Соцсети:

Техосмотр по-новому

13 июля 2011 | Газета «Кузбасс»

Техосмотры «по-новому» обрели легитимность – президент России подписал соответствующий закон. С 1 января 2012 года начнет отсчет переходный период: в течение двух лет автовладельцы или их представители смогут проходить ТО как в новых специально аккредитованных центрах, так и в «старых», работающих по договору с ГИБДД.  Можно ли ожидать, что в итоге головной боли у автовладельцев станет меньше, а движущийся по нашим дорогам транспорт станет более исправным и безопасным?

Откинула… колесо
Некоторое время назад я стала свидетелем такого эпизода. В Кемерове, на узком «серпантине», спускающемся с Красной Горки к Кузнецкому мосту через Томь, как раз на повороте проезд перегородила съехавшая на обочину иномарка. Сильно накренившись, она стояла по одну сторону дороги. А на встречной полосе лежало… ее отвалившееся колесо. То ли ЧП произошло до наступления «часа пик», то ли просто удача сопутствовала остальным участникам движения, но других битых авто не наблюдалось. Да и водитель-женщина, стоявшая рядом с машиной, судя по ее виду, сильно не пострадала. На фоне трагедии, которой не случилось, огромная пробка воспринималась как досадное недоразумение…
Впрочем, официальная статистика облГАИ утверждает, что подобных аварий в Кузбассе немного. За первое полугодие текущего года, например, в области произошло 1326 ДТП. И только 9 из них, или 0,7%, – из-за технической неисправности транспортного средства. За 8 месяцев прошлого года показатель был еще ниже: 5 «технических» аварий из 2024 (0,25%). Выходит, техосмотр в прежнем варианте, который народ ругал за длительность процедуры, коррупционность и формализм, главную свою задачу все-таки выполнял: заставлял транспортные средства соответствовать требованиям безопасности дорожного движения?

 

 

 

 

 

 

 

 

С другой стороны, говорят, будто бы Грузия, вообще отменившая техосмотр, ухудшения в техническом состоянии автомобилей не заметила. А с августа ее примеру последует Украина.
Хорошо ли для русского то, что хорошо для грузина и украинца? И чего нам следует ожидать от передачи ТО из ведения ГАИ в ведение сервисных станций?

Евгений СМИРНОВ, начальник отдела технического осмотра ГАИ Кемеровской области:
– Могу отметить несколько существенно важных моментов той системы контроля, которая действовала до сих пор. Если говорить об интересах граждан, в последние годы многие приезжали на техосмотр не для того, чтобы его «пройти», а чтобы продиагностировать свой автомобиль и выявить реальные неисправности. Чтобы потом устранить их на СТО, а не платить за несуществующие неполадки, якобы обнаруженные работниками станции, заинтересованными в том, чтобы клиент заплатил больше.
Что касается интересов государства, Кузбасс до сих пор оставался одним из немногих регионов, где средства от проведения техосмотра поступали в бюджет области. В системе облГАИ создана мощная сеть пунктов техосмотра, оснащенных современными средствами диагностики, они действуют в каждой административной территории области. И сегодня руководство нашего управления выступает за то, чтобы сохранить эту базу и в дальнейшем использовать ее по прямому назначению. А в каком виде она будет принадлежать государству или субъекту Федерации – вопрос второй.

Владимир БОЙКО, президент Кузбасской ассоциации страховых организаций (КАССО), генеральный директор страховой компании «Коместра»:
– Автострахованием в Кузбассе занимаются 34 страховых организации. После того как в СМИ прошла информация об изменении процедуры техосмотра, к страховщикам стали обращаться собственники СТО, желающие получить аккредитацию на проведение техосмотров. Это не наши полномочия. Таким правом наделен Российский союз автостраховщиков (РСА), созданный на основании федерального закона об ОСАГО. Именно эта организация, находящаяся в Москве, и будет проводить документарную аккредитацию. То есть соискатели должны будут отправить туда пакет документов, подтверждающий наличие у них необходимой материальной базы и специалистов соответствующей квалификации. А РСА должен в течение 10 дней аккредитовать их либо обоснованно отказать. Очные проверки состояния дилерских центров техосмотров будут проводиться только по жалобам граждан или госорганов.
Что касается компаний, работающих на рынке автострахования, у нас по новому закону дополнительно возникают одна обязанность и одно право. Обязанность – при заключении договора ОСАГО проверить, есть ли у страхователя талон техосмотра, имеющий «запас действия» более полугода. Право – в случае ДТП, если будет доказано, что оно произошло из-за технической неисправности автомобиля, возместить ущерб страховой компании за счет техцентра, который выдал талон техосмотра. Сегодня ведь никто в причинах аварии особо не разбирается. Колесо отвалилось или тормоза не сработали – это очевидно. А вдруг управляемость была нарушена из-за развала-схождения?..
Станет ли больше порядка в результате введения новой системы? Думаю, да. Во-первых, возникнет конкурентная среда, что очень хорошо для потребителя услуг. Во-вторых, техцентры будут отвечать за качество проведения техосмотра собственным рублем, а это залог дисциплины на рынке. К тому же ГАИ планирует проводить на линии проверки технического состояния автомобилей. Остановили, проверили тормоза, они неисправны, а талон техосмотра выдан неделю назад. Инспекция – госорган, который может обратиться в РСА с претензией на качество проведения техосмотра. А это уже основание для отзыва аккредитации у техцентра.

Виктор МАРТЫНЕНКО, генеральный директор кемеровского ПАТП-3:
– Думаю, нам пока рано следовать примеру Грузии и Украины. Сколько раз уже было: доведем что-нибудь до абсурда, а потом удивляемся – отчего все так плохо?
Система внешнего контроля технического состояния транспорта нужна, и, наверное, правильно, что ее выводят из подчинения ГАИ, эта функция не совсем ей свойственна. Логичнее, если техосмотр будут проводить одни, а контролировать качество этой работы другие. А то получалось так: сам играю, сам пою, сам билеты продаю.
А вообще-то в хорошем техническом состоянии транспорта прежде всего заинтересован его собственник. Пройти ТО – не самая большая проблема, вот если на линии что-то из-за технеисправности случится – это гораздо более серьезно. В советские времена стоимость проезда в автобусе равнялась стоимости литра бензина. Сегодня проезд почти вдвое дешевле, чем литр топлива. А пассажиры стали более внимательно относиться к своим правам и не стесняются предъявлять претензии, если транспортники, по их мнению, нанесли вред их здоровью – пусть даже неумышленный. Чем меньше будет таких претензий, тем больше выиграют все заинтересованные стороны.

Александра ЛОЗИНСКАЯ, пассажирка:
– Кто будет проверять исправность транспорта, не суть важно, главное, чтобы проверка была настоящая. А то едешь в этих маршрутках – или двери не закрываются, или она дребезжит так, что того и гляди, развалится, или от выхлопных газов не только на улице черно, но и в салоне дышать нечем. И при этом талон техосмотра у нее есть. Получается, «гаишники» сами допустили ее к перевозке пассажиров, и сами же потом предъявляют претензии во время рейдов. Как унтер-офицерская вдова, которая сама себя высекла.

Марина, автомобилист:
– Прежде чем в очередной раз пройти техосмотр, я поехала на станцию СТО и попросила подготовить мой автомобиль к визиту в ГАИ. Приличные вроде бы специалисты, у которых я обслуживалась ранее, отчитались о проделанной работе и выставили мне счет – тысячи три с половиной, если не ошибаюсь. На следующий день к 8.30 утра я приехала на пункт техосмотра. Записывалась через Интернет и, действительно, заехала на линию диагностики в назначенное мне время, минуя общую очередь. Кто знает, что такое очереди на техосмотр, меня поймет. Уже в 8.40 я могла бы выехать с территории ГАИ с новым талоном техосмотра, но вот так сразу мне его не дали.
Оказалось, что из трех стоп-сигналов два у меня не работают – и это после сервисной станции! Можно бы предположить, что обе лампочки по случайности перегорели уже после обслуживания, причем одновременно. Но это – в порядке бреда. Стоимость одной лампы – 50 рублей. Пока я их искала, покупала, меняла, заново становилась в очередь (уже на общих основаниях) и пережидала начавшийся у инспекторов ГАИ обед, прошел целый день.
К инспектору ГАИ у меня претензий нет: опасно ездить без стоп-сигналов. А вот к людям, которые взяли с меня деньги за подготовку к техосмотру, имеются. К слову сказать, когда я их высказала, извиниться передо мной никто и не подумал. Так что я очень сомневаюсь, что порядка при новой системе прохождения ТО будет больше и частные дилеры не будут разводить автовладельцев на деньги. Тем более что уже сейчас заявлено: стоимость коммерческого ТО будет выше, чем в ГАИ.

Для справки
Принятие подзаконных актов, подробно расписывающих механизм действия нового закона, ожидается не раньше осени. Пока что в центральных СМИ озвучены лишь базовые моменты.

 

 

 

 

 

 

 

Во-первых, пройти осмотр можно будет в любом пункте ТО, независимо от места регистрации автомобиля.

Во-вторых, предельный размер платы за эту процедуру регионы будут устанавливать сами – в соответствии с методикой, утвержденной федеральной службой по тарифам. И максимальный размер этой платы не должен превышать 2000 рублей.
В-третьих, правительство собирается сократить количество операций, через которые «прогоняют» автомобиль. Нынче их 43: от проверки аптечки до контроля состояния тормозных колодок.

подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс