Жизнь после смерти, или Возвращение крысолова
Спектакли по пьесам красноярского драматурга Александра Хромова украшают афишу Кемеровского театра кукол уже без малого десятилетие. Пьесу «Повелитель крыс», отмеченную премией конкурса современной драматургии Министерства культуры РФ в 2010 году, Дмитрий Вихрецкий решил поставить уже года два назад. Я, помню, спросил, будет ли там мотив Гаммельнского крысолова; он отвечал: нет, пьеса про другое. Действительно, сюжет ее сводится к тому, что игрушки, забытые детьми и попавшие на свалку, в борьбе против крыс претерпевают разнообразные приключения.
У этого сюжета есть свои благородные образцы, начиная с гофмановского «Щелкунчика» (кстати, Вихрецкий ставил его в Кемеровской драме). Из ближних примеров стоит упомянуть также «Оловянного солдатика» Андерсена (между прочим, спектакль Музыкального театра Кузбасса по этой сказке волею либреттиста включал и линию борьбы с крысами). Можно припомнить и сказки про Пиноккио и Буратино, «Путешествие Голубой стрелы» Джанни Родари и др. – все это вариации того же мотива. Не далее как прошлым летом в Кемеровской драме Александр Измайлов поставил пьесу Антона Маркова «Игрушки»; там, правда, врагов у героев не было, а действие сводилось к философическим разговорам. В общем, вечная тема.
Спектакль у Хромова и Вихрецкого получился пронзительно-печальный. На свалке оказываются Мишка, Зайка и сломанный игрушечный Экскаватор, который комплексует, что он не Танк. Здесь они встречают Повелителя крыс – победительного молодца-пупса, обладателя свистульки, которой крысы не переносят. Крысы здесь не персонифицированы – еще чего, много чести – так, черное кубло с красными огоньками глаз, туча абстрактного, но очень страшного зла. Зато в спектакле действуют другие звери – настоящие Заяц и Енот. Игрушки вызываются сопроводить их через унавоженное цивилизацией пространство в настоящий заповедный лес – так в спектакль вплетаются экологические и технотронные мотивы. По пути игрушки героически гибнут, друг за другом и друг за друга, но зверушки достигают цели. Кончается все разговорами в царстве мертвых. Можно даже усомниться, точно ли спектакль адресован детям. Впрочем, многие классические детские сказки невыносимо печальны, включая того же «Оловянного солдатика».
К несомненным достоинствам спектакля относится сценография, с геометрическими силуэтами не то елок, не то мачт ЛЭП, на которые проецируются ландшафты — то мрачные, то идиллические. Очень органично выглядят кукловоды, наряженные сумрачными шахтерскими ангелами-диггерами. Хороши и куклы – особенно удался Повелитель крыс, этакий провинциальный Бэтмен. В диалогах, на мой вкус, чуточку переложено сентиментальности – но то же можно сказать и про сказки Андерсена или «Маленького принца»; вероятно, без этой краски невозможна настоящая кукольная трагедия. Кстати, нужно иметь немалую дерзость, чтобы в пьесе на современном материале обратиться к чистому трагизму – я-то думал, что по нынешним временам это вещь несбыточная.
При этом история Гаммельнского крысолова в спектакле тоже прочитывается. Пусть вместо серебряной флейты здесь волшебная свистулька, а вместо детей – игрушки и зверушки, но мотив музыки, отпирающей двери в потустороннее царство, налицо. История Крысолова, который взялся очистить от крыс славный город Гаммельн, но вместо них увел в подземелье детей, – один из самых популярных в мире сюжетов. Впервые он был записан в XIII веке; у немцев к нему обращались Гете, Гейне, Бертольт Брехт и еще десяток менее известных авторов. У нас – Александр Грин, Марина Цветаева, братья Стругацкие («Гадкие лебеди»). Версия Хромова и Вихрецкого выдерживает сравнение с этими высокими образцами – и при этом привносит в вечный сюжет самое актуальное содержание.
Если заглядывать еще дальше – мотив музыки, отворяющей врата преисподней, отсылает нас к греческому герою Орфею (и его коллегам из мифов других народов, например, осетинским или африканским). А также к богу Аполлону, водителю муз, который в одной из своих ипостасей звался Сминфием («мышиным»). Понятно, все на свете связано, но напомнить об этом способно только по-настоящему талантливое произведение. Примерно раз в три года Вихрецкий ставит у себя в театре что-нибудь адресованное и детям, и взрослым – и всякий раз это становится событием.
Юрий ЮДИН.
Фото Кирилла Кухмаря.
Повелитель крыс. Кукольная трагедия. Спектакль Кемеровского областного театра кукол по пьесе Александра Хромова. Постановка Дмитрия Вихрецкого. Художник Елена Наполова. В спектакле заняты Александр Попов, Игорь Сорвинов, Назиля Синюкова, Стас Борискин.
24.08.2011 в 22:48
Иван, где здесь пишут что спектакль понравился? В рецензии автор хорошо показал свое знание истории, хорошее умение пересказывать увиденное. Да, он «сырой», но раз вы знаете такие слова как «драматургия» и «действие», вы должны понимать чем является действие в новой драматургии.
Я считаю, что развернутое мнение имеет место быть не после одного просмотра. А слова «нравится-не нравится» впринципе неприменимы по отношению к искусству. Одного раза мало.
Ответить
23.08.2011 в 21:17
бред какой-то! спектакль пока «провалился», очень сырой, а тут пишут, что все пучком. драматургия слабая, действие пропадает. но г-ну Юдину понравилось.
Ответить