Из жизни бурундуков
Нынешний год вселял надежду если не на высокий урожай зерновых, то хотя бы на его уборку в «цивильные» сроки. Ведь такого, чтобы Кузбасс убирал урожай одновременно с Краснодарским краем, не помнят даже ветераны сельского хозяйства. Было законом: краснодарцы заканчивают уборку, лишь потом выходят комбайны и на кузбасские поля. А в этом году еще в июле началась уборка сурепицы, потом дозрели озимые, и уже в начале августа уборочная стала массовой, а не исключением для степных районов.
Коррективы внесла погода.Сначала она высушила надежды на высокую урожайность: когда закладывается численная сторона урожая – количество колосков и зерен, – стояла засуха, уронившая мечты на урожайность гораздо ниже 20 центнеров с гектара. Официальный прогноз в 1,3 миллиона тонн зерна урожая-2011 в августе снизился до миллиона.
Созрели хлеба, пришло время выйти на поля – зарядили дожди. По данным синоптиков, в августе по Кузбассу лишь 6-7 августа да с 13 по 16 не было осадков. И к хлебам, созревшим как никогда рано, было не подступиться.
Массовы случаи, когда хозяйства, поверив после одного-двух погожих дней в то, что погода, наконец, установилась, скашивали зерновые в валки. Планировали: подует ветерок, пригреет солнышко, и начнут они молотить подсохшее зерно. Не удалось, и в лучшем случае влажное зерно молотят, чтобы потом досушивать до кондиции на сушильных комплексах, в худшем, если в хозяйствах сушилок нет, оно прорастает в считанные дни. Продовольственное зерно переходит в разряд фуражных, селяне подсчитывают недополученную прибыль и кусают локти.
Сушильное хозяйство – это вообще рефрен всех уборочных кампаний последних лет. В крупных хозяйствах они есть, а вот хозяйства мелкие, их не имеющие, оказываются полностью зависимыми от погодных условий. Кто-то ждет очереди к сушилке соседа, кто-то – заморозков, которые сушат зерно на корню. Но когда ждешь, обязательно затягиваются оптимальные сроки уборки и увеличиваются потери.
Так вот, в результате долгоиграющих дождей на 23 августа по Кузбассу обмолочено всего около 50 тысяч гектаров зерновых. При средней урожайности в 20 центнеров с гектара, пока складывающейся в области, это около 100 тысяч тонн.
Для сравнения: в прошлом году к 23 августа уборочная только началась, и было намолочено 3377 тонн зерна; в 2008 году – 99861 тонна, в 2009 году – 48713 тонн. Но разница в том, что в те годы уборка шла за вызреванием хлебов, а нынче, повторимся, они вызрели, но не убираются из-за погоды.
Синоптики очень рассчитывают, что к выходным установится антициклон, это чревато ночными заморозками, но хоть установится более-менее сухая погода.
По словам начальника топкинского сельхозуправления Алексея Худякова, поля в районе сегодня пестры, как… бурундуки: сверху – золото сухих колосьев, ниже – зеленые подгон (позднеразвившиеся непродуктивные вторичные побеги культурных растений) да подсад (невысокие сорные травы). Они мешают уборке, повышают влажность сухого зерна, забивают молотильно-сепарирующее устройство комбайна, значительно увеличивая потери….
В Топкинском районе – крепком «середнячке» – 25 сушильных комплексов, часть из них благодаря областной программе по компенсации на их строительство и реконструкцию серьезно обновлена и модернизирована. В районе 165 зерноуборочных комбайнов, но, в отличие от территорий, в которые зашли крупные инвесторы, импортных среди них нет, техника отечественная либо белорусская. Нагрузка на комбайн чуть больше 300 гектаров.
Об урожайности в районе пока стараются не говорить, потому что на соседних полях нередко случаются совершенно «пестрые» результаты. Так, фермер Геннадий Торгунаков, заслуженный агроном Российской Федерации, признался, что по озимым урожайность в его хозяйстве нынче составила около тридцати центнеров с гектара, а по яровым, по его ощущениям, будет не ниже 20. Но в этом году такие показатели не норма, а исключение, и у многих урожайность вдвое ниже..
На 2700 гектаров зерновых в хозяйстве одна зерносушилка; со 180 гектаров сурепицы фермерские посевы под 2012 год «выросли» до 320; с 50 гектаров планирует увеличить посевы озимых до 250. Нынче опробовал рапс, на следующий год посевы этой масличной культуры хочет довести до 300 гектаров.
Эти планы и изменения соответствуют рекомендациям департамента сельского хозяйства, но фермер больше верит собственному опыту и своему рыночному чутью. Тем не менее в области уже нынче посеяно 10 тысяч гектаров сурепицы против прошлогодних трех тысяч и уже семь тысяч гектаров озимой пшеницы. Озимые, доведенные, как агитирует департамент, до 50 тысяч гектаров, позволят «растянуть» уборку во времени и серьезно снизить нагрузку на технику, повысив эффективность и рентабельность ее использования.
Кстати, одной из традиционных бед Торгунаков называет отсутствие внятности на цену зерна урожая-2011.
Но урожай сегодня – это не только хлеб. В области активно убирают ранний картофель, ранние овощи – капусту, свеклу.
Правда, производители в очередной раз попали на грабли дикого рынка. Так, картошка от производителя стоит 5-6 рублей за килограмм, в магазинах вырастая в цене втрое. Кроме того, рынок сезонно переполнен среднеазиатской и китайской продукцией. Мелкие сельхозпроизводители, вдохновленные прошлогодними высокими ценами на «второй хлеб», но не решившие проблемы его зимнего хранения, вынуждены будут соглашаться на любую цену или сгноят урожай, сделав очередной шаг к разорению. Крупные производители, имеющие современные хранилища, смогут вкусить прелести дефицита и продадут свою продукцию весной и в начале лета по очень высокой цене. Купят современные технику и технологии, построят новые хранилища, смогут нанять лучших специалистов, увеличат площади посевов.
Агробизнес, как и любой другой бизнес, если смотреть на него со стороны, тоже похож на бурундука: кто-то в нем успешен, кто-то нет с вытекающими последствиями.
Игорь АЛЁХИН.