Альтернатива школе.Семейное обучение
Продолжаем рассказывать об альтернативных формах получения среднего образования.
Семейное обучение, так же как и экстернат, возможен с любого класса, при этом в любой момент можно вернуться к занятиям в школе. Зачатки его в современном виде возникли с принятием в 1992 году Закона об образовании (он действует и до сих пор).
Проблеме семейного образования даже было посвящено специальное обсуждение в Общественной палате России, которое состоялось в апреле 2011 года.Эксперты затронули вопросы совершенствования нормативной базы семейного образования и других альтернативных форм получения общего образования, обусловленных введением новых федеральных государственных образовательных стандартов и новых норм об альтернативных формах образования в законопроекте «Об образовании в РФ».
А накануне прошло заседание Минобрнауки России по развитию общего образования в РФ, на котором провозгласили, что главная цель государства в области школьной образовательной политики – «создание механизмов, способствующих раскрытию способностей каждого ученика».
Достигнуто это будет через введение федеральных госстандартов. И подкрепят все материальными стимулами. Деньги придут в систему школьного образования в обмен «на обязательства и требования достижения системных эффектов». И среди показателей эффективности работы школы регионы сегодня видят рост наполняемости классов учениками и снижение соотношения численности учителей и прочего персонала школ. Разумеется, больше индивидуально работать с учениками при росте учеников в классе едва ли получится. Но чиновники мыслят в иных категориях, полагая, что, собрав с помощью такой экономии деньги на приличные зарплаты учителям, они облегчат им быт и тем самым добьются более высоких результатов их работы. «Альтернативщики» же полагают, что качество школьного образования может повысить только конкурентная борьба за ученика.
Если экстернат – все-таки больше форма контроля знаний, то семейное образование – это действительно альтернативное обучение. Однако, говоря о такой форме, нужно иметь в виду, что не все родители способны правильно выстроить это обучение.
Интерес к альтернативному образованию особенно ярко проявляется в кризисные годы. Например, всплеск к нему в России случался в 1998 году и недавно в 2008-м. Наверное, потому, что в кризис родители лишаются работы и могут больше времени посвящать детям.
Семейное образование как самостоятельную форму обучения зачастую понимают в силу собственного представления о том, как это должно быть. В некоторых регионах, например, ребенка вызывают для проверки знаний в школу каждую неделю, а в других требуют медицинскую справку, путая с надомным обучением. В Кузбассе с семейным образованием все обстоит по правилам. Может, из-за того, что детей, получающих такое образование, очень мало, к каждому уделяется большое внимание. В нашей области на сегодняшний день форму семейного образования выбрали 73 человека, рассказали нам в департаменте образования и науки. Причины различные: проблемы со здоровьем ребенка, в том числе психическим, психологическая неготовность ребенка постоянно находиться в коллективе, высокий или, наоборот, слишком низкий уровень его интеллектуальных способностей, темп освоения материала и прочее. Каждый муниципалитет разрабатывает свое положение об организации семейного образования. На основании положения родители или законные представители детей заключают договор со школой, в котором прописывается периодичность консультаций, промежуточной аттестации (контрольных точек), вопрос оплаты родителям организации семейного образования. Например, в Прокопьевске эта сумма составляет около полутора тысяч рублей в месяц. Это как бы зарплата родителей за образовательную деятельность, которую они организуют в своей семье.
Право родителей самим дать ребенку общее начальное, основное общее и среднее полное образование в семье гарантировано пунктом 3 ст. 52 Закона РФ «Об образовании». Порядок перехода на семейную форму обучения определен приказом Министерства образования РФ №225 от 27 июня 1994 г. и Примерным положением о получении образования в семье.
Сначала желающим предстоит найти школу, в уставе которой прописана семейная форма обучения. Для этого можно обратиться в местный орган управления образования, где есть данные на все районные школы. Нужно будет написать заявление на имя директора. Можно получить в школе на время обучения в семье бесплатные учебники и литературу из школьной библиотеки, методическую помощь и консультации учителей. Государство обязано выплатить родителям или лицам, замещающим их, денежные средства, равные затратам на образование ребенка, как если бы он продолжал учиться в государственной или муниципальной школе.
Обучать ребенка на дому могут как сами родители, так и приглашенные преподаватели. При семейном обучении ребенок прикрепляется к конкретной школе. Ученики каждый год проходят аттестацию в общеобразовательной школе и по ее итогам по решению педсовета переводятся в следующий класс. Выдержавшие итоговую аттестацию получают документ государственного образца о соответствующем образовании. Контроль за обучением остается в ведении школы. Если ученик не усваивает программу, администрация образовательного учреждения может предложить продолжить обучение в школе, перевести в класс компенсирующего обучения или оставить на повторный курс.
В столице Кузбасса только один ребёнок получает семейное образование в самом точном смысле этого понятия. Настя (так звать девочку) должна была в прошлом году пойти в первый класс, но её родители заявили, что предпочитают для дочки семейное образование. В устав школы №80, куда должен был пойти учиться ребёнок, внесли изменения, чтобы организация такой формы обучения была законной. Об этом рассказала директор школы Ольга Галушкина. По её словам, решение родителей Насти её нисколько не шокировало, так как она имеет большой педагогический и административный опыт и уже сталкивалась с семейным образованием. Ольга Васильевна рассказала, что эта девочка воспитывается в многодетной семье. В детский сад она не попала из-за большой очереди, потом стали рождаться братья и сёстры, и родители приняли решение об организации семейного детского сада. Затем, когда Насте пришло время идти в школу, приняли решение, что и учиться ребёнок будет не в школе, а в семье. Благо родители образованные, сами они педагоги. Мама – филолог, а папа – историк.
Был заключён договор со школой. Первое полугодие педколлектив переживал, что из этого выйдет. Зимой Настю с родителями пригласили в школу на предварительную проверку знаний и были приятно удивлены: уровень образованности был весьма высок. Когда уже в мае Настю аттестовали за первый класс, у всех отлегло от сердца: ребёнок шёл впереди своих сверстников. Педагоги уверены, что и в следующем году девочка покажет отличные результаты, и тогда можно будет говорить о переводе на экстернат, чтобы была возможность ребёнку «перескочить» через класс.
Но несмотря на высокую результативность семейного образования в отношении именно этого ребёнка, у Ольги Васильевны на этот счёт мнение неоднозначное. Она говорит, что уровень знаний – это одно, а социализация школьника в коллективе класса – это другое. В полном объёме социлизация возможна только при аудиторном обучении среди одноклассников. Но это, разумеется, частное мнение в таком спорном вопросе.
В 21-й гимназии в Кемерове на своеобразном семейном обучении находится девочка Даша. Но здесь несколько другая ситуация. Родители написали в августе заявление, чтобы их ребёнок был переведён на такую форму обучения. Тогда она только второй класс окончила. Дело в том, что семья живёт за рубежом, а её мама – педагог. В гимназической библиотеке они взяли все необходимые учебники. И дважды в год посылают сюда контрольные работы на проверку: когда по Интернету, а когда и с оказией через папу, который приезжает в Кемерово в командировки. Это чем-то напоминает экстернат, но в данном случае ребёнок в другой языковой среде не посещает иностранную школу, а реально занимается с мамой. Планируется, что и следующий учебный год девочка будет учиться так же.
Сергей БРЫЗГАЛОВ.
Продолжение .Начало читайте в материале Альтернатива школе
(Окончание следует.)