Соцсети:

СТО ЧАСОВ СЧАСТЬЯ

22 июля 2011 | Ольга Штраус

Лето – сезон детских загородных лагерей. Наверное, каждый родитель, у которого подрастают дети-школьники, старается хоть на пару недель вывезти их летом к реке, под сосны, на природу. Это – отдых!Но смену, которая завершилась на днях в лагере «Спутник» (Кемеровский район), назвать отдыхом я бы не решилась: давно не приходилось наблюдать такой напряженной творческой работы.

Дело в том, что в «Спутнике» собрались самые одаренные дети из детских школ искусств и художественных школ города Кемерово — № 19, 1, 46, 50… Всего 50 человек. Вместе с детьми – их преподаватели. А главный человек этого отряда – Виктор Евгеньевич Елизаров, преподаватель Московского академического лицея Российской академии художеств. Его специально пригласили в Кемерово для проведения курса занятий с нашими юными талантами и их учителями.

…Про распорядок дня расспрашиваю педагога Тамару Макулик. Ответы звучат до комизма однообразно: «Тихий час? Нет, у нас его нет – дети в это время рисуют. Сбегали на полдник – и опять рисуют. Потом ужин – и рисуют. Вечером – просмотр дневных работ и обсуждение. А подъем? Да его тоже как такового нет: дети могут и в пять, и в шесть утра подняться, если кому-то пришло желание рассвет нарисовать. Завтрак в девять – и опять рисуют».

На поляне перед корпусом, где живут юные художники, – словно цыганский табор шатры разбросил: груды платков, куски тканей, вперемешку – какие-то цветные бутылки, кувшины, кисти винограда, яблоки, крупные ярко-красные перцы…

— Это муляжи, — поясняет Тамара Макулик. – Сейчас Виктор Евгеньевич составит нужные композиции, и дети будут писать очередную порцию натюрмортов.

Московский преподаватель ходит между юными художниками, примостившимися со своими мольбертами там и сям. Из платков и кувшинов сооружает причудливые композиции. На кусок ярко-алого шелка бросает полупрозрачный кумач, тут же – горка краснобоких яблок, в центре – рубиновый графин. Ну, вот как изобразить все эти переклички красного?

Построив штук восемь таких композиций (то – все в белой гамме, то – в сине-голубой, то – в золотисто-желтой), Елизаров распределяет детей вокруг этих натюрмортов, и мы усаживаемся поговорить.

— Все началось с 2000 года, когда я впервые принял участие в федеральной программе «Где рождается искусство?». Мы тогда весь Дальний Восток объехали с обучающими семинарами. Зачем? А потому что вдруг на рубеже веков стало очевидно: русская академическая школа живописи терпит серьезный урон. Что-то поломалось в основах преподавания. Родители отдают детей в художественные школы для релакса («чтоб по улицам не болтались»). Преподаватели сочиняют авторские методики, в которых главным считается детское самовыражение. А к выпускному классу выясняется: ученик ни гипсовую голову нарисовать не может, ни основами композиции не владеет. Вообще – уходит ремесло! Подменяется трюкачеством.

По Елизарову, главная задача художественного образования сегодня – возродить академическую школу, твердо и жестко учить детей азам ремесла.

— Это тяжкий труд, — говорит он. – Искусство – это тяжкий труд. Дети должны это знать и выбирать профессию, четко сознавая все риски.

Каждый день в лагере у юных художников – работа на пленэре. Помимо композиций («А это самое главное! Ритм и рифмы, именно из этого складывается плоть любого произведения искусства») они пишут пейзажи, делают портретные наброски. Написанные этюды, эскизы, композиции каждый вечер выставляются на просмотр. Идет обсуждение. Причем порой весьма суровое.

— У вас же в отряде большинство девочки. Слез-обид не бывает?

— Бывают, а как же иначе? – восклицает Виктор Евгеньевич. – Я вообще считаю, что если урок прошел без слез, он не состоялся. Девичьи слезы – это ведь умывание души. Проплакался – и весь мир иными, промытыми глазками увидел. Очень полезно.

Кстати, преподаватели, которые уже не первый раз присутствуют на мастер-классах Елизарова, уверяют, что его методика работы по композиции, его конкретные задачи, которые он ставит ученикам, дают поразительные результаты.

— Мы сами тут многому учимся! – признавались мне и Анна Волкова, и Галина Лесива, и Тамара Макулик…

Пока мы беседовали, к рисующим девочкам подошли пацаны из другого отряда – спортивного. Макар Курпанов, Олег Копланов и Миша Рубанов занимаются в СДЮШОР хоккеем с шайбой. В «Спутнике» у них тоже напряженные тренировки.

— Но с художниками не сравнить! – признаются мальчики. – У нас хоть иногда свободное время бывает, а эти даже на дискотеку не ходят. Как засядут вечером перед своей плазмой…

На экране плазменного телевизора Елизаров вечерами демонстрирует всем желающим работы своих учеников, разбирает найденные решения поставленных задач, поясняет ошибки.

Оказывается, юным талантам из Кемерова эти профессиональные «разборы полетов» кажутся интереснее, чем традиционные танцульки.

Впрочем, мальчишки из спортотряда, похоже, тоже тянутся постичь, в чем заключается эта прельстительная магия искусства…

Ольга ШТРАУС

Фото Сергея Гавриленко.

 

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс