Соцсети:

Политэкономика. Хроники «NARNI»

27 июля 2011 | Газета «Кузбасс»

Пусть правят меня маркетологи, продвигающие женскую и мужскую одежду, но и они идут от жизни. «Взрослый» рынок гораздо больше. Однако жизнь каждый день доказывает, что мы можем сэкономить на себе, но не на своем ребенке. Ребенок – вот кто разрушает все наши аргументы, а часто и финансовые планы. Потому что чаще всего мы не можем сказать ему «нет», даже если речь идет об удовольствиях. Потому услышать историю разорения бизнеса, «заточенного» на детскую одежду, для меня нечто из «ряда вон». Даже с поправкой на пережитые два кризисных года и поднадоевшие страдания «о гибели советской промышленности».

Признаться, давно не видела пустых производств. Не закрытых, не брошенных, а пустых. Без людей. Вот только-только, казалось, они тут были, а теперь нет никого. В швейной мастерской на Предзаводском в Кемерове даже нитки еще заправлены в иглы, на столах – недошитые майки. Только специфический запах да пыльный налет дают поправку: люди тут не просто вышли на обед, они ушли давно. Больше трех лет в некогда известной кемеровской фирме детской одежды «NARNI» ничего не шьют. Само здание, отключенное от воды, а зимой еще и от тепла, выставлено на продажу.

В воспитании детей, как известно, все специалисты. То же – про легкую промышленность. Каждый скажет, что все погибло, потому что Китай и Турция завалили рынки и магазины. Правда, когда подумают, вспомнят, что своим маленьким детям недавно покупали маечки кемеровской фирмы (пусть не такие красивые, как импортные, но дешевые), джинсы и босоножки – известных российских марок. Так было и с детской одеждой от «NARNI». Чуть более трех десятков человек в Кемерове шили вполне приличную, а в начале 2000-х даже «продвинутую», одежду. Спрос только нарастал, и заказы размещались на родственной фабрике в Анжеро-Судженске. Дело выходило на новую спираль. Иностранцы из вечных конкурентов могли стать хорошими партнерами компании. Причем иностранцы «высокого» полета в легкой промышленности – итальянцы. В одной итальянской компании, познакомившись с директором «NARNI», поверили в идеи кемеровчан об организации крупного производства детской одежды и обещали делиться ноу-хау, обучать специалистов. Все неплохо складывалось для предприятия и с сырьем: компания уже имела налаженные связи по поставкам ткани, фурнитуры, ниток. Особых проблем не было и с деньгами. Банки кредитовали многообещающую компанию, поддерживал кредитами швейников и бюджет.

Но случилось то, что случилось. В одночасье проблем стало со снежный ком, который только набирал обороты. То кредиторы требовали свое, то потребители – школы, детдома – стали отказываться от заказов из-за недостатка бюджетных средств. Отсюда новые долги, задержки зарплаты. В Кемерове цех пришлось остановить. В Анжеро-Судженске – сократить коллектив. Это помогло не умереть. Но не дало возможности сохранить силы для «лучших» времен. Сегодняшний день некогда перспективного производства – претензии прокуратуры к руководству компании по поводу задержки зарплаты в Анжеро-Судженске, долги по налогам. «Закрывать» это, понятно, надо быстро. По нынешним временам ответственность тут вплоть до уголовной. Хотя долги в принципе небольшие. Но это для работающего бизнеса, приносящего пусть маленький, но стабильный доход…

Продажа бизнеса, о чем уже объявило руководство компании, процедура непростая и долгая. Значит, остается одно. Искать кого-то, кто бы подхватил давнюю идею о большом кузбасском производстве детской одежды.

Сама идея, кстати, не похоронена. В недавно принятой долгосрочной стратегии развития легкой промышленности области она значится как одно из возможных направлений этого развития. Причем по части школьной одежды даже есть реальные совсем не дальние планы. Озвученный в мае этого года проект по созданию в Юрге швейной фабрики идет своим чередом. Шить тут будут мужские костюмы и школьную одежду. Для пробы уже в этом сезоне оденут одну юргинскую школу (пока комплекты для всех классов пошьют не в Кузбассе).

Не буду говорить про будущие рабочие места на новой фабрике и налоги. Это само собой разумеется. Повернуться здесь все может и другой стороной. Оставшиеся в области небольшие производства детской одежды вопреки опасениям (все же в Юрге появится очередной конкурент) вполне могут получить свои выгоды. Размещать заказы у коллег, предоставляя ткани и лекала, новосибирские предприниматели, двигающие юргинский проект, не против. Уже сегодня возможные схемы сотрудничества обсуждаются с некоторыми кузбасскими швейниками. Рынок детской одежды хоть и измеряется (в прошлом году в России он зашкалил за 7 млрд евро), но все же «бездонен», потому что: a) занят он сегодня в основном не российскими товарами, да к тому же в значительной степени «серым» рынком; b) детей, как показала последняя перепись, в ближайшие годы будет больше; c) не забываем про детский «безотказный» фактор для родителей.

И пошив школьной формы – это только начало. Новосибирцы хотели бы предлагать полный комплект одежды для школьников – от рубашки/блузки до пальто и куртки. Против того, чтобы шить часть одежды на действующих кузбасских фабриках, они ничего не имеют. Даже начали переговоры по этому поводу с предприятиями. Та же «NARNI» попасть в поле действия такой инициативы шанс еще имеет: пустующие сегодня мастерские на Предзаводском можно реанимировать, цех в Анжеро-Судженске, выпускающий одежду под кемеровским знаком, с заказами тоже мог бы справиться. Что для этого нужно? В принципе даже не деньги. Скорее обычная предпринимательская инициатива, на которой держится уже столько лет весь кузбасский легпром. Ну, и поддержка властей не помешала бы. Доказано же, что «раскрутить» одежду местного производства можно без особых проблем, направив ее сначала в школы. Оно, конечно, школьная форма – вещь нынче не обязательная. Но элементарная калькуляция затрат на покупку одежды для школы склоняет к тому, чтобы купить готовый комплект-«тройку».

Само название «NARNI» родилось от известной книги «Хроники Нарнии», в которой все всегда заканчивается хорошо. Заветное слово компанию, кажется, не спасло. Но она и не исчезла вовсе. Так бывает. Иногда приходится почти умереть, чтобы снова встать на ноги. В бизнесе тут нужна здравая идея и способность работать и побеждать в новых условиях. С самой идеей все в порядке. Детская одежда – тема из разряда вечных двигателей торговли, а значит, и производства. Осталось поработать.

Татьяна ДУМЕНКО.

 

 

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним