Соцсети:

ЛЭНДАРТ: искусство плюс природа

20 июля 2011 | Ольга Штраус

 

Культурологический пленэр «Горная Шория-2011» завершился вчера в Кузбассе. Участие в нем приняли художники из Сибири и Бельгии, а также большая группа ведущих сибирских искусствоведов.

Вообще слово «пленэр» дословно означает «живопись на открытом воздухе». В общепринятый оборот пленэр ввели французские импрессионисты: им было важно передать непосредственность впечатлений от испарения влаги, от солнечных бликов, от дуновения ветра… Вывозить «на пленэр» искусствоведов и ученых, людей по определению «кабинетных», – сугубо наше, сибирское изобретение.

Для чего это надо? Если сравнить среду нашего обитания, архитектурно-художественный облик городов и окружающих пейзажей с пиршеством для глаза и души, то культурологический пленэр – это кухня, где придумываются и изготовляются рецепты для этого пира.

Искусствовед из Новокузнецка Ольга Галыгина, стоящая у истоков проекта, считает, что по-иному сегодня просто нельзя: если реально хочешь воздействовать на современный художественный процесс, если не на словах, а на деле намерен влиять на выстраивание художественного сознания публики, то такие «мозговые штурмы» на природе просто необходимы.

К тому же они имеют сугубо практический результат: каждый «культурологический пленэр», во-первых, завершается коллективным созданием конкретного произведения искусства, вписанного в окружающую среду. А во-вторых, все они дают мощный импульс новым художественным проектам.

История вопроса

Первый культурологический пленэр, состоявшийся в 2007 году, подвел итоги творческой и исследовательской работы участников художественного объединения «След», начавшейся в 2000 году. Второй, летом 2008 года, прошел в поселке Спасск Таштагольского района. Совместно с преподавателями кафедры архитектуры

СибГИУ и группой студентов там были проведены работы по благоустройству территории храма Александра Невского.

В июле 2009 г. состоялся культурологический пленэр в рамках международного художественного проекта «Perpetuum mobile». В экспедиции принимали участие не только сибирские художники и искусствоведы, но и группа художников из Бельгии и Голландии. Выставка по его итогам была представлена в городах Кузбасса и на международном фестивале современного искусства в г. Ханты-Мансийск.

Особенностью прошлогоднего культурологического пленэра стало участие известных скульпторов Е. Скурихина, В. Сысоева, Р. Миннебаева, которые создали ряд самобытных арт-объектов в Горной Шории. Сейчас эти работы – неотделимая и необходимая часть местного пейзажа, причем часть столь же культурная, сколь и культовая. Скажем, «Мировой круг», который сложен из камней в селе Кабырза, стал основой для проведения этнографического обряда местных шорцев. Этот обряд – «благоположения» — регулярно проводит здесь шорский национальный ансамбль «Чылтыс». Руководитель уверяет, что арт-объект, созданный участниками культурного пленэра, не только аутентичен древним верованиям, но и как нельзя точнее отражает «настроение места».

Собственно, то же самое можно сказать и о «Сибирской печи», которую сложил в Усть-Анзасе известный керамист из Барнаула Евгений Скурихин. С одной стороны, это традиционный очаг (подобными тысячи лет назад пользовались предки, населяющие наши места), а с другой – это настоящее произведение модного архео-арта: искусства, переосмысливающего древние мотивы в современнойинтерпретации.

Надо отметить, за пять лет участники культурологического пленэра создали в Горной Шории семь скульптур. Кроме перечисленных, это «Трансцедентный трон», «Дом ветра» и другие. Все (что особенно важно!) созданы в технике лэндарта. Что это такое?

Замысловатый термин означает простую вещь: высокохудожественное произведение искусства создается из природного материала и неразрывно связано с природным ландшафтом. То есть отлитых из гипса и выкрашенных краской — «серебрянкой» горнистов, коногонов или «металлургов с веслом» здесь не увидишь. Как и топорно вырубленных из куска дерева «снежных человеков». Задача – не испортить среду «достижениями цивилизации», а выявить еепотаенную красоту, тактично и выразительно подчеркнуть ее, а иногда – просто заметить, предъявить зрителю.

Иностранцы как зеркало русской культуры

Нынешний состав культурологического пленэра довольно пестр. Помимо всегдашнего организатора – директора Новокузнецкой галереи «Сибирское искусство» Ольги Галыгиной ее коллеги-искусствоведы из Новокузнецка Юлия Емец и Татьяна Высоцкая, из Томска – Татьяна Микуцкая, из Омска – Владимир Чирков и Галина Гурьянова, из Кемерова – Марина Чертогова. Художники – Сергей Баранов (Омск) и Любовь Арбачакова (Междуреченск), а также большая группа гостей из Бельгии. Это – директор Академии изящных искусств из города Борсбеек Кристофер Мёул, скульптор Гертрудис Ван Гастел, художники Магда Беккер и Ингрид Лауренс, а также студенты Мёула Крис Селс и Лилиан Штайн.

Естественны вопросы: зачем нам столько иностранцев? И – что они хотят соорудить в Сибири?

На первый хорошо ответил искусствовед Владимир Чирков:

— Иностранцы – это всегда «чужой глаз». Вообще «другой» в широком смысле интересует нас тогда, когда мы хотим лучше познать себя. Их восхищение тем, что для нас, быть может, кажется нормой, их интерес к тому, на что мы глядим с

привычным равнодушием, – вот что освежает наше восприятие своего собственного богатства. Мы через них понимаем себя.

В свою очередь иностранцев Сибирь манит к себе не только романтикой и неизведанностью. Кристофер Мёул уверяет, что «у русских совсем иное мировоззрение. Они видят шире. Они философичнее европейцев, упертых в современные технологии, погрязших в материальном мире». Слышать это, конечно, приятно. Еще приятнее сознавать, что контакты, завязавшиеся между «нами» и «ими», способны обернуться вполне практическим художественным результатом.

Что уже получилось?

Да, собственно, почему «способны обернуться»? Практические результаты уже есть.

Так, благодаря культурологическому пленэру «Горная Шория-2011» в центре Новокузнецка появилась скульптурная композиция «Art in the City». Участие в ее создании, к слову сказать, приняла инвестиционно-строительная компании ТС-групп (средства, материалы). Суть этой художественной акции – сооружение в течение одного дня полноценной городской скульптуры малой формы, украсившей сквер у гостиницы «Новокузнецкая» по адресу:Кирова, 51. Скульптурная композиция представляет собой семью (мама, папа, я) и диваны с брошенными на них пледами. Все это, понятно, выполнено в прочных материалах (бетон, мозаика), но заставляет задуматься об уюте мягкого, теплого дома.

Что касается других остановок длинного маршрута культурологического пленэра, который в этом году проходил через Шерегеш, Кабырзу, Новокузнецк, Кемерово и Усть-Анзас, то большие художественные работы были проведены именно в Горной Шории. В Кабырзе внешние стены местного отеля были декорированы спилами дуба. А в Анзасе создана композиция из камней реки Мрассу.

Но главное – решены профессиональные задачи, которые ставили перед собой искусствоведы. «Речь идет об издании справочника «100 художников Сибири», — рассказывает Ольга Галыгина. — Такой был издан пять лет назад, но, как любое справочное издание, он требует постоянного усовершенствования. Ведь художественная ситуация меняется: уходят одни художники, появляются другие. Если мы хотим, чтобы справочник был работающим, актуальным, он требует регулярной корректировки. В ходе состоявшегося пленэра мы обговорили с коллегами, как будем решать эту задачу».

Ольга ШТРАУС.

Фото Сергея Гавриленко.

 

 

 

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс