Райтер и его девушки
Граффити — неотъемлемая часть уличной культуры. И если пару лет назад в большинстве случаев оно выглядело, откровенно, как мазня дворовых мальчишек, то сейчас, проходя мимо какого-нибудь расписного здания, дивишься профессионализму создателей настоящего граффити-шедевра.
Данила Апанасов, студент 2-го курса кафедры графического дизайна Кемеровского госуниверситета культуры и искусств, увлёкся граффити еще в школе. Со временем его работы стали украшением многих конструкций, фасадов зданий, бетонных ограждений Кемерова. И сегодня наш разговор с бывалым райтером о его граффити-творчестве.
Морозное начало
— Помню, как-то возвращался из школы домой и увидел парней, которые возились возле трансформаторной будки. Подошел поближе. Оказалось, ребята рисовали граффити. Мне стал интересен сам процесс. В тот момент подумал, что это отличная возможность для обычного подростка вроде меня как-то выделиться из толпы. Увлечься чем-то особенным. Тем более, я уже и тогда неплохо рисовал — окончил художественную школу с красным дипломом и мечтал стать настоящим мастером своего дела.
У приятелей узнал, что есть граффити, и дело, как мне казалось, оставалось за немногим: сходить в магазин и купить краски. Денег хватило на самые дешевые баллоны, но в тот момент мне и этого было вполне достаточно, чтобы почувствовать себя самым счастливым человеком на планете. Вот только первый опыт в качестве райтера у меня был, мягко сказать, провальным. Вышел творить в мороз. За окном -30, но дома сидеть не мог, просто сгорал от нетерпения попробовать себя в новой роли. Однако вдохновение пропало практически сразу же. Закоченелыми руками пытался выдавить замерзшую краску из баллона и запечатлеть хоть что-нибудь, но в конечном итоге получились лишь какие-то невнятные символы. Раздосадованный, решил, что граффити не для меня.
Однако любопытство спустя некоторое время вновь взяло верх. Познакомился с моим ровесником, ныне студентом КузГТУ, Ильей Klaus, который на тот момент времени писал уже неплохо. Он более детально рассказал, что к чему, и с тех пор начали создавать стрит-творчество вместе.
Кстати, в нашем городе очень проблематично купить хорошую краску. Особенно меня поражает нелепая цветовая линейка на прилавках: люминесцентные краски, «грязные», неподходящие оттенки. Словом, приходится выкручиваться и баллоны заказывать в интернет-магазинчиках.
Граффити-стайл
— У меня есть и свои «кумиры» – это райтеры из Кемерова Никита Paris и Вадим Mezzo, а также Иван Fans из Новосибирска. Потрясающие художники, у которых уже выработался свой неповторимый стиль, проявляющийся и в использовании определенных цветов, и шрифтов.
Среди граффитистов есть тэгеры, которые пишут свои псевдонимы красивыми шрифтами. Бомберы – простые незамысловатые буквы в форме пузырей, блоков, которые выполняются всего за несколько минут. Чьё-то творчество направлено на изображение разных ужастиков. Мне же неинтересно рисовать кишки и зомби, главное в моем творчестве – это позитивный посыл. Стремление сделать наш город красивее, ярче, поднять людям настроение. Поэтому создаю персонажи, чаще женские. Просто нахожу красивые лица девушек в Сети и копирую их на стену. У моих героинь и героев нет историй, о которых хочется рассказать. Это просто случайные прохожие, которые на мгновение оборачиваются, и ты видишь их чудные лица, улыбки, настроение. Иногда они забавны, иногда соблазнительны, иногда задумчивы, иногда экстравагантны…
Кстати, мой любимый художник – импрессионист Ренуар. Не скромно, но я тоже взял себе псевдоним Renuar (правда, немного изменил написание имени).
Реакция
— Есть в нашем городе и граффити, на которых изображены реальные люди. Так, например, недавно знакомый решил приготовить своей девушке сюрприз. Попросил меня написать ее портрет на гараже во дворе дома. Дал фото. Однако, витая в облаках, забыл предупредить хозяина того самого гаража. Мы с приятелем почти закончили, как хозяин предстал перед нами. Растерялись, даже и сказать не знали что. Были готовы к любому развитию сюжета. Однако мужчине картинка понравилась. Разве что только попросил нас ненадолго прерваться, чтобы вещи из гаража забрать, за которыми, собственно, и пришел.
Надо сказать, что граффити очень привлекает экстремалов, которые любят творить в запрещенных местах, то есть заниматься нелегальным граффити – бомбингом. А потом в панике уносить ноги, как только на место приезжают полицейские. Мне же это не по душе. Гораздо приятнее без нервов облагораживать места, назовем их так, разрешенные. Притом очень здорово, когда кто-нибудь из прохожих останавливается посмотреть, как мы пишем. И это не только молодежь, но и взрослые люди. Иногда даже старички скажут несколько хвалебных слов в наш адрес. Бывает и весьма неоднозначная реакция. Так, например, на набережной мы как-то рисовали мужчину. Двоим прохожим показалось, что это Майкл Джексон. А как раз в тот самый день последний концерт артиста по ТВ показывали. Видимо, парни оказались фанатами этой музлегенды. Растрогавшись, ребята стали танцевать возле стены. Пытались показать и лунную походку. Мы же не знали, как реагировать. То ли стебаться, то ли слезу пускать.
Лжетворчество
— Обидно, когда наши «полотна» портят. Причем делает это скорее всего ребятня. Пишут отвратные тэги, рисуют всякие кракозябрины. А особенное удовольствие, как показала практика, им доставляет пририсовывать свои «элементы».
Примечательно, сегодня настоящим граффити занимаются в основном профессионально. Вот поэтому с каждым годом его уровень растет. Так, например, не для хвастовства, а к слову скажу, что нам посчастливилось попасть на июльский международный фестиваль «Стенография» в Екатеринбурге. Из 500 экземпляров было отобрано 60, в том числе и наш.
Отмечу, уличные художники делятся на два типа: те, кто постоянно импровизирует, и те, кто заранее прорисовывает каждую деталь на листке бумаги. Я же отношусь к промежуточному типу. Макет готовлю заранее, но по ходу добавляю разные незапланированные ранее элементы.
…Моя комната – это настоящая мастерская, где рождаются разные идеи. Граффити помогает и в учебе. Это отличная возможность поставить художественный эксперимент с цветом, композицией, объемом. А еще мне нравится то непередаваемое чувство, когда понимаешь, что можешь сделать наш город чуточку красивее, а жизнь интереснее.
Алена ФЕДОТОВА.
Фото Кирилла Кухмаря.