Актуальное

Золото не тех манит?

7 июля 2011 | Газета «Кузбасс»

Что нужно для успеха в любом деле? Желание, компетенция (это когда не просто знаешь, но и умеешь) и деньги. Но часто достаточно и первых двух условий. Потому что найти деньги, точно зная, как их потратить прибыльно, не проблема. Правда, как выясняется, работает это правило далеко не всегда. Сбои есть даже в манящем одним своим названием золотом бизнесе. Не везет Кузбассу в последнее время на золото, несмотря на его стабильно высокую цену третий год подряд.

Есть несколько объяснений тому, почему в некогда «золотом» регионе (официальный отсчет добычи на самых известных месторождениях на севере Кузбасса ведется с начала 19-го века)  сейчас о золоте почти не слышно. Во-первых, добывают у нас его всего в пределах одной тонны. Красноярск, Чукотка, Иркутск с их десятками тонн на российской золотой карте, естественно, сияют ярче. Во-вторых, золотой блеск не виден под кузбасскими угольными миллионами тонн. Не актуален для власти, не различим для бизнеса. Вся политика в недропользовании, экологии, строительстве новых добывающих мощностей настроена под уголь. Статус главного угольного региона страны, как говорится, обязывает. Редкое исключение – железная руда да щебень. Но первая тоже связана с углем: она вместе с ним работает на кузбасских металлургов. А добыча щебня для дорожного строительства – это примета любого региона, который хотя бы ремонтом дорог занимается. Потому идеи добывать золото в угольной среде иногда кажутся призывом к успешному зерновому фермеру заняться еще и виноградом. Созреть-то, может, виноград  и созреет. Да только зачем виноградник городить? Может, лучше побольше земли под пшеницу распахать?
Добыча золота, конечно, не виноградная экзотика, но все равно дело хлопотное. Это в прошлом веке в регионе осваивались легкие для добычи места. Сейчас, чтобы взять «большое» золото, судя по опыту оставшихся в добыче компаний, нужны немалые деньги на новую технику и специалисты: и техники, и людей в Кузбассе в этой сфере сильно поубавилось. Да и сами участки, как правило, труднодоступны – на реках в глухой тайге. Взять такое золото подчас не под силу даже «великим», таким, как бывший мэр Москвы Юрий Лужков. В конце 90-х годов прошлого века Кузбасс активно дружил с Москвой. Плодом этой дружбы стало, в том числе, совместное предприятие по добыче золота под Междуреченском. Горнорудную компанию так и назвали – «КеМо» («Кемерово-Москва»).  Запасы Федоровского месторождения заманили московского градоначальника, который пообещал выделить на строительство предприятия 10 млн долларов. Строительство началось: кто видел, рассказывает о штольне близ реки Федоровка. Но довольно скоро все замерло. Набрав кредиты, москвичи к золоту охладели. Дело дошло до банкротства компании. А кузбасские и московские власти продали свои акции одной томской структуре. Новые владельцы сначала было вселили надежду, пообещав все те же 10 млн долларов, и даже вывели «КеМо» из-под банкротства, заключив мировое соглашение с кредиторами. Однако и тут не заладилось. Обязательства по выплате долгов в течение трех лет выполнены не были, и в конце прошлого года один из кредиторов стал вновь добиваться объявления «КеМо» банкротом. Суд с аргументами согласился. На днях срок банкротства был продлен: уж слишком все непросто оказалось в так и не состоявшемся золотом промысле, и арбитражному управляющему потребовалось больше времени, чтобы с ними разобраться.
По всем признакам история эта закончится ничем. Золота с Федоровского (а обещано было до 800 кг в год) при таком раскладе мы вряд ли увидим, считают наблюдатели. По одной из версий,  с золотом там вообще проблемы. Запасы, якобы, не подтвердились. По другой версии – все наоборот. Запасы есть, но детальную разведку никто так и не провел. Все потому, что не было тех самых обязательных условий – желания, компетенции и денег. Во вторую версию верится больше. Золото, конечно, металл коварный, особенно если оно не в россыпях по берегам рек, а коренное, то, что в шахтах добывают. Иногда все его признаки налицо, а его нет. Но, по Федоровскому, еще в советское время  было ясно – золото тут есть.
Подобная история, похоже, разворачивается и в Тисульском районе на Федотовском месторождении, которое в 2008 году досталось крупной московской компании. Представители этой структуры тогда демонстрировали неподдельную радость от того, что им досталось одно из самых привлекательных месторождений в регионе. Однако до сих пор видимых движений по освоению участка не замечено.
Желания, компетенции и деньги очередных претендентов на кузбасское золото этой зимой оценивались на аукционе по небольшому (всего на 50 кг) участку в Таштагольском районе. Все три составляющие оказались настолько слабы, что ни один из претендентов к торгам так и не был допущен.
…Через несколько дней заканчивается прием заявок на право освоения участка в Тисульском районе с запасами более 100 кг. Идея осваивать это место – давняя мечта местных властей. А у управления по недропользованию после всех последних историй, насколько мне известно, довольно жесткая установка – допускать до торгов только тех, кто соответствует заявленным условиям…

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс