Соцсети:

РАДОСТЬ,не утекающая сквозь пальцы

29 июля 2011 | Анна Тимощук

Опустел наш уютный двор. Не тревожит местная детвора, стучащая спозаранку ногами по горке; не слышны крики мам на тему того, что в фонтане мыть игрушки и ноги категорически запрещается. Выхожу с сыном на детскую площадку и понимаю – нас очень мало. Тех, кто этим летом не поехал на море, к бабушке в деревню, с родителями на дачу…Чем спасаемся? Мы начинаем объединяться: знакомимся с теми, кого не знали раньше; вытаскиваем игрушки из дома «в совместное» пользование; устраиваем шоу мыльных пузырей; читаем коллективно книжки, рисуем мелом на асфальте.А еще здорово выручает обычная песочница, которая раньше была лишь эпизодом в большом детском путешествии по улице. Теперь песок стал не просто материалом для выпечки куличей, он оказался другом и учителем. И мы, городские отшельники, страшно зауважали игры в песочнице. Кто с нами?

Магия личного примера

Может, кому-то это занятие покажется вялым, скучным. Но это лишь в том случае, если родитель сядет сироткой возле своего чада и будет терпеливо ждать – когда же ребенок двух-трех лет построит архитектурный шедевр.

Лучше берите инициативу в свои руки, активно включайтесь в игру! Покажите своему отпрыску различные варианты действий с песком.

Могу сказать по своему опыту, что для таких игр нужно брать не только ведерко и прочее. Наиглавнейшее – это влажные салфетки, носовой платок и бутылочка с водой. Ибо, как показывает практика, ребенок начинает познавать песок сначала на вкус. Если в это время вы заняты беседой с какой-нибудь соседкой, можно потом не кормить своего чудо-архитектора. Он уже наелся. Так дайте ему напиться! — то есть промойте рот от «строительной» смеси.

А еще очень кстати будет фотоаппарат – вечером вы с гордостью продемонстрируете плоды вашего совместного труда своим близким.

Наши малыши (от года до трех) с особенным удовольствием возятся в песке, пересыпают его с ладошки на ладошку, ковыряют в нем совочком. Моему сыну больше всего нравится втыкать в песок палочки, искать камушки, топтать и, разумеется, разбрасывать. Бросаться песком – особая радость и для двухлетнего Антошки из соседнего подъезда. И это нормально. Это тоже этап познания мира. Просто нужно всегда быть рядом и уметь вовремя «направить энергию в мирное русло». Хорошие куличики пока не получаются и у болтушки Светланки, за нее это лучше сделает мама Рита. А Светланка будет внимательно наблюдать и однажды попытается повторить. Сейчас же ей радостно именно от того, что делают они все ВМЕСТЕ с мамой.

— Мой ребенок долго проходил мимо ребятишек, которые с важным видом пыхтели в песочнице. Я думала: странно, но, видимо, Сережу это не интересует. Интерес к песочным играм пробудился лишь после того, как я села «от скуки» рядом и стала что-то лепить. Ему понравилось. И мне, глядя на довольного мальчугана, стало самой интересно. Мы начали с простого: я показала ребенку, как рассыпчат сухой песок и каким чудесным материалом для построения куличиков является влажный. Потом я показала, как лопаткой можно набрать целое ведерко песка и что ладошкой удобнее утрамбовывать его в формочки. На следующий день мы уже копали ямки и насыпали кучки, — вспоминает кемеровчанка Людмила Сыропятова.

Могу добавить, что начинать нужно с простого, но зрительно эффектного для малыша действия. Например, можно строить руками из мокрого песка башенки. Это даже проще, чем лепить куличики. Ручки сдвинул, убрал — получилась горка. Вот это волшебство! А когда ребенок станет чуть постарше, покажите ему, как лепить заборчики по кругу. Рядом можно пристроить башенки — куличики, сделанные из ведерка. На большую башню можно сверху выложить куличик из маленькой формочки, и у башенки получится красивый чердачок. На песке можно и рисовать. И необязательно по мокрому и палочкой. Можно и по сухому, пальчиком. Так будет интересней угадывать, что изобразил ваш юный художник.

Инструмент юного строителя

У трехлетки Матвея — баночка из-под детского пюре и ложка деревянная, у годовалой Маши самодельная лопатка из пластиковой бутылки, у моего Тимурки — пластиковая коробочка из-под яиц и настоящее ситечко для заварки. Вот это игрушки так игрушки. Загребай, насыпай, и главное — дешево и сердито!

Для игр с песком в принципе уже придуманы специальные наборы, но фантазия детская безгранична, поэтому в ход идут самые невообразимые вещи. Ребенку интересно, когда формочки разные — прозрачные и непрозрачные, большие и маленькие. Верхние части от бутылочек могут служить воронками для песка и воды. Или совочками и воронками одновременно, если срез сделать наклонным. Покажите юному строителю, как можно играть с воронкой, пересыпая песок. Пусть он экспериментирует!

Для утрамбовывания песка традиционно используем лопатки и совочки, но подойдут и обыкновенные палочки и дощечки. Не остаются в нашем дворе без дела и игрушки: куклы «сторожат» детские постройки, «пекут куличи». Пригождаются и детские машинки, посуда, игрушечные животные, детали конструктора… В общем, все то, на что хватает детской выдумки. Для игры годится многое. Главное, чтобы малыш не поранился. Если нужен подручный материал, то вполне подойдут камешки, ракушки, галька.

Развиваемся, познаем, учимся

В детской (да и взрослой) медицине уже давно существует целое направление — «песочная терапия». Психологи рекомендуют игры с песком замкнутым детям, с нарушением развития, имеющим явные и скрытые психологические проблемы. Взаимодействуя с песочными фигурами, малыш, возможно, поймет, что ошибки можно легко исправить, а в случае неудачи — начать все заново. Кто знает, может, разрушив замок из песка, ваш ребенок символически разрушит внутренние противоречия, комплексы и страхи и избавится от скрытого психологического конфликта? Ломать и строить, строить и ломать – мы делаем это всю жизнь. Так пусть наши дети ищут свой путь через игру с песком.

Кемеровчанка Елена Соломатина, художник по песку и владелица первой и единственной в Кузбассе студии рисования песком «Соло», согласна с тем, что материал этот обладает поистине волшебными свойствами:

— Это — потрясающий первозданный материал. «Релакс» — составляющая при общении с песком (будь это даже обычная песочница во дворе) – ценнейший компонент. Такое общение побуждает ребенка к экспериментам, позволяет пережить массу захватывающих впечатлений и ощутить радость творчества, взрослого человека – почувствовать себя ребенком, раскрепоститься, снять напряжение. И, конечно, нельзя не упомянуть о том, что на ладони, пальцах человека сосредоточены все основные рецепторы, и контакт с песком открывает эти каналы, «тренирует» их, корректирует, обогащает.

Перебирая песчинки, малыши развивают мелкую моторику, а определяя количество песка, которое нужно насыпать в формочки, развивают глазомер. Игры в песочнице будят воображение ребенка. А еще они дают прекрасную возможность получить навыки общения со сверстниками. Вот уже кто-то успел сломать «ваш» кулич (назревает конфликт), а вот ваше чадо, проявив чудеса альтруизма, поделилось с «коллегой» лопаткой. А вот, смотрите, ваш сын уже скооперировался с таким же карапузом, и они вместе с азартом строят тоннель.

В песочнице ребенок осваивает азы поведения в социуме, получает представление о понятиях «свое» и «чужое». В этом маленьком квадратном пространстве наши дети незаметно растут и вырастают. Поэтому успевайте играть со своими детьми!

 

Игры-подсказки

От года до трех

Дайте ребенку освоиться в песочнице. Начните с простых и понятных упражнений. Пусть малыш роет в песке ямки, оставляет следы рук и ног, делает узоры грабельками, пересыпает песок из ведра в ведро. Покажите, как просто сделать ровную площадку, на которой он будет учиться рисовать палочкой или пальчиками.

Поиграйте в «клад»: закопайте в песок игрушку, и пусть малыш попытается найти ее руками или палочкой. А представьте, если это будет новая игрушка! Какой сюрприз и восторг!

Постройте домик для мышки или гараж для машинки – из ведра сделайте большой кулич и попытайтесь вырыть в нем полость. Потом домик можно украсить камушками и веточками, а к гаражу провести дорогу.

Пусть ребенок прямо руками «выпекает» пирожки и угощает любимого мишку. Постепенно будут формироваться более сложные сюжетно-ролевые игры – ведь можно просто построить замок, а можно выстроить целый город, населить его персонажами, и на этом фоне создать сказочный сюжет.

От трех до шести

Мокрый песок позволяет лепить грандиозные фигуры без мелких деталей, но очень выразительные по силуэту. Не только «классические» дворцы, но и машины, корабли, различные фигурки-скульптурки. Украшать их камешками, ракушками, цветными бусинками.

С детьми этого возраста можно строить из песка даже модели знаменитых архитектурных сооружений. Для этого сначала песок сгребают в большую кучу, убирают лишнее, чтобы придать форму, похожую на оригинал. Сооружение для прочности прихлопывают со всех сторон ладонями. Далее приступают к отделке.

Детям нравится играть с песком и водой одновременно. Принесите полведра воды и, если песок сухой, полейте его при помощи лейки, чтобы вода разбрызгивалась равномерно. Простейшую лейку легко можно сделать самим из пластмассовой бутылки, проделав отверстия в крышке. Можно принести воду в тазике и закопать его в песок до основания, чтобы ребенок насыпал песок прямо в тазик или брал из него воду.

Сделайте из песка холм или замок на нем, а вокруг него выройте ров и напустите туда воды. Еще интереснее, если вы сделаете откидной мост из дощечки и пары кусочков веревки. Можете заодно рассказать, что так в старину люди защищали себя от вражеских набегов. Вот вам и дополнительный урок истории!

Анна ТИМОЩУК.

Фото автора.

 

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним