Свобода слова кранк-рэперов

21 июля 2011 | Газета «Кузбасс»

Кемеровская группа «Свобода слова» позиционирует себя в качестве единственных исполнителей в стиле «кранк» в столице Кузбасса. Говорят, что до них были две группы, работающие в этом жанре, но это уже «дела давно минувших дней». Рэперские группы долго не живут, ведь это способ выражения мыслей 16-летних. Проходит время, и появляется возможность и желание сказать то же самое, но уже по-другому…

Битвы на выживание

— Да, — говорит Сергей, основатель группы «Свобода слова», — в Кемерове сейчас, кроме нас, нет групп, которые основываются на этом стиле. В основном мы делаем рэп, но в нем много разных стилей, там есть лирика, психолирика, андеграунд, бытовые, социальные. Есть более жесткие стили, к ним кранк и относится. В основном мы делаем это потому, что этот стиль забыт, и стараемся его возродить. В феврале мы записали трек «Блек-Йорк», с ним выступаем, всем нравится. Мы уже съездили в Новосибирск, Ленинск-Кузнецкий, Березовский, в Кемерове много было выступлений, даже занимали какие-то места.

Особенно ребятам запомнилась рэперская вечеринка в Новосибирске. Это такие битвы, когда все скидываются по 100-200 рублей, и тот, кто выиграл, забирает все.

— Так получилось, — рассказывает Дима, участник группы, — что трек для первого раунда мы готовили за два-три дня до выступления. А здесь – три раунда. Диджей включает «минус», когда ты ещё на сцену не успел выйти, а я должен уже со второй секунды читать. И я просто забываю куплет… В общем, мы во второй тур не прошли, зато повеселились и успели кадры для клипа отснять. За это лето мы должны съездить в Гурьевск, Белово, Барнаул, Новосибирск, Томск, Киселевск, Мариинск, Красноярск. Деньги на поездки в основном зарабатываем музыкой и на студии звукозаписи, которую я недавно открыл. Кстати, думал, что придется года четыре работать, чтобы какая-то отдача была, но, по сути, уже сейчас нормально зарабатываю.

Вот студия есть, ещё деньги появляются, если выигрываем на каких-то фестивалях, на биржи труда ходим, ищем подработку. Главное, чтобы деньги были, мы можем ездить куда угодно, можно сказать, что вообще работаем на энтузиазме. Многие «пальцы гнут»: «Если вы хотите, чтобы я приехал в ваш город, звоните моему менеджеру, платите за проезд, за хлеб, за все». Мы на все тратим свои деньги, приезжаем, нам самим это интересно. Хотя бывает, как, например, в Ленинске-Кузнецком, где нам оплачивали проезд и проживание. Сейчас у нас возраст такой, что все интересно, хочется быстрей-быстрей…

Я искренне удивляюсь:

— Вроде город у нас не очень музыкальный, откуда желающие «записываться» в студии?

— Город – музыкальный, это по улицам нужно почаще ходить, по дворам. У нас такой же город, как все остальные, всего помаленьку. К нам приходят записываться в основном рэперы, потому что я в этих кругах общаюсь.

«Нужно включать мозги»

Создание музыки сегодня – разговор особый. Это когда-то давно (по летоисчислению молодых реперов) собирали много старых винилов, шаманили над ними, «вытаскивали» из пластинки кусок музыки, делали нарезки. Сегодня рэп делает компьютер. В чем же человеческая составляющая привлекательности рэпа для молодых?

— Сейчас мода такая пошла, — говорит Сергей, — что слушают рэп из-за самой музыки. Забыли люди, что главное не то, что какой-то крутой минус, чтобы под него танцевать можно было, а главное – что ты скажешь. Рэп изначально придумывался для решения проблем в «черных» кварталах. Какой бы ты хороший трек ни записал – все равно, конкуренция очень большая. Но рэперы, которые приезжают из других городов, они оценивают нас достаточно высоко.

— А что для вас есть свобода слова?

— Считается, что кранк – это молодежные треки, клубные, но в любом треке мы пытаемся сказать о какой-то проблеме. Есть у нас, допустим, «Блек-Йорк». У всех тенденция такая: круто съездить в Америку, пробиться там, стать реальным рэпером. А мы, наоборот, с сатирой к такому мнению отнеслись, сказали: «Зачем тебе туда соваться, если ты все здесь можешь сделать». А многие не понимают смысл трека и думают, что он для того, чтобы повеселиться, потанцевать. Нужно включать мозги, чтобы текст послушать и понять. Есть внешняя оболочка – она обезбашенная такая, а на самом деле есть о чем задуматься. Наша ошибка, может, в том, что мы слишком много на «внешнюю оболочку» выдаем. Треки получаются энергичные, «качовые» такие, когда слушают – нравится, но мало кто задумывается. Плохо то, что критики мало. Оценить по-настоящему, с разбором «от» и «до» могут «старички»-рэперы, более опытные. На фестивали обычно приглашают рэперов из Москвы и Питера, они судят. Вот от этих людей хотелось бы услышать критику. На самом деле такой музыки много сейчас. В Интернете альбомов столько, но многие даже не хочется слушать, потому что обложка уже сделана так, что неприятно становится.

— Как тогда выделиться?

— Нужно абсолютно все продумывать отлично. Начиная с обложки. Выбиваются в основном те, кто сделал свой формат, кто выработал свой стиль.

Баночка кофе: внешний вид и содержимое

Один знакомый как-то сказал ребятам, что нужно что-то испытать, чтобы писать об этом.

С одной стороны, как очень неглупые люди, участники «Свободы слова» понимают, что им ещё по 16-17 лет, и «мы ещё не столько прожили, у нас ничего такого глобального в жизни не случилось». С другой стороны, все равно есть какие-то моменты в жизни, о которых хочется рассказать.

— Я сейчас, — говорит Сергей, — работаю над сольным альбомом «Седьмое чувство», восемь треков, и каждый трек – разное состояние человека. Сначала замысливался как альбом социальный, о разных проблемах в обществе, в самом человеке – ненависть, страх, влюбленность, гнев… А потом с одним человеком пообщался и понял, что концепцию я оставлю ту же, но не буду придумывать названия и историю каждого трека. Я буду писать так: сейчас у меня есть что сказать, я тут же говорю об этом. То, что я переживаю в данный момент.

Костя хочет сделать андеграундный альбом, тоже про жизнь, Дима работает над сольником «Метеозависимый». А как они, такие разные, работают вместе?

— Все просто — у нас разные взгляды на одну и ту же проблему, и это интересно. Если мы будем писать про баночку «Нескафе», то один напишет про крышку, другой – про стекло баночки, а третий – про то, что там внутри кофе. Вот мы пишем трек за одним столом, но друг другу не показываем. Начинаем записывать, и получается так, что один текст получился продолжением другого. Получилась настоящая история.

А про то, что молодо ли, когда зелено, и что может подросток сказать миру…

— Хотелось бы мне в 30 лет, — задумывается Дима, — размышлять, как ребенок. Я думаю, это был бы вообще отличный текст. Но если я буду дальше заниматься этим, то, наверное, песня, написанная в 30 лет, будет слушаться только публикой того же возраста. Подростки нашего возраста уже не будут это слушать.

Справка.

Кранк (crunk) — это одна из форм южного хип-хопа или южного рэпа. В отличие от хип-хопа восточного побережья, музыка crunk является миксом из повторяющихся напевов и драм-машинных ритмов. Речитативная часть строится с акцентом на первой и третьей четверти — так она лучше звучит.

В мире хип-хопа одни критикуют кранк-исполнителей за то, что у них якобы недалекая лирика и что во всех композициях звучат одинаковые биты. Другие соглашаются, что лирики и вправду нет, но в целом музыка очень даже подходит для клубов.

Евгения РАЙНЕШ.

Фото Федора Баранова.

 

Комментировать 1
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
  • object(WP_Comment)#9469 (18) { ["comment_ID"]=> string(5) "11100" ["comment_post_ID"]=> string(5) "21309" ["comment_author"]=> string(6) "V-Jeet" ["comment_author_email"]=> string(0) "" ["comment_author_url"]=> string(0) "" ["comment_author_IP"]=> string(13) "85.26.231.116" ["comment_date"]=> string(19) "2011-07-23 11:37:01" ["comment_date_gmt"]=> string(19) "2011-07-23 04:37:01" ["comment_content"]=> string(12) "даа.уж)" ["comment_karma"]=> string(1) "0" ["comment_approved"]=> string(1) "1" ["comment_agent"]=> string(87) "Mozilla/5.0 (Windows; U; Windows NT 6.1; ru; rv:1.9.2.18) Gecko/20110614 Firefox/3.6.18" ["comment_type"]=> string(7) "comment" ["comment_parent"]=> string(1) "0" ["user_id"]=> string(1) "0" ["children":protected]=> NULL ["populated_children":protected]=> bool(false) ["post_fields":protected]=> array(21) { [0]=> string(11) "post_author" [1]=> string(9) "post_date" [2]=> string(13) "post_date_gmt" [3]=> string(12) "post_content" [4]=> string(10) "post_title" [5]=> string(12) "post_excerpt" [6]=> string(11) "post_status" [7]=> string(14) "comment_status" [8]=> string(11) "ping_status" [9]=> string(9) "post_name" [10]=> string(7) "to_ping" [11]=> string(6) "pinged" [12]=> string(13) "post_modified" [13]=> string(17) "post_modified_gmt" [14]=> string(21) "post_content_filtered" [15]=> string(11) "post_parent" [16]=> string(4) "guid" [17]=> string(10) "menu_order" [18]=> string(9) "post_type" [19]=> string(14) "post_mime_type" [20]=> string(13) "comment_count" } } Avatar
    V-Jeet
    23.07.2011 в 11:37

    даа.уж)

    Ответить

подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс