается вполне самостоятельное произведение, на обложке которого должна стоять фамилия его прокопьевского корреспондента.

Публикация «Альманаха Крохобора» именно сейчас очень уместна. В нынешнем году Иркутск отпраздновал 350-летие. Но, в отличие от большинства изданий, приуроченных к юбилею, книга Гаврилова принципиально непафосная и непарадная. Автор ироничен по отношению к себе и к своим современникам. Порой даже язвителен. Последовательному и подробному изложению предпочитает этюды и зарисовки; в текст вкраплены воспоминания его друзей.

Книга вышла в издательстве АИСТ (альтернативная история). Действительно, текст Гаврилова — уникальный источник, проливающий свет на историю нестоличной советской интеллигенции. Тема эта до сих пор изучена мало, и «Альманах» восполняет этот пробел. Гаврилов повествует о том, как и на что (у свободных художников с деньгами всегда проблемы) жили, что ели и, не будем ханжами, пили. А самое главное – о чём думали и беседовали. Читая «Альманах», в очередной раз понимаешь, что советский интеллигент, а может быть, и интеллигент вообще – тип уходящий. 50 лет назад у образованных иркутян были те же представления о чести, что и у их духовных прародителей – сосланных декабристов. Даже на дуэлях стрелялись (не понарошку, а на полном серьёзе).

Безусловно, самый известный современник Гаврилова, с которым ему довелось общаться накоротке, — драматург Александр Вампилов. В книгу включён репортаж о футбольном матче, опубликованный в местной газете «Советская молодёжь» в октябре 1963 года. Играли журналисты упомянутой газеты с иркутскими телевизионщиками. Совсем недавно стало известно, что автором этого репортажа был Вампилов, скрывшийся под псевдонимом.

В «Альманахе» можно найти сведения об иркутянах, ставших прототипами героев вампиловских пьес. К слову, единственный прижизненный портрет драматурга был написан художником Юрием Квасовым именно в гостиничном номере Гаврилова.

Как уже было сказано, книга родилась из частной переписки. В своих корреспонденциях Гаврилов не только вспоминает старых приятелей, но и рассказывает адресату о своих нынешних коллегах – прокопьевских режиссёрах и актёрах; рассуждает о Новой драме и перспективах развития театра.

Георгий Гаврилов готов подарить несколько экземпляров «Альманаха Крохобора» Центральной библиотеке Прокопьевска и областной библиотеке им. Фёдорова.

Андрей НОВАШОВ.

НА СНИМКЕ: Георгий Гаврилов и его портрет, выполненный иркутским художником в начале 70-х.

Фото автора.

 

 

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс