Актуальное

Опасная еда: мифы и реальность

17 августа 2011 | Елена Щербакова

На одном из интернет-сайтов нашла отчет А. Волочковой о ежедневных тратах на питание. Удивилась: почти каждый день известная балерина покупает одно и то же: шпинат, лимоны, сыр и воду. Ни молока, ни мяса, ни сладкого, ни мучного.

Мы-то с вами на одной травке жить не хотим – что-нибудь более калорийное надо. Лишь, насмотревшись телепередач типа «Осторожно, еда!», мы готовы отказаться не только от явно вредных майонеза, чипсов и копченостей, но и самого простейшего – молока в пакетах, мяса кур либо скотского.

Нам внушают: на современных птицефабриках дают курам корм с антибиотиками, костной мукой и эстрогеном, женским гормоном, способствующим ожирению.

Молоко коровы, нам твердят, тоже не пейте. Наша загрязненная экология, нарушения санитарных норм содержания буренок, их излишняя вакцинация превращают молоко из эликсира здоровья во вредный продукт.

Получается, мы просто вынуждены переходить на диету Волочковой? Или нет? Это мы попытались выяснить у нас в Кузбассе, опросив компетентных земляков.

Рафик Камбаров, директор ООО «Славино» (Новокузнецкий район):

– Наше предприятие занимается переработкой молока и мяса. Сырье для продукции берем в двух хозяйствах района – «Вперед» и «Казанковский», где на содержании около трех тысяч дойных коров. Как содержат скотину – видел сам и знаю: потреблять молоко и продукты из него можно без раздумий. Мы перерабатываем 5-6 тонн молока в сутки и реализуем часть сами, а часть отдаем в «Скоморошку». Это экологически чистая продукция: сметану, творог, кисломолочные продукты, сырки и прочее изготавливаем без стабилизатора вкуса и улучшителя структуры.

Из свинины и говядины готовим 100 наименований полуфабрикатов. Тоже без вредных добавок, только соль, специи, лук. Усилитель вкуса, который обычно закладывают в котлеты, колбасы, мы не используем тоже.

Но должен предупредить: такие натуральные продукты долго хранить нельзя. Мы и не храним: весь процесс «забой – переработка» у нас в руках. Есть свой убойный цех, оттуда мясо без замораживания идет в фарш, на котлеты, пельмени и т.п.

Корма для скота у нас тоже свои. Выращиваем овощи, зерновые, заготавливаем сенаж, силос, сено, используем комбикорма и патоку. Никакой «химии». Из органики только навоз.

Контроль за качеством традиционный: сдаем все в Кемеровскую ветлабораторию на выявление пестицидов, антибиотиков, токсинов, радионуклидов. Все в норме.

Передачи про вредные продукты смотрел с интересом. Наверное, доля правды есть. Я и сам знаю, что все натуральное хранится недолго, а на прилавках видел молоко, которое можно пить… 20 суток.

А мясо? Интересно, какой это «химией» обработали завезенное к нам мясо, которое можно хранить… полгода?

Лично я ко всему завезенному отношусь настороженно. В Кузбассе есть все свое – свежее, натуральное. Например, молоко «Славино» должно быть выпито не позднее 36 часов. У нашего фарша – месячный срок хранения. Мясо мы не замораживаем, а только охлаждаем, иначе оно потеряет ценность. У меня и дома так принято: готовить только из охлажденного, а не замороженного мяса. Пусть по 300 граммов в день, зато такой продукт – настоящий продукт.

Некоторые боятся потреблять молоко из-за присутствия в нем антибиотиков. Но в хозяйствах (не только указанных выше) больных коров во время лечения доят отдельно, отбивают от стада. И в течение месяца-двух молоко пролеченных коров идет на пропой молодняку. В продажу оно не поступает.

Елена Сарафанникова, технолог ООО «Анжерское молоко»:

– К нам молоко на переработку поступает из хозяйств Кемеровской, Новосибирской областей. Причем забираем молоко сами. Где-то с 30 хозяйствами у нас договора. Перерабатываем по 110-120 тонн в сутки.

Но перед переработкой – обязательный входной контроль. То есть в лаборатории проводим анализ на массовую долю жира, кислотность, плотность. Всегда берем пробу и на содержание ингибирующих веществ (в хозяйствах могут добавлять соду, которая раскисляет молоко), а мы используем только натуральное молоко, без всяких добавок. Причем проверке подвергается каждая секция молоковоза. И ни разу за время моей работы не было выявлено ни соды, ни присутствия антибиотиков (молоко больных и пролеченных коров в хозяйствах отделяют).

У некоторых людей бытует мнение, что механическая дойка коровам вредна, так как в молоко попадают капли крови животных. Но если корова здорова, никакой крови не будет. Кроме того, у нас на предприятии проводят анализ на механическое загрязнение молока. И мы не сталкивались с тем, чтобы в молоке были примеси крови.

Все ли молоко и продукты из него безвредны? Отвечу только за себя и своих коллег: в молоко ничего не добавляем, а для изготовления йогурта используем только сахар и вкусовые наполнители. Зимой предприятие использует для пакетного молока только все свежее. Сухое молоко включаем в качестве ингредиента лишь в «Снежок» и йогурт.

 

Вера Зиновьева, начальник лаборатории ООО «Молочное предприятие объединение «Скоморошка»:

– О пользе домашнего молока я бы поспорила. У бабушек в банках вы покупаете полуфабрикат, который при употреблении в сыром виде может быть опасен. А предприятия типа нашей «Скоморошки» предлагают потребителю готовый продукт – пастеризованное молоко.

Некоторые спрашивают, а не теряет ли молоко при тепловой обработке свою ценность? Ведь нагревают его до 92°С. А при ультрапастеризации температуру доводят до 137°С.

Скажу как специалист: нагревание происходит мгновенно, за секунды, что позволяет сохранить полезные свойства продукта и в то же время делает его идеально чистым по микробиологическим показателям.

Ультрапастеризованное молоко – это продукт, выдержавший испытания по разным показателям. Испытания показали, что хранить его можно не 90 суток, как рекомендуют покупателям, а даже с запасом – 135 суток.

Передачи ТВ о вреде некоторых продуктов мне кажутся наивными. Да, некачественное молоко имеет место быть, в таких случаях мы его возвращаем поставщику. Но это – редкость: за весь прошлый год всего один случай возврата.

 

Елена Шур, главный специалист департамента сельского хозяйства:

– Почему-то многих смущает густая сметана в зимнее время. Сомневаются люди: а не добавлена ли «химия» в качестве загустителя? А еще некоторым не по вкусу молоко известного в Кузбассе производителя только потому, что с запахом… самой коровы.

Скажу так: запах молоку придает состав травы, заготавливаемой для кормов, порода коров, технология обработки молока. Вы же замечали, что у алтайского молока другой вкус. Другие травы! Но и кузбасское, и алтайское молоко, масло лично я бы предпочла привезенному издалека. Уж не буду уточнять, какому.

Кстати, кузбассовцы тоже предпочитают молоко свое либо с Алтая.

Сметана вся идет в продажу только натуральная. А консистенция ее зависит от закваски, в которой молочнокислые бактерии по-разному сбраживают. Никакого сухого молока, и уж тем более «химии», в сметане нет ни летом, ни зимой.

Кстати сказать, наши производители охотно идут на добровольную сертификацию продукции. Зачем им это? А чтобы лишний раз подтвердить хорошее качество.

 

Татьяна Булыгина, директор ООО «Яшкинская птицефабрика»:

– Может быть, что-то в этих фильмах-страшилках и правда, но журналисты уже через край нагнали страху на население.

Но мы с удовольствием едим свое мясо – то есть с нашей птицефабрики, потому что точно вкусное и точно полезное. Мы выращиваем не бройлеров, а несушек, забиваем их малыми партиями и в определенные периоды. Поэтому достается мясо кур только яшкинцам. Суп из несушек великолепный. Кур не надо варить, как сейчас принято, в двух водах (одну вылить, как закипела, другую залить), так как несушек не пичкаем ни гормонами, ни антибиотиками. Корма заготавливаем сами, используя для этого зерновые, отруби, шрот, муку рыбную и мясокостную, глютен (концентрат из сои), фосфаты, масло подсолнечное, кормовые дрожжи и витамины.

Может быть, гормонами пичкают бройлеров? Не знаю. Но кур-несушек кормят перечисленными выше компонентами. Почему добавляют в корм рыбную муку, спросите? Но это не новшество, раньше живой рыбой кормили, в бочках ее привозили. Сейчас «живье» заменили мукой. Костная мука – это отходы КРС, перерабатываемые в убойных цехах. Курам ведь тоже нужен животный белок, не только человеку. Поэтому все 20 лет, что работаю в птицеводстве, добавляем костную муку.

Яйца, несмотря на антирекламу, потребляю каждый день. А мои сотрудницы – по пять яиц каждое утро варят и едят. И ничего, без аллергии и повышенного холестерина крови живут.

Что касается других продуктов, то лично я пью только сырое молоко, которое покупаю в частном секторе. А к магазинному отношусь с недоверием: сохранились ли в нем витамины?

 

На заметку

Парное молоко при остывании представляет собой благоприятную среду для развития микроорганизмов. Чтобы предотвратить их размножение, молоко подвергают тепловой обработке – пастеризации, стерилизации, термизации либо охлаждению и замораживанию.

Мясо охлажденное хранят не более двух суток. Замороженное тоже является качественным при условии правильной заморозки – в специальных камерах при температуре минус 30-40°С либо ниже 60°С (криогенное замораживание). Но повторная заморозка убивает все полезные свойства мяса.

Рыбу лучше покупать морскую. Правда, в слабосоленой могут быть обнаружены белые личинки (опарыши). Это результат либо недосола, из-за чего начался процесс гниения, либо нарушения условий хранения.

Мнение о том, что импортеры выбирают из рыбы кости перед заливкой, ошибочное. Ее обрабатывают спецраствором, который растворяет рыбьи кости. Поэтому лучше брать отечественные продукты из рыбы. С косточками, натуральные.

 

Елена ЩЕРБАКОВА.

 

 

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс